Гусева Елизавета
Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Капитан корабля
Задание 1. Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:
· Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?
· Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?
· Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?
· Кто еще остался на берегу?
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы, могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы, попадают в группу отверженных (или игнорируемых).
Аврора, долго думала. Перебирала каждого ребёнка в группе и очень медленно и рассудительно выбирала. Конечно, Аврора выбрала и тех, кого бы не взяла с собой на корабль, точно сказав, что её эти дети не нравятся и почему. Были и такие, кого она не смогла выбрать. Потому что не знала, как к ним относиться.
Задание 2. Цель — выявить умение контролировать свое поведение, слушать и слышать собеседника и отношение к неэтичным выражениям собеседника.
Методика. Наблюдение за общением ребёнка со сверстниками.
План наблюдения.
1. Как ребёнок вступает в общение со сверстником (предлагает свои правила игры, соглашается с предложенными).
2. Умеет ли слушать собеседника и спокойно высказывать свое мнение.
3. Умеет ли выбирать нужный тон, жесты, мимику.
4. Как размещается по отношению к собеседнику (лицом. боком, спиной).
5. Умеет ли понимать эмоциональный настрой собеседника и выражает ли свое отношение.
6. Как ребёнок выражает свое отношение к неэтичным выражениям собеседника.
Аврора, проявляет инициативу в организации общения. Речь эмоционально окрашена. Владеет средствами невербального общения. Самостоятельно употребляет формулы речевого этикета адекватно ситуации общения. Владеет элементарными навыками телефонного разговора. Проявляет нетерпимость к неэтичным выражениям собеседника.
Задание 3. Метод вербальных выборов.
В индивидуальной беседе взрослый задаёт ребёнку ряд вопросов:
Вопросы и ответы ребенка:
• Кого из детей больше всех любят в группе?
Первый ответ: даже не знаю, задумалась…Полину, меня, Никиту, Тёму.
• С кем больше всего хотят водиться и играть?
Со мной, с Полиной, с Русланом.
• С кем не хотят водиться? Почему?
С Юноной, потому что она вредная, с Тёмкой, потому что он всегда дерется.
• Какие ребята из вашей группы все время вместе играют, дружат?
Мы с Полиной, Руслан с Тёмой, Юнона с Русланом
• Кто у них бывает главным, командует?
Тёма всегда командует, очень надоело, бывает командует Поля
• Или никто особенно не командует?
Но иногда Поля не командует
• А есть такие ребята, которые друг с другом не дружат и часто ссорятся?
Есть, Руслан с Юноной то дружат, то ссорятся, Ксюша с Юноной
• С кем ты чаще всего играешь, с кем ссоришься?
Чаще всего я играю с Полиной, с Юноной, а ссорюсь с Русланом, Тёмой
• Кто тебе нравится больше всех из ребят? Почему?
Больше всех мне нравится Полина, потому что она такая умная и все делает лучше
меня, она немножко любопытная и все ей надо знать
• А кого из детей тебе не жалко было бы перевести в другую группу?
Тёму
• С кем из ребят ты хотела бы играть в первую очередь?
В первую очередь, наверное, с Ксюшей
• А с кем из ребят ты не хотела бы играть совсем?
С Русланом
• Почему?
Потому что он вредный, так же как и Юнона
• С кем ты хотела бы вместе дружить?
Наверное, с Ксюшей да и Полиной
• С кем ты хотела бы сидеть за одним столом?
С Полиной
• А идти в одной паре на прогулке?
Тоже с Полиной