Ольга Вяткина
Дидактическая игра для детей дошкольного возраста (от 4,5–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра "Паровозик Лексиград"
Игра имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, как элемент в ознакомлении с художественными произведениями. Данная игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками. Предназначена для индивидуальной работы с детьми 4-5 лет, для развития речи, обогащения словарного запаса по разным лексическим темам.
1. «Делим на слоги»
Публикация «Дидактическая игра для детей дошкольного возраста (от 4,5–7 лет)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Цель игры: формирование умения различать количество слогов в слове на слух (отхлопывая каждый слог в ладоши);
Задачи:
• развитие речи, фонематического слуха, памяти, мышления;
• пополнение словарного запаса ребенка.
Материалы для игры: 4 коробочки - вагоны разного цвета с разным количеством слогов на вагоне, картинки разных предметов, животных, посуды и тд.
Подготовка: воспитатель вставляет в окошечки вагонов картинки со схемами деления слов на слоги: 1 слог -1 вагон, 2 слога -2 вагон, 3 слога -3 вагон, 4 слога -4 вагон.
Ход игры:
Игрок получает карточки. Его задача разложить все карточки по вагонам для того чтобы паровоз мог двигаться дальше. Взрослый просит его назвать то, что нарисовано на картинке и подумать сколько слогов в этом слове. Ребёнок произносит слово (отхлопывает количество слогов) и кладёт карточку в нужный вагон.
Например: СЛОН -1 слог - 1 вагон, ВА-ЗА – 2 слога – 2 вагон, НО-СО-РОГ – 3 слога -3 вагон, ПИ-РА-МИД-КА – 4 слога – 4 вагон.
2. «Времена года»
Цель игры: Формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире – о делении года на четыре времени.
Задачи:
• Отрабатывать умение различать месяца по природным явлениям, приметам, характерным особенностям видов деятельности людей, одежде;
• Активизировать детское внимание, развитие всех компонентов устной речи, памяти, мышления, эмоций;
• Воспитание осознанного и правильного отношения к природе.
Материалы: карточки: одежда, явления природы, растения в разное время года.
Подготовка: воспитатель вставляет в окошечки вагонов картинки: зима -1 вагон, весна – 2 вагон, лето -3 вагон, осень -4 вагон.
Ход игры:
Игроки получают карточки равное количество. Их задача разложить все карточки по вагонам по очереди для того чтобы паровоз мог двигаться дальше. Взрослый просит их назвать то, что нарисовано на картинке и подумать в какой вагон он положит данную картинку. Ребёнок объясняет почему он так решил, например: Это снег. Он бывает зимой. Я кладу его в первый вагон. Выигрывает тот игрок, у который первый разложил все карточки правильно.
3. «Жадина»
Материалы:
Цель игры: расширение и активизация словарного запаса детей, умение согласовывать местоимения «мой», «моя», «моё», «мои» с существительными и прилагательными.
Задачи:
• Развивать грамматический строй речи, восприятие, память, мышление.
• Закреплять умения группировать предметы, различать из каких частей составлена группа предметов.
• Учить называть их характерные особенности (цвет, размер, совершенствовать диалогическую речь.
Подготовка: воспитатель вставляет в окошечки вагонов картинки: «мой», «моя», «моё», «мои» в разные вагоны.
Ход игры:
Игра проводится в форме соревнования. В игре принимают участие от 2-4 человека. Каждый игрок получает картинки. Ведущий (педагог) объясняет правила игры: Представь, что все эти предметы (картинки) твои; ты превратился в жадину. Чтобы эти предметы никому не достались, тебе нужно быстрее всех разложить свои картинки по вагонам. Те предметы (объекты, про которые ты можешь сказать «мой» -в 1 вагон; те предметы (объекты, про которые ты можешь сказать «моя» -2 вагон; те предметы (объекты, про которые ты можешь сказать «моё» - 3 вагон; те предметы (объекты, про которые ты можешь сказать «мои» - 4 вагон.
По завершении выполнения задания каждый ребенок поочередно выбирает свои картинки из вагонов и, правильно согласовывая части речи, произносит: «Мой медведь», «Моя кукла», «Моё пальто», «Мои часы» и т. д. Побеждает игрок, который правильно и быстрее соперника справится с заданием.
4. «Подбери по цвету, форме, величине»
Материалы: основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий)
геометрические фигуры основных цветов и величин (большой, маленький) пуговицы основных цветов и величин (большой, маленький).
Подготовка: воспитатель вставляет в окошечки вагонов картинки:
Цель: Развитие сенсорного восприятия
Задачи:
• Развивать умение различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, формы и величину;
• Учить группировать предметы по определённому признаку;
• Развивать речь, внимание, логическое мышление.
• Развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами;
• Воспитывать усидчивость, умение бережно относиться к игровым атрибутам.
• Подготовка: воспитатель вставляет в окошечки вагонов картинки основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий)
Детям предлагается разложить в вагоны представленные геометрические фигуры в соответствии с цветом, формой и величиной. Игра может проходить как индивидуально, так и в групповых занятиях.
5. "Из чего сделано?"
Цель: формирование знаний о предметах окружающего мира и материалах из которых они изготовлены.
Задачи:
• Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, дерево, пластмасса);
• Активизировать словарь детей;
• Воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.
Подготовка: воспитатель вставляет в окошечки вагонов картинки: металл, резина, дерево, пластмасса
Ход игры: Воспитатель раздаёт детям равное количество картинок, и просит разложить их в вагоны, объясняя свой ответ. Домик деревянный, он сделан из дерева. Я кладу его в … вагон.
Выигрывает тот, кто раньше всех разложит свои картинки и не ошибётся.
6. "Какой это транспорт?"
Цель: развитие воображения, речи (составление описательных рассказов).
Задачи:
• Учить детей группировать виды транспорта по, из которого они сделаны (металл, резина, дерево, пластмасса);
• Активизировать словарь детей;
• Воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.
Материал: набор карточек с изображением разных видов транспорта.
Подготовка: воспитатель вставляет в окошечки вагонов картинки: воздух, вода, земля, космос.
Ход игры.
Взрослый вызывает одного ребенка, дает ему карточку и предлагает описать, какой
транспорт на ней изображен, но не называть его. Остальные дети угадывают по
описанию и называют, какой это транспорт, раскладывают их по вагонам. Первый из детей, кто правильно угадал, получает следующую карточку, и игра продолжается. Угадавший получает фишку. Выигрывает тот, кто получил больше фишек.