Екатерина Еременко
Дидактическая игра «Нарядное платье»
Паспорт игры
1. «Нарядное платье»
3. Цель: формирование элементарных математических представлений через игровые действия с использованием дидактического пособия.
Задачи:
научить различать и называть основные цвета предмета, учить группировать предметы по цвету, величине - размеру (большой, маленький, еще меньше, формировать понятие о количестве и счете, развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать (группа для детей ОРН от 3 до 4 лет)
Публикация «Дидактическая игра „Нарядное платье“» размещена в разделах
закреплять умение считать в пределах 5, учить находить равные по количеству элементов группы предметов, употребляя выражения «одинаковое количество, столько-сколько, поровну», формировать умения уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (несколько) недостающий предмет или убирая из большей группы один (несколько) лишний предмет, развивать внимание и мышление (группа для детей ОРН от 4 до 5 лет)
закреплять умение считать в пределах 10, учить находить равные по количеству элементов группы предметов, употребляя выражения «одинаковое количество, столько-сколько, поровну», формировать умения уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (несколько) недостающий предмет или убирая из большей группы один (несколько) лишний предмет, развивать внимание и мышление (группа для детей ОРН от 5 до 6 лет)
закреплять умение считать в пределах 20, учить находить равные по количеству элементов группы предметов, употребляя выражения «одинаковое количество, столько-сколько, поровну», формировать умения уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (несколько) недостающий предмет или убирая из большей группы один (несколько) лишний предмет, развивать внимание и мышление (группа для детей ОРН от 6 до 7 лет)
4. Методическая ценность игры
Данная дидактическая игра используется как метод обучения, закрепления и повторения уже усвоенных знаний как в образовательной деятельности, так и вне ее.
Организуя игру вне образовательной деятельности, она закрепляет, углубляет и расширяет математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. Вот почему данная игра используется и в образовательной деятельности и в режимных моментах учебного процесса.
5. Описание игры
Платья из фетра в количестве 5 штук: красное, желтое, зеленое, голубое и синее.
Пуговицы пластмассовые разных цветов в количестве 100 штук.
Цветы из фетра разного размера и соответствующие цветам платьев (по 5 штук каждого цвета).
Кубки деревянные: 1 - с арифметическими знаками, 2 - с цифрами от 1 до 6, 3 - с цифрами от 7 до 12, 4 - с точками от 1 до 5.
6. Ход и варианты игры
В игре могут принимать участие от 2 до 5 человек. При использовании игры в образовательной деятельности, в ней принимают участие 5 групп по 5-6 человек.
Для детей группы ОРН от 3 до 4 лет
Ведущим (педагогом) даются следующие задания:
1. Укрась платье цветами соответствующего цвета. Побеждает тот, кто быстрее выложит на платье цветы соответствующего цвета.
2. Уравнять цветы на всех платьях, ориентируясь на образец, добавляя или убавляя определенное количество цветов соответствующего цвета. Побеждает тот, кто быстрее уравняет количество цветов на платье с образцом.
3. Расположить цветы одного оттенка по размеру: по возрастающей или убывающей последовательности. Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание.
Для детей группы ОРН от 4 до 5 лет
Ведущим (педагогом) даются следующие задания:
1. Кидая кубик с цифрами от 1 до 5 (либо кидая кубик с точками и ребенок сам их считает) и проговаривая выпавшую цифру, игрок (группа игроков) должен убрать с платья то количество пуговиц, которое произнес ведущий (педагог, либо выпало на кубике с точками. Кубик с цифрой (точками) кидается для каждого игрока (группы игроков). Побеждает тот, кто первым очистит платье от пуговиц. На всех платьях располагается по 20 пуговиц.
2. Кидая кубик с цифрами от 1 до 5 и проговаривая выпавшую цифру (либо кидая кубик с точками и ребенок - игрок сам их считает, игрок (группа игроков) должен добавить на платье то количество пуговиц или цветов, которое произнес ведущий (педагог, либо выпало на кубике с точками. Кубик с цифрой (точками) кидается для каждого игрока (группы игроков). Побеждает тот, кто первым украсит платье пуговицами или цветами. На всех платьях должно получиться 5 цветов или пуговиц.
Для детей группы ОРН от 5 до 6 лет
Считалочкой выбирается ведущий - ребенок. Сначала он бросает кубик с арифметическими знаками, тем самым выбирая задание на добавление (сложение) или уменьшение (вычитание) пуговиц на платье. Далее каждым игроком (или ведущим) кидается кубик с цифрами от 1 до 6 и игрок, вспоминая условие игры (добавление или уменьшение), и тем самым он производит с пуговицами то или иное действие. Выигрывает тот участник, кто быстрее уберет пуговицы с платья (изначально на платьях по 20 пуговиц, или, наоборот, украсит платье пуговицами в количестве 10 штук.
Для детей группы ОРН от 6 до 7 лет
Считалочкой выбирается ведущий - ребенок. Сначала он бросает кубик с арифметическими знаками, тем самым выбирая задание на добавление (сложение) или уменьшение (вычитание) пуговиц на платье. Далее каждым игроком (или ведущим) кидается кубик с цифрами от 1 до 6 и от 7 до 12, и игрок, вспоминая условие игры (добавление или уменьшение), и тем самым он производит с пуговицами то или иное действие. Выигрывает тот участник, кто быстрее уберет пуговицы с платья (изначально на платьях по 20 пуговиц, или, наоборот, украсит платье пуговицами в количестве 20 штук.
В группах старшего возраста (5-7 лет) дидактическое пособие «Нарядное платье» может использоваться при решение задач на сложение и вычитание.
Пример:
1. Маша пришила на платье 3 пуговицы, а мама пришила еще 5 пуговиц. Сколько пуговиц стало на платье у Маши?
(Дети производят действия с пуговицами на платье, тем самым решая арифметическую задачу). Выигрывает тот игрок, кто быстрее решит задачу.
2. На платье у Лены было 11 пуговиц. Она случайно оторвала 4 пуговицы. Сколько пуговиц осталось на платье у Лены?
(Дети производят действия с пуговицами на платье, тем самым решая арифметическую задачу). Выигрывает тот игрок, кто быстрее решит задачу.
7. Область применения дидактического пособия.
Данное дидактическое пособие прежде всего используется в познавательном развитии детей, по ФЭМП в первую очередь, а также в ОД «Ознакомление с предметным и социальным миром» в ознакомлении с материалами (пластмасса - пуговицы, дерево - кубики, и определение поверхности вещества: гладкое - дерево, пластмасса, шероховатая поверхность - фетр.