Оксана Махота
Диагностический аспект игровой терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Для ребенка игра – серьезное, полное смысла занятие, которое способствует его физическому, психическому и социальному развитию. Если психолог всего лишь сопровождающий заинтересованный взрослый в детской игре, то очень быстро все детские заботы, переживания, страхи, желания всплывут сами по себе. Если идти к ним прямой дорогой выяснения и давления, вместо решения насущных проблем и забот, можно получить усилившиеся психологические защиты, потерю контакта и недоверие. Ребенок очень чуток к любому давлению на него, настолько чуток, что даже хочет его. Ему проще опереться на границы взрослого, он радуется сделанному за него выбору. В конце концов, чужое вмешательство – доказательство, что он не один в мире. Но такого воздействия в жизни ребенка и так хватает. А вот возможности опереться на собственные силы, определить свои границы, осуществить свою волю, желания – таких возможностей у него, как правило, мало. Игра же допускает любую импровизацию, отражающую те или иные житейские драмы. Она позволяет понять, как ребенок приспосабливается к миру, как познает мир. Ребенок переживает игровые ощущения как безопасные, он выносит свои проблемы вовне и взаимодействует с ними вне своих границ. Поэтому основным психодиагностическим методом в игровой терапии является наблюдение. В процессе терапии психолог :
Публикация «Диагностический аспект игровой терапии» размещена в разделах
Наблюдает за процессом игры ребенка: как тот играет; как подходит к игровому материалу; что выбирает; чего избегает; каков основной стиль его поведения; хорошо или плохо организовано поведение; трудно ли ему переключиться; каков основной сюжет игры; каковы поза, мимика, жесты ребенка во время игры; намеки, реплики, интонации. То, как ребенок играет, очень многое может рассказать о его реальной жизни.
Рассматривает содержание игры: проигрываются ли темы одиночества, агрессии, воспитания, много ли «несчастных случаев» и аварий происходит с игрушками – самолетами и автомобилями и т. д. ;
Оценивает навыки общения ребенка: чувствуется ли контакт с ребенком, пока он занят игрой; вовлечен ли он в игру до такой степени, что чувствует себя в ней комфортно, или он не в состоянии во что-нибудь вовлечься; допускает ли ребенок возможность контактов между предметами, которые участвуют в игре; общаются ли между собой люди, животные, машины, видят ли они друг друга, разговаривают ли между собой.
Общение психолога с ребенком во время игрового сеанса также может дать диагностическую информацию. Иногда бывает полезно обратить внимание ребенка на сам процесс игры и установить с ним контакт во время естественной паузы: «Мне кажется, ты не очень-то любишь использовать животных: ты обратил внимание, что ты никогда до них не дотрагиваешься?»; «Этот самолетик всегда один»; «Мне кажется, что ты устал играть так быстро». Варианты общения с ребенком во время игровой терапии :
Можно привлечь внимание ребенка к эмоциям, которые владеют им во время игры или выражены в содержании: «Мне кажется, что эта кукла-папа недовольна своим сыном?»; «Кажется, ты сердишься?»
Можно возвращать ситуации в игре к ребенку и событиям его жизни: «А ты когда-нибудь дрался, как эти два солдатика?»; «А ты когда-нибудь был в такой толпе народа?».
Если в игре повторяются одни и те же ситуации, можно задавать вопросы, касающиеся реальной жизни ребенка: «Кто-нибудь устраивает беспорядок в твоей комнате?»; «Кто-нибудь ломает твои игрушки?».
Можно попросить ребенка идентифицировать себя с кем-нибудь из людей, животных или предметов: «А кто ты из них?», «Ты будешь пожарной машиной. Расскажи, что произойдет, если ты будешь ею». В случае сопротивления ребенка настаивать не стоит, так как маленькие дети не нуждаются в вербализации своих знаний, им не нравится признавать своим то, что выражается во время игры.
Можно предложить ребенку придумать диалог между людьми или вещами.
Можно структурировать ситуацию, самому выбрать игрушки, которые ассоциируются с жизнью ребенка и которыми он должен играть. Предложить мифические дилеммы, требующие разрешения. Например, выбрать несколько кукол и попросить разыграть с ними сценку.
К работе с маленькими детьми можно подключать родителей. Наблюдение за их взаимодействием с ребенком дает информацию об их взаимоотношениях. Дифференциальная диагностика детей младшего дошкольного возраста представляет определенную проблему, потому что многие из них пока не умеют говорить, не поддаются психологическому тестированию. Приблизительная дифференциальная диагностика возможна на основе наблюдения за игрой в 3–4 диагностических групповых сессиях с маленькими детьми. Критериями являются игровые паттерны, которые коррелируют с особенностями личности.
Нормальные дети в игре легко устанавливают межличностные отношения, испытывают радость от использования игровых материалов. Они избегают крайностей в выражении чувств. Невротические дети демонстрируют крайности, скованность или агрессию.
Поведение детей с мозговыми дисфункциями характеризуется гиперактивностью, персеверациями, плохим моторным контролем, социальной неприспособленностью, чрезмерной реакцией на мелочи и разными нарушениями речи.
Умственно отсталые дети плохо понимают функции игрушек. У них отсутствуют изобретательность и способность к их многообразному использованию.
Поведение психотических детей в игровой комнате характеризуется странностями, крайней самоизоляцией, расстройствами речи,
неадекватной реакцией на физическую боль, стереотипной манерой игры.