Татьяна Алекберова
Дидактическая развивающая игра «Волшебный круг»
«Волшебный круг»
Дидактическая развивающая игра для детей среднего, старшего дошкольного возраста
Цель: закрепить знания детей о культуре, традициях бурятского народа.
Задачи:
• Познакомить с понятием «время», учить определять «сколько времени?» по часам.
• Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе (приметы зимы, весны, лета, осени, названиях месяцев.
• Учить детей классифицировать животных, птиц, рыб, растения нашего края.
• Дать понятия «намадные животные»,
Публикация «Дидактическая развивающая игра „Волшебный круг“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Круг, овал. Геометрические фигуры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2021
• Учить детей играть в «шагай наадан», игру в кости,
• Закрепить знания детей о животных восточного гороскопа,
• Закреплять умение ориентироваться на плоскости, в пространстве.
• Воспитывать интерес к изучению природы, истории, своей малой Родины, традиций и культуры бурятского народа.
Игра решает задачи следующих образовательных областей, в соответствие с ФГОС ДО:
Познавательное развитие. Поощрение действий, направленных на познание окружающего мира, развитие познавательной мотивации, формирование представлений о цвете, количестве, числе, пространстве и времени.
Социально-коммуникативное развитие. Создание условий для освоения детьми дошкольного возраста норм, ценностей, культуры, принятых в обществе. Развитие социального и эмоционального интеллекта детей, способствовать развитию доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Воспитания любви к малой Родине, толерантного отношения к людям разных национальностей. Способствовать к привитию нравственно-патриотических чувств.
Варианты игр на «Волшебном круге»
1. Игра «Часы». По кругу располагаются цифры от 1 до 12, в середине
две стрелки минутная и часовая. Дети знакомятся с понятием минутная стрелка, часовая, расположением цифр на игровом поле, определяют время.
Ход игры. Детям предлагается готовый циферблат, положение стрелок предлагается менять в зависимости от задания педагога. В начале игры дети ставят стрелки по образцу, затем выкладывают самостоятельно.
2. Игра «Времена года».
На круге располагаются 4 сегмента: белый – зима, синий-весна, зеленый – лето, желтый – осень.
Детям предлагаются картинки с изображением сезонных явлений, они должны правильно расположить их в соответствие с сезоном и рассказать, почему так сделали.
3. Игра «Месяцы».
На круге располагаются 4 сегмента: белый – зима, синий-весна, зеленый – лето, желтый – осень. К этим сегментам добавляются еще на каждый сегмент по 2 малых сегмента разного цвета. В результате получатся 12 сегментов, которые соответствуют
12 месяцам.
Задание А. для детей старшего возраста: назвать по порядку все
месяцы года, отдельно назвать месяцы зимы, весны, лета, осени.
Задание Б. для детей старшего возраста: расположить самостоятельно все месяцы по памяти, по цветам. Закрепление сенсорных навыков, моторной памяти.
4. Игра «Намадные животные».
Круг разделен на 5 частей заборчиками (загоны, детям предлагаются игрушки – животные, задание: выбрать из имеющихся животных – намадных и расположить их по «загонам». ( Намадные животные: верблюд, корова, коза, лошадь, баран).
Для детей старшего возраста: рассказать, какую пользу приносят эти животные человеку.
Для детей средней группы предлагаются дополнительно опорные картинки с изображением (мясо, шерсть, шуба, одежда, игрушки, юрта, обувь, лекарство, молоко).
5. Игра «Птицы - рыбы, растения - животные».
На круге располагаются 4 сегмента: белый – небо, синий -вода, зеленый – лес, желтый – земля.
Задание для детей средней группы: из предложенных картинок животных, растений, рыб и птиц распределить из по местам обитания.
Задание для старших дошкольников: из предложенных картинок животных, растений, рыб и птиц, выбрать, соответственно, животных, растения, рыб, птиц наших краев и расположить по местам обитания.
6. Игра «Юный ориентировщик».
Круг лежит на столе, на круге располагаются обозначения: север, запад, юг, восток.
Задание для детей средней группы: найти предметы, мебель, то есть что находится в группе в северной стороне, в южной, соответственно,
в западной и восточной.
Задание для детей старшей группы: определить направления розы ветров на плоскости, в группе, далее на участке детского сада. Составить план группы, участка.
7. Игра «Шагай наадан».
Прежде всего, важно запомнить, как выглядит и как называется каждая сторона «шагай»
Хонин (овца) Ямаан (коза) Тэмээн (верблюд) Морин (лошадь) хэр (корова)
Игра заключается в том, что все кости высыпаются на круг, каждый игрок выбирает себе животное и собирает кости в соответствии с выбранным животным. Выигрывает тот, кто больше наберет животных
8. Игра «Восточный календарь».
Задание А: Детям среднего возраста предлагаются картинки животных восточного календаря, необходимо расположить их по порядку с опорой на образец. Предварительная работа: чтение легенды о животных восточного календаря.
Задание Б: детям старшего расположить животных по порядку без образца, по памяти.
9. Игра «Расставь мебель в юрте».
Детям предлагаются атрибуты убранства бурятской юрты и мебель, необходимо расставить все по местам. Дети должны знать, что правая сторона юрты это мужская сторона, а левая – женская, в середине – очаг.
Дети среднего возраста расставляют мебель и убранство по образцу.
Детям старшего возраста располагают мебель и убранство по памяти. Далее предлагается самостоятельно сделать эскиз внутреннего убранства юрты, изображающий вид сверху юрты.
10. Игры по инициативе детей.
Задание: детям придумать свою творческую игру на основе «Волшебного круга».
Список литературы:
1. Примерная образовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Конспекты занятий в старшей группе «Познавательное развитие» В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. Воронеж 2008 г.
3.«Моя родина – Россия» К. Ю. Белая, М. А. Злобина