Оксана Шарапова
Диагностика готовности дошкольников к освоению художественных способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Данная статья посвящена проблеме развития художественных творческих способностей дошкольников, обучающихся в обще-образовательном учреждении.
Эта проблема уже освещалась в публикациях целого ряда авторов: Н. С. Ждановой, Ю. Ф. Катханова, А. Г. Куликова, Е. Н. Ладыгина, Л. П. Малиновской, Б. Н. Рахманинова и многих других.
Однако никто из них конкретно не рассматривал инструментарий диагностики готовности дошкольников к освоению художественных способностей, поэтому возникает проблема его разработки.
Публикация «Диагностика готовности дошкольников к освоению художественных способностей» размещена в разделах
Целью данной статьи является изучение готовности дошкольников к освоению художественных способностей в условиях непосредственной образовательной деятельности.
Для осуществления поставленной цели, нами были разработаны две анкеты, содержащие вопросы для выявления интереса к занятиям художественной деятельностью у дошкольников, которые позволяют установить мотивацию детей в художественном творчестве, а так же выявить их знания и умения.
В первой анкете мы рассмотрели заинтересованность в художественном творчестве и определили семь вопросов по три варианта ответа. Ребенок называл один вариант ответа, который и давал нам необходимую информацию.
Рассмотрим подробно первый вопрос, который звучал так:
Любишь ли ты конструировать из бумаги?
Для первого вопроса предлагались следующие ответы:
-Мне это очень нравится;
-мне это нравится;
-мне это не нравится.
Ответом, показывающим высокую степень готовности ребенка к творчеству, является первый ответ. Это высокий уровень. К среднему относится второй ответ - «Мне это нравится». И наконец, низкий уровень - ответ под номером три - «Мне это не нравится», он свидетельствует о незаинтересованности ребенка в данной деятельности.
Второй вопрос: «С удовольствием ли ты занимаешься художественным творчеством (лепишь, рисуешь, создаешь аппликации и поделки из бумаги?» Первый ответ - «Да с удовольствием» он же и являлся высшим показателем. Второй ответ - «Мне безразлично», относился к среднему уровню, соответственно третий ответ-«Мне не нравится», был отнесен к низшему уровню заинтересованности. Дети 100% утвердительно показали на ответ номер один.
Третий вопрос: «Чем бы ты больше хотел заниматься?» Высшим показателем готовности ребенка является ответ под номером один – «лепка, аппликация, рисование». Средним показателем будет являться ответ номер два,– «вырезать, раскрашивать, склеивать». Дети, отметившие последний ответ – «смотреть, читать, разговаривать», находятся на низком уровне готовности.
Четвертый вопрос звучал так: «Кем бы ты хотел стать?» и перечисленные ответы:
а) художником, архитектором, скульптором;
б) певцом, танцором, музыкантом;
в) учителем, доктором, бизнесменом.
Высшим показателем является первый ответ, средним второй и низким третий.
Пятый вопрос выявлял потребность в занятии художественным творчеством :
«Сколько раз в неделю ты бы хотел заниматься?».
а) один раз в неделю,
б) два раза в неделю,
в) ни разу.
Первый ответ относится к среднему показателю, второй к высокой мотивации и соответственно третий к низкому показателю мотивации детей.
Данная анкета рассчитывалась по трех бальной шкале.
Высший -3; Средний -2; Низший – 1.
Высший бал – 15.
Средний бал -10.
Низший бал -5.
В анкетировании принимало участие 20 детей старшей группы МДОУ ЦРР детского сада № 30.
Графически полученные результаты могут быть представлены в виде гистограммы:
Уровень мотивации
12 человек – высокий
3 человека – средний
5 человек – низкий
Тестирование выявило, что, дошкольники показали высокий результат. То есть, у большинства детей имеется потребность в художественном творчестве.
Вторая анкета опирается на содержательный компонент и была настроена на выявление знаний у детей о художественном творчестве.
Вновь внимательно рассмотрим первый вопрос - «С помощью чего художник рисует?». Правильным ответом, показывающим знания ребенка, является ответ под номером три - художник рисует с помощью красок и кистей. Он показывает высокий уровень знаний. Неверным ответом является ответ 2- с помощью фотоаппарата, ответ 3- с помощью рук, является средним ответом. Неверный ответ позволяет делать нам выводы, что ребенок еще с этой информацией не знаком. 90% ответили верно.
Второй вопрос направлен на выявление знания у детей теплой и холодной гаммы цветов. Вопрос звучал так: «Если мы попадем в холодное северное царство, какие там увидим цвета?» Первый ответ – синий и фиолетовый, был наиболее верным. Второй - синий и желтый - средним, и третий – соответственно низким. Высокий показатель знания присутствовал у 70% опрошенных детей.
Третий вопрос - «Что делает скульптор?». Первый ответ – картину - соответственно низкий уровень. Второй ответ – статую - правильный. Третий ответ – кувшин- этот ответ можно отнести к среднему показателю знания. 45% справились с этим вопросом, ответив верно, 30% детей выбрали ответ 3.
Четвертый вопрос, «Из каких цветов получается оранжевый цвет?» Таким образом, ответив - красный и желтый справилось 80% тестируемых, что показывает высокий уровень знания детей цветосмешения.
Пятый вопрос достаточно интересен и как раз таки предназначен для выявления знаний детей о художественном творчестве. «При создании каких вещей потрудился художник?». Первый ответ – велосипед – не верный, второй – книга - верный, третий – посуда – средний уровень.
Пробел в знаниях удалось выявить у 75% детей они ответили неверно.
Шестой вопрос – «Для чего нужна картинная галерея?». Верно ответили только 30% тестируемых – для проведения выставок. Остальные же 70% ответили – чтобы научиться рисовать, чем заработали средний уровень знаний. Последний же ответ – чтобы пообщаться не выбрал никто.
В седьмом вопросе использовались картинки на тематики: пейзаж; натюрморт; портрет. Дети должны были соотнести картинку с термином, обозначив их стрелочками. С последним заданием справилось 90% всех тестируемых.
Для второго теста по выявлению уровня знаний детей, мы вывели следующие критерии и оценки. В анкетировании участвовали 20 детей старшей группы МДОУ ЦРР д/с № 30. Для обработки полученных данных использовался математический метод статистики. Ответы на каждый вопрос группировались по уровням: высокий; средний; низкий.
Высокому уровню присваивали - 3 бала; среднему - 2 бала, низкому - 1 бал.
К высокому относятся сумма в - 21 балов; к среднему – 14 балов, к низкому - 7 балов.
Графически полученные результаты могут быть представлены в виде гистограммы:
Уровень знаний
15 человек – высокий
4 человека – средний
1 человек – низкий
Последняя диагностика предназначена для выявления уровня творческого мышления и трудовых и изобразительных умений.
Диагностика взята из учебно-методического пособия: «Основы методики преподавания дизайна в средней школе» под редакцией Н. С. Ждановой.
С тестируемыми проводится работа, тема которой «Лесное озеро». Задачей является проверка художественно- конструкторских знаний и умений детей.
Детям выдается задание: выполнить композицию на тему «Лесное озеро» в технике аппликация с элементами рисунка. Нужно следить за тем, чтобы диагностируемые выполняли задание самостоятельно.
Собранные работы следует проверить в соответствии с оценочными эталонами.
Данное задание позволяет судить о творческом мышлении по качеству составленной композиции и о художественно- конструкторских умениях дошкольников.
Данное задание можно оценить по нижеприведенным критериям и показателям.
Критерии Показатели
1. Трудовые умения • правильное изготовление симметричной формы;
• умение вырезать по контуру;
• правильное приклеивание к листу бумаги;
2. Изобразительные умения • правильное соотношение предметов по величине;
• характер штриховки;
• качество и количество дополнительных элементов;
3. Творческое мышление • передача пространства;
• гармоничное заполнение листа;
• выделение главного изображения.
Наличие у диагностируемых двух и более показателей считалось высоким уровнем развития того или иного критерия
Диагностика проводилась среди 20 детей старшего дошкольного возраста МДОУ ЦРР д/с № 30.
Графически полученные результаты могут быть представлены в виде гистограмм:
Уровень трудовых умений
10 человек – высокий
7 человек – средний
3 человека – низкий
Уровень изобразительных умений
8 человек – высокий
7 человек – средний
5 человек – низкий
Уровень развития творческого мышления
11 человек – высокий
5 человек – средний. 4 человека – низкий
Приложение № 1
1. Любишь ли ты конструировать из бумаги?
• мне это очень нравится
• мне это нравится
• мне это не нравится
2. С удовольствием ли ты занимаешься художественным творчеством?
• с удовольствием
• мне безразлично
• мне не нравится
3. Кем ты хочешь стать?
• художником, архитектором, скульптором
• певцом, танцором, музыкантом
• учителем, доктором, бизнесменом
4. Чем бы ты больше хотел заниматься?
• лепка, аппликация, рисование
• вырезать, раскрашивать, склеивать
• смотреть, читать, разговаривать
5. Любишь ли ты рассматривать произведения художников?
• люблю
• не очень
• не люблю
6. Сколько раз в неделю ты хотел бы заниматься?
• 2 или 3 раза
• 1 раз
• вообще не ходить
7. Чем ты любишь заниматься в свободное время?
• рисовать
• конструировать из конструктора
• гулять
Приложение № 2
8. С помощью чего художник рисует?
• с помощью рук
• с помощью фотоаппарата
• с помощью красок и кистей
9. Если мы попадем в холодное северное царство, какие там увидим цвета?
• синий, фиолетовый
• оранжевый, желтый
• синий, желтый
10. Что делает скульптор?
• картину
• статую
• кувшин
11. Из каких цветов получается оранжевый цвет?
• желтый и зеленый
• желтый и красный
• зеленый и синий
12. При создании каких вещей потрудился художник?
• велосипед
• книга
• посуда
13. Для чего нужна картинная галерея?
• для того чтобы научиться рисовать
• для проведения выставок
• для того чтобы пообщаться
14. Найди где здесь
• пейзаж (изображение природы)
• портрет (изображение человека)
• натюрморт (изображение предметов)
и покажи (воспитатель отмечает стрелочкой)