Ася Левашова
Игра в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Введение
Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это смягчает переход от одной деятельности к другой, а так же тем, что в процессе игры дети легче усваивают знания.
Занимаясь с детьми в дидактические игры учебные, познавательные задачи ставьте не прямо, а косвенно - дети овладевают знаниями играя. Обучающая задача в таких играх замаскирована, ребенок стремится играть, выполнять определенные игровые действия. В дидактической игре присут-ствуют структурные элементы: обучающая задача, игровое действие или иг-ровой элемент и правила игры. Иногда выделяют содержание игры и ее окончание.
Публикация «Игра в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность проблемы: дидактические игры, являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребёнка. В процессе игр пополняется и активизируется словарь детей, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, формируется правильное звукопроизношение.
Основная цель работы заключается в том, чтобы повысить речевой уровень детей с помощью дидактической игры.
Задачи :
• Побуждать детей к общению друг с другом;
• Способствовать закреплению навыков пользования инициативной ре-чью;
• Способствовать совершенствованию разговорной речи;
• Способствовать обогащению словаря;
• Обеспечивать условия на формирование грамматического строя языка.
Дидактическая игра в развитии речи детей
Речь - яркий показатель развития ребенка, инструмент развития выс-ших отделов психики. Обучая ребенка речи, вы одновременно развиваете его интеллект. Развитие интеллекта - центральная задача, которую нам предстоит решить в этом году.
Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе - в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром. Знаковая система языка хморфемы, слова, словосочетания, предложения - кодирует окружающую человека действительность.
Темпы обогащения речи зависят от совсршснства структуры речевых навыков (особенно фонетических и грамматических).
Пятый год жизни - период наивысшей речевой активности. Дети овладевают всей сложной системой грамматики, включая закономерности синтаксического и морфологического порядка, и на интуитивном уровне правильно употребляют слова, которые являются исключениями из правил (кино, пальто, кофе). Достаточно высок и уровень лексики. Обратите вни-мание, в речи детей появляются синонимы, антонимы, образные сравнения и противопоставления. Ребенок без усилий употребляет существительные с разными суффиксами (медведица - медвежонок - медвежоночек - медве-душко - медведгаце). Удивительно точно оценивает объекты и явления ("притолстился", "вертучий", "сосульчатый", прилагательные разных сте-пеней сравнения (тяжелый - очень тяжелый, полегче, совсем легенький, а также обозначение оттенков цветов (сиреневый, сиреневатый, малиновый, темносерый и др.). Заметно возрастает число глаголов, причем дети упо-требляют синонимы с родной эмоциональной окраской (идет - шагает - вы-шагивает - плетется - бредет). Прислушайтесь к высказываниям детей, появляется множество слов относящихся к разным частям речи и обозначающих деятельность людей, их взаимоотношения, поступки, поведение, переживания. Это возраст оформления социально - стандартизированной речи, В ситуациях требующих что-то сопоставить, объяснить и доказать, речь ребенка становится сложнее. Появляются громоздкие и нерасчлснснныс на предложения высказывания ("Потом принц хотел навсегда жить у Золушки, но у него дома была такая работа, что он всегда трудился, не мог от этой работы отойти и ходил только к Золушке").
Заметьте, что речевые умения совершенствуются незначительно. Нарастает количество кратких просьб и распоряжений ("Отойди!", "Поставь сюда!") и сокращается количество реплик доброжелательных, аргументированных, содержащих объяснения ("Не мешай мне, пожалуйста, - не видишь, я же самолет завожу!"). Ребенок реже сопровождает речью свои действия. Однако, если ребенку предложить задачу, при решении которой он испытывает затруднение. У него возникает внешняя речь, хотя прямо и не обращенная к собеседнику. Формируется новая функция речи интеллектуальная, т. е. планирующая и регулирующая практическое действие (речь "дла себя", речевое овладение собственным поведением).
Интеллектуальная функция речи выполняет коммуникативное назна-чение, планирование своего поведения, решение мыслительных задач - это моменты деятельности общения.
Формирование у детей лексических и грамматических навыков обу-словлено тем, насколько серьезно в разговоре в ним станете слушать ответы и рассуждения, помогать ребенку формировать мысль, своевременно подсказывая ему слова более точные и умственные в том или ином конкретном случае.
Разнообразная стилистическая дифференциация речи обеспечивается синонимией языка: лексической, грамматической, фонологической (разно-образие интонаций при произнесении одной и той же фразы). Чем больше слов - синонимов будет у детей на "слуху" и в обращении, тем богаче и вы-разительнее будет их речь.
Слова - обобщения (родовые и видовые понятия) : посуда (кухонная, чайная, столовая); транспорт (подземный, наземный, воздушный, морской, речной). Детям полезно объяснить, что один и тот же объект в зависимости от ситуации можно назвать, разными словами, и это будет правильно (клевер - это и клевер, и трава, и растение).
Существительные для этимологического анализа: черника, горихвостка, кукушка, подснежник, вторник, среда, четверг, пятница, подосиновик, подберезовик, ельник, осинник, дубрава, дровосек, луноход.
Слова - антонимы: низкий - высокий, узкий - широкий, длинный - короткий, мелкий - глубокий, вперед - назад, вдали - вблизи, темно - светло, грустно - весело, улетел - прилетел, привинтил - отвинтил, загородил - разгородил.
Сходные по значению существительные и глаголы: ветер - ветерок, спит - дремлет.
Существительные, образованные при помощи разных суффиксов: хоккеист, воспитатель, воспитательница, сахарница, масленка, в том числе однокоренные слова: заяц - зайка - зайчик - зайчишка - заинька - заюшка, зайчиха - заячья.
Однокоренные глаголы: лепил - слепил - вылепил; строил - построил - выстроил - достроил - надстроил.
Слова - разные части речи, характеризующие мир человеческих отношений, поступки людей, их переживания: поссорились, обидел, огорчился, рассердился.
К шести годам дети освоят основные грамматические формы: пред-ложно - падежные формы имен существительных единственного и множе-ственного числа, формы изменения большинства имен прилагательных по падежам, числам, родам; правильное употребление глагольных форм, наре-чий.
Влияние игры на развитии речи детей
Речь - яркий показатель развития ребенка. Чем лучше будет развита речь ребенка, тем выше гарантия успешного обучения в школе. Работая с детьми, могу отметить, что способность выражать свои мысли и чувства, описывать происходящие события, вести дискуссию - важные показатели общекультурного развития ребенка.
Наблюдая за детьми вижу, что развернутость ответа, способность ар-гументировать свое мнение являются важными критериями усвоения зна-ний. Чтобы ребенок, хорошо понимая взрослого, и умел быстро и отчетливо отвечать ему, необходимо развивать речевые навыки ребенка, расширять его словарный запас.
Из опыта своей работы могу сказать, что эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира - это характерный признак духовной жизни детской личности. Если бы ребенок не воспринимал гармонического единства окружающих вещей и явлений - цвета, запахов, звуков, состояний, движений как красоты, являющейся неисчерпаемым источником радости, полноты духовной жизни, мир его был бы хмурым и неприветливым. Работая с детьми я всегда помню, что детское сердце в одинаковой мере чувствительно и к красоте природы, и к музыке, и к родному языку.
Нельзя развивать речь ребенка, не совершенствуя его восприятие ми-ра, его чувств, не воспитывая кропотливо его ум.
Детская речь отличается от взрослой. Хочу заверить к моменту по-ступления в школу ребенок будет легко объясняться предложениями, а не отдельными словами, и полностью усвоит грамматический строй языка. Ребенок понимает значение многих частей слова, особенно уменьшительно - ласкательных суффиксов «енок», «ица» охотно придумывая новые слова (медведь - медведица, медвежонок; волк - волчица - волчонок). При этом в детской речи преобладают существительные глаголы - указания на то, что происходит и кто действует, а обстоятельства, условия происходящего чаще упускаются.
В своей работе замечаю, что возрастной особенностью дошкольника является ситуативность - стремление описывать только наличные события, без обобщения сказанного. Мышление ребенка конкретно, это выражается в его речи. Общаясь с другими детьми ребенок дошкольного возраста обычно помогает, что партнер также видит и знает, о чем идет речь - это особенность развития дошкольника. Ребенок не вводит в ситуацию, а рассказывает о ней так, как видит ее сам.
Общаясь с детьми отмечу, что отличительная черта дошкольника - ее непосредственность: ребенок высказывается непроизвольно, импульсивно, не отдавая себе отчета в том, к кому и в каких условиях он обращается.
Все игры - занятия по развитию речи ребенка проходят весело и увлекательно. Период дошкольного детства характеризуется особой чувствительностью к языковой стороне общения с бурным словесным творчеством.
Чтобы научить ребенка читать и писать, нужно развить фонематиче-ский слух. Он направлен на различение частичек слова, имеющих смысло-вое содержание. Полагаю, ребенок дошкольного возраста вполне готов, чтобы усвоить грамматический ряд языка, научиться узнавать звуки в начале, так и в конце и, что труднее всего в середине слова.
Хочу отметить, что дети моей группы обладают удивительной памя-тью: они способны запомнить целые стихотворения без заучивания, цитировать рекламные ролики. Память - это свойство психики воспринимать, сохранять и воспроизводить некоторую информацию.
Самое главное для меня это, то, что память ребенка можно упражнять и развивать. Для ребенка память - это основной способ познания мира. У разных детей может главенствовать либо зрительная, либо слуховая, либо моторная память. Занимаясь с детьми, я обратила внимание на развитие именно этих видов памяти.
Вот что сказал об игре В. А. Сухомлинский. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Поэтому в своей работе я использую дидактические игры. Они являются игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это смягчает переход от одной деятельности к другой, а также в процессе игры дети легче усваивают знания.
В дидактических играх учебные, познавательные задачи ставлю не прямо, а косвенно - дети овладевают знаниями играя. Обучающая задача в таких играх замаскирована, ребенок стремится играть, выполнять опреде-ленные игровые действия.
В дидактической игре присутствуют структурные элементы: обучаю-щая задача, игровое действие или игровой элемент и правила игры. Иногда выделяю содержание игры и её окончание.
Формой реализации игровой деятельности выступают:
1. Разнообразные игровые манипуляции с предметами и игрушками - подбор, складывание и раскладывание их, нанизывание и прокатыва-ние.
2. Зачин, который создает у детей игровое настроение (используется в виде сказки, песенки, рассказа, внесения волшебной игрушки, секрет-ного письма).
3. Осуществление поиска и находки нужной игрушки, предмета, числа, звука, слова.
4. Загадывание и отгадывание загадок.
5. Выполнение определенной роли.
6. Соревнование (индивидуальное или коллективное).
7. Особые игровые движения, такие как хлопки в ладоши, прыжки, про-говаривание вслух, имитация действий.
Знаю, что одним из эффективных разнообразных игровых действий является соревнование. Желание детей достигнуть игровой цели, выиграть, заставляет лучше воспринимать окружающие, наблюдать, обследовать предметы, сравнивать их; подмечать незначительные различия. Обязательное выполнение правил требует от детей совместных или последовательных действий, сосредоточенности, самостоятельности. Занимаясь с дидактическим материалом, совместно с усвоением знаний создаю условия для воспитания у ребят дружеских взаимоотношений, дисциплинированности, выдержки.
Названия многих игр говорят о том, что и как надо выполнять, напри-мер: «Запомни буквы», «Выложи слово», «Загадай мы отгадаем», «скажи дальше», В играх поощряю инициативу детей, их находки, догадки. Создаю в игре условия для умственной активности всех детей. В отдельных играх использую мяч, который посылаю разным детям, требуя ответа на поставленный вопрос: «Назови наоборот», «скажи дальше». Чтобы повысить активность детей в игре и сохранить к ней продолжительный интерес, при ее повторности дидактические и игровые задачи усложняются. В своей работе использую внесение нового игрового материала, введение дополнительных ролей, заменяю наглядный материал на словесный.
Отмечу, если ребенок добровольно участвует в игре, тогда игра открывает большие возможности для проявления инициативы, творческого поиска, возникновения вопросов со стороны детей, предложений по содержанию игры. Нельзя принуждать ребенка играть, можно только возбуждать у него желание играть, создавать соответствующий игровой настрой и поддерживать его по ходу игры.
Заключение
Одним из эффективных, разнообразных игровых действий является соревнование. Желание детей достигнуть игровой цели, выиграть заставляет лучше воспринимать окружающее, наблюдать, обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия. Обязательное выполнение правил требует от детей совместных или последовательных действий, сосредоточенности, самостоятельности. В дидактической игре совместно с усвоением знаний создаются условия для воспитания у ребят дружеских взаимоотношений, дисциплинированности, выдержки.
Наблюдая за игровой деятельностью старших дошкольников, мы ви-дим, что между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Чем больше знаний имеют наши дети, чем шире их духовный мир, тем игра становится интересней, самодеятельной. Играя, дети проявляют дружеские отношения друг к другу, а речь помогает проявить своё отношение, чувства, мысли, переживания к выполняемому действию.
Играя дети старшего дошкольного возраста развиваются с выразительной речью; обогащенной развитой диалогической речью; умеющими строить монологические высказывания; придумывать сказки, рассказы, небылицы; с развитым воображением, и фантазий; уметь логически мыслить; быть уверенным в себе, самостоятельным, инициативным.
Список литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : 2000г.
2. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М. : 2001г.
3. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М. : 2004г.
4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М. : 2001 г.
5. Колунова Л. А., Ушакова О. С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9 .
6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М: 2002г.
7. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 2004 г. № 2.
8. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М. : 2007г.
9. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 6-7 лет. - М. : 2010г.
10. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М. : 1984г.
11. Швайко Т. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М. : 2012г.
Приложение 1
Речевые игры на развитие внимания
Когда - то у JI.H. Толстого хотели узнать секрет, как удалось ему сде-лать своих детей такими воспитанными, и великий писатель ответил: «Все очень просто: до пяти лет я учил их говорить, а после пяти молчат и слу-шать». Внимательным быть необходимо во многих жизненных ситуациях, а внимательным к собеседнику - во всех. О цепком непроизвольном внимании малышей ходят легенды. Обычно родители возмущенно -восторженно рассказывают: «Это же надо! И когда только успел заметить, куда мы от него инструменты спрятали? Ведь нашел!» или «Один раз при нем произнесли это слово! Произвольное внимание таких восторгов не вызывает, над ним «бьются», его воспитывают, развивают. Установлено, что произвольное внимание дошкольников во многом зависит от интереса, любознательности. За вниманием последует запоминание, если обучающий процесс был радостным, активным, вызвал положительные эмоции.
Предлагаю речевые игры на развитие внимания, наблюдательности, памяти, умения давать словесное описание действий и предметов.
Для детей 4-5 лет.
«Что ты слышал: угадай и расскажи».
1. Водящему завязывают глаза, в это время кто-то из детей делает что-либо с заранее подготовленными предметами: наливает воду; раскладывает тарелки, ложки, вилки; переносит стулья и т. д. Задача водящего - по звукам понять, что делали дети, а затем по порядку рассказать, что он слышал и понял.
Игра повторяется с другими водящим, при этом меняют предметы, дополняют и действия, но все действия должны быть угадываемыми, т. е. уже когда - то зафиксированными в памяти.
2. Дети разбиваются на две команды и рассаживаются по обе стороны от ведущего - слева и справа. Закрывают глаза и отвечают на вопросы. Сколько окон в нашей комнате? Сколько столов?
Сколько светильников на потолке? Кто у нас голубоглазый? Кто ру-сый? Блондин? У кого длинные волосы? У кого короткие? У кого косички? Кто сегодня с белым бантом? У кого на рубашке погончики? У кого значки? У кого ремень?
Кто сегодня голубом? Белом? В горошек? В полосатом? В клетчатом? С кармашками? С оборками? С вышивками? И т. д.
Для детей 5 -6 лет. «Кто назовет больше»
1. Назови все деревянные (железные, пластмассовые, стеклянные, круглые, прямоугольные, овальные, красные, синие, зеленые.) предметы в комнате.
2. Назови предметы, которые можно катать (переставлять, дви-гать.)
«Закончи слово»
Дети садятся кругом на ковре и бросают мяч друг другу. Бросающий говорит половину какого-либо слова, ловящий называет вторую половину: например теле - фон, геле - визор, теле - грамма, теле - граф, теле - жка и т. д. (выходит из игры тот, кто не хочет или не может назвать вторую половину).
В этой игре проверяют память и словарный запас, поэтому играют не все дети, а только те, у кого хорошо развита речь. Остальным можно пред-ложить игру - задание (на скорость) «Донесение». Ребенок должен пройти по коридору (одного или двух этажей - следует точно объяснить маршрут) и сообщить обо всех предметах, которые он там увидит. Если играют команды, то выигрывает та, которая назовет больше слов. Варианты этой игры - «донести» не обо всех вещах, а только о деревянных или только о квадратных., либо только о тех, которые начинаются с определенного звука, например: «р», «с», «о».
«Я начну, а ты продолжи».
Все дети сидят по кругу, воспитатель передает по цепочке предмет, и каждый говорит о нем какую - нибудь фразу. Вариант: дети повторяют фра-зы предыдущих, а затем уже свою. Например: «Это шарфик», - говорит первый. «Это шарфик. Он связан из шерсти», - говорит второй. «Это шарфик. Он связан из шерсти. Шарфик серый и пушистый» - и так до последнего участника, который должен воспроизвести 6-7 детей.
Для детей 6-7 лет.
«Сочинители»
Двое детей сочиняют историю о себе, об игрушках, обо «всем на све-те», но говорят только по одному слову друг за другом. Например:
1- й ребенок. Однажды.
2- й ребенок. Грузовик.
1- й ребенок. Поехал.
2- й ребенок. Покататься.
Вариант: говорить по 2-3 часа.
Игра - разговор «Я знаю», чего ты не любишь»
( Вариант: «Я знаю, что ты любишь»).
Партнеры по очереди сообщают друг другу свое мнение о нелюбимых (любимых) собеседником вещах.
«Хочу всех предупредить»
В этой игре - разговоре используется известная фраза К. И. Чуковского: «Не ходите, дети, в Африку гулять. В Африке гориллы, в Африке злодеи. В Африке ужасный Бармалей!».
Собеседники могут придумать свои «пугалки», но они должны быть с веселым подтекстом. По сути это маленькие фантастические рассказы, но «именные», предназначенные для конкретного партнера по игре («Хочу Сашу предупредить.»).
Особого внимания требует от детей слушание текстов художественной литературы. Для развития внимания к художественному слову и младшими детьми играют в пальчиковые игры с текстами типа «Заинька, выходи».
Начиная со среднего дошкольного возраста используют такой прием привлечения внимания к тексту, когда описываемая в сказке или в рассказе вещь появляется перед глазами детей. Например, колечко, варежка, ложка. Вещь можно потрогать, посмотреть; о ней можно поговорить, составить загадку, спросить, из какой сказки, рассказа эта вещь. Получается игра «Угадай кА». В рассказах, сказках очень много не только различных волшебных вещей, но и всяких необычных слов, названий, есть целые «заклинания». Назовешь не тем словом, скажешь не так - проиграл.
Детям средний и старшей групп можно предложить игру «Брей - ринг», развивающую произвольное внимание к читаемым текстам.
Детям непременно хочется выиграть на «Брей - ринге», а для этого надо много знать, внимательно слушать тех, кто читает или пересказывает. Можно играть в «Брейн - ринг» командами из своей группы, приглашать гостей из других групп; можно сделать членами команд родителей и сыграть на утреннике.
Предлагаю вопросы для проведения «Брейн - ринга». Часть I. Кто го-ворил такие волшебные слова? :
- По щучьему велению, по моему хотению. (Емеля).
• Сивка - бурка, вещая каурка!
Стань передо мной, как лист перед травой. (Иванушка - дурачок).
• Раз, два, три, горшочек, вари. (Девочка из сказки братьев Гримм "Горшочек каши".
• Крекс, фекс, пеке. (Буратино).
• Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвра-щайся сделав круг. Лишь коснешься ты земли - быть по-моему вели. (Женя из сказки В. Катаева "Цветик - семицветик").
• Сим - сим откройся (сезам, откройся). (Али - Баба).
• Кара - бас! (Мойдодыр).
Часть II/ В кого превращались или были заколдованы эти персонажи?
Великан - людоед из сказки "Кот в сапогах". (В льва, в мышь). Чудо-вище из сказки "Аленький цветочек". (Был принцем). Одиннадцать братьев - принцев из сказки "Дикие лебеди". (В лебедей). Гадкий утенок. (В лебедя).
Коротышка Листик из повести "Незнайка в Солнечном городе". (В ослика).
Айога из сказки "Айога" (В гусыню).
Курица Чернушка из сказки "Черная курица". (В человечка).
Часть III. Какие волшебные предметы были у сказочных героев?
У Буратино. (золотой ключик). У Золушки. (Хрустальные башмач-ки). У солдата из сказки Андерсена. (Огниво). У маленького Мука. (туфли и тросточка). У Алладина. (волшебная лампа).
У Нильса из сказки "Чудесное путешествие Нильса с гусями". (вол-шебная дудочка).
У девочки Жени из сказки "Цветик - семицветик". (цветик - се-мицветик).
Часть IV. Назови друзей этих персонажей
Буратино. (Пьеро, Мальвина, Артемон).
Крокодил Гена. (Чебурашка).
Соломинка из сказки братьев Гримм -. (Уголек, боб).
Незнайка -. (Гулька, Знайка, Ворчун, Молчун, Авоська, Винтик, Шпунтик, Пончик, Торопыжка, Тюбик). Маркиз де Карабас. (Кот в сапогах). Гер да. (Кай).
Винни - Пух«. (Пяточок, Иа - Иа, Кролик)
Малыш (Калсон).
Маугли. (Багира, Балу, Каа).
Доктор Айболит. (Авва, Кика, Бумба, Хрю-хрю, Чичи, Тяни-толкай). Дядя Федор. (Шарий, Кот Матроскин). Чиплолино. (Вишенка, Редиска).
Ответившие получают фишки, которые потом подсчитываются. На основании этого определяются победители.
Победа будет наградой за внимание, а сама игра - стимулом к ее развитию.