Папки-передвижки

Диагностика социального развития ребенка. Социометрическая методика Рене Жиля. Методика мотивационных предпочтений

Надежда Кузьмина
Диагностика социального развития ребенка. Социометрическая методика Рене Жиля. Методика мотивационных предпочтений
▼ Скачать + Заказать документы

Диагностика социального развития ребенка социометрическая методика Рене Жиля.

Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Публикация «Диагностика социального развития ребенка, Социометрическая методика Рене Жиля, Методика мотивационных предпочтений» размещена в разделах

Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статической обработки.

Методика состоит из рисунков и чисто тестовых заданий. Изображения на картинках выполнены схематично, что облегчает процесс идентификации ребенка с персонажами на картинках. Ребенку предлагается выбрать место среди изображенных людей или идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. В тестовых задачах предлагается на выбор типичные формы поведения в определенных ситуациях. Всего методика содержит 42 вопроса.

При обследовании по методике от ребенка не требуется развернутого рассказа, достаточно знать его выбор: кто выбран и в какой ситуации, где и на каком расстоянии от определенных лиц помещает себя ребенок, какие варианты поведения он предпочитает в предлагаемых ему текстовых заданиях.

Помимо качественной оценки результатов, данная методика позволяет представить результаты обследования и количественно. Методика измеряет 12 параметров, характеризующих систему личностных отношений ребенка, и которые можно условно разделить на две большие группы переменных:

А. Переменные, характеризующие конкретно – личностные отношения ребенка с другими людьми :

1 – отношение к матери;

2 – отношение к отцу;

3 – отношение к матери к отцу в целом как к родителям;

4 – отношение к братьям, сестрам;

5 – отношение к бабушке и дедушки;

6 – отношение к другу;

7 – отношение к учителю (воспитателю).

Б. Переменные, характеризующие самого ребенка, и проявляющиеся в его межличностных отношений:

8 - степень любознательности;

9 - степень стремления к доминированию;

10 – степени стремления к общению с детьми в больших группах;

11 – степень отгороженности от других, стремление к уединению;

12 – социальная адекватность поведения.

Суммирование баллов по каждому параметру производится, исходя из максимального числа заданий, работающих на данный параметр.

Методика мотивационных предпочтений.

(«Три желания», «Цветик – трехцветик», «Волшебная палочка»).

Существуют различные варианты методики мотивационных предпочтений («Три желания», «Волшебная палочка», «Цветик – семицветик», «Колесо желаний», которые отличаются обычно количеством желаний, которые ребенок должен задумать (от одного до семи) и формой предъявления (Л. И. Божович, 1968, Й. Шванцара, 1978).

Предлагаемые варианты методики предназначены для детей 5 – 9 лет. С дошкольниками, у которых не сформированы навыки свободного письма, методика проводится индивидуально.

Инструкция при индивидуальном проведении: «Представь себе, что это волшебная палочка (показывается маленькая указка). Ты можешь взмахнуть ей, и с ее помощью выполнить три самых заветных своих желания. Скажи мне, какие это желания».

Обработка результатов и интерпретация

1. Определяется направленность ответов на выполнение своих собственных желаний, ориентированных на благо других людей (сверстников, воспитателей, родителей, братьев, сестер и др., относящиеся к детскому дому в целом, и широкие «общечеловеческие» («Хочу, чтобы люди никогда не болели», «Чтобы никто не убивал других людей», «Нашли все полезные ископаемые» и пр.)

Поскольку само строение методики ориентирует детей, прежде всего на актуализацию собственных желаний, то выделение желаний «для других» свидетельствует о широте мотивации, выходе за пределы личного опыта, наличии широких смыслообразующих мотивов и\или формировании потребности во благе для других людей. Вместе с тем, неблагоприятными

2. Определяются качественные категории, характеризующие преобладающую сферу предпочтений.

Наиболее часто здесь встречаются ответы, желания обладать определенными материальными благами, иметь какие – то новые качества, способности, приобрести друзей, повысить успеваемость, выполнять требования воспитателей и др.

Заслуживают внимания ответы, связанные с семьей, родителями.

Неблагоприятными вариантами является фиксация всех ответов в сфере выполнения требований воспитателей, а также совершенно конкретных («мелких») материальных благ (например, конфету, жвачку и мороженое).

Следует обратить особое внимание на ответы, связанные с физической агрессией: как на открытые агрессивные тенденции («Я хотел бы всех избить, уничтожить», «Чтобы отомстить всем», «Чтобы избили всех тех, кто меня обижает», так и жертвы агрессии: «Чтобы меня не били», «Чтобы меня кто – нибудь защитил, когда меня снова начнут бить».

Ответ «не знаю» является неблагоприятным показателем, который может свидетельствовать как о слабости желаний и потребностей, о недоразвитости их рефлексии, о том, что ребенок не привык давать себе отчет о своих желаниях, так и о своеобразном «отказе» от желаний, их вытеснении, а также об определенной закрытости по отношению ко взрослому, иногда имеющий характер негативного протеста. Какой именно из вариантов имеет место в конкретном случае, следует выяснить в процессе дополнительной беседы.

3. Определяется степень «протяженности» желаний во времени.

4. Характер высказываний («Я хочу», «Я хотел бы»).

Использование сослагательного наклонения, свидетельствующего о неуверенности ребенка в своем «праве на желание» является неблагоприятным симптомом.

С одной стороны, социально – эмоциональные нарушения, являющиеся зачастую непосредственной причиной дезадаптации, обусловливаются воздействием факторов самой различной природы: биологических, онтогенетических, психологических, педагогических, социальных и др. С другой стороны, социально – эмоциональные нарушения приводят к дисгармонизации отношений личности с социальной средой.

Публикации по теме:

Особенности диагностики межличностных отношений дошкольноков со сверстниками в детском саду 1 Слайд Диагностика межличностных отношений дошкольников Как только ребенок начинает посещать детский сад, его поведение попадает под влияние.

Программа по изучению психологической готовности ребёнка к школе Пояснительная записка. Рабочая программа по изучению готовности ребёнка к школе. Готовность к обучению в школе "представляет собой целостную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика социального развития ребенка. Социометрическая методика Рене Жиля. Методика мотивационных предпочтений
Опубликовано: 27 июня 2014 в 19:39
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностика социального развития ребенка. Социометрическая методика Рене Жиля. Методика мотивационных предпочтений» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Кузьмина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД