Оксана Трофименко
Детское экспериментирование
▼ Скачать + Заказать документы
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
Сухомлинский В. А.
Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше.
Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения.
Публикация «Детское экспериментирование» размещена в разделах
У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь. В связи с этим, особый интерес представляет детское экспериментирование
В процессе детского экспериментирования дети учатся
Видеть и выделять проблему
Принимать и ставить цель
Анализировать объект или явление
Выделять существенные признаки, связи
Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения
Отбирать материал для самостоятельной деятельности
Делать выводы
Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др. Он задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде и др.
Требования к оформлению и содержанию уголков экспериментирования.
Материалы располагаются по разделам:
1. песок и вода
2. звук
3. магниты
4. бумага
5. свет
6. стекло
7. резина
8. воздух
Основное оборудование:
- приборы-помощники - увеличительные стекла, микроскопы, весы, песочные часы, компас, магниты
- разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы
- природный материал - камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спилы, листья, мох, семена и пр.
- утилизированный мат-л - проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и пр.
- технические материалы - гайки, скрепки, болтики, винтики, шурупчики, детали конструкторов, ипр.
- различные виды бумаги - обычная, картон, наждачная, копировальная и пр.
Дополнительное оборудование:
- детские халатики, фартуки из клеенки, полотенца, салфетки, контейнеры для храненения сыпучих и мелких предметов
- карточки-схемы проведения экспериментов, они оформляются на плотной бумаге и ламинируются, на обратной стороне описывается ход проведения эксперимента
- дневники экспериментов, можно инд-ые, в них ставится дата их проведения, название, помечается само-но или совместно с вос. проведен эксперимент
- правила работы с материалами, совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
- познавательная лит-ра
- красители
- пищевые и не пещевые (гуашь, акварель)
-медицинские материалы
- пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы без иголок, мерные ложки, резиновые груши разного размера.
-прочие мат-лы
- зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозразные стекла, пилка для ногтей, сито, губки, свечи и др.
Факторы исследовательской мотивации:
- новизна объекта
- сложность
информационный конфликт
Причины, вызывающие исследовательское поведение у детей:
- непонятность объекта
- желание понять.
Методы ознакомления детей с физическими явлениями:
1. Репродуктивные:
1.1. объяснительно-иллюстративный (предполагает, что вос. разными способами, средствами сообщает детям информацию, т. е. дает готовые знания (раасказ, показ, чтение, объяснение, отрицательный момент таких методов - не формирует у детей практических навыков и умений.
1.2. непосредственно репродуктивный - реб. усваивает информацию и делает все по образцу, т. о. навыки формируются, но отриц. момент - инициатива исходит от вос.
2. Продуктивные:
2.1. частично-поисковые - предполагают, что ребенок часть работы по добыче знаний берет на себя
2.2. исследовательский - путь к знаниям идет через собственный творческий исследовательский поиск, т. е. через опыт, эксперимент
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ.
1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИГРЫ
2. ДЕЙСТВИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ПРИБОРАМИ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ
3. НАБЛЮДЕНИЕ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
4. СХЕМАТИЧНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ -упрощенный рис-к, схемы, модели, таблицы, живые модели
5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЦЕКЛОПЕДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ИЗ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЛИТ.
6. ЭЛЕМЕНТЫ ДРАМАТИЗАЦИИ, КОГДА РЕБ. БЕРЕТ НА СЕБЯ РОЛЬ ТО НЕЗНАЙКИ, ТО ЭКЗАМЕНАТОРА
7. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКОЛ-ПЕРСОНАЖЕЙ
8. ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ (напр., причина появления пара при дыхании)
ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЦЕЛОСТНОГО МИРОВИДЕНИЯ РЕБЕНКА СТ. ДОШ. ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТ-ТИ.
1. Расширять представления детей о физических свойствах окр. мира
1.1. развивать представления об основных физ. явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, оттражение и преломление света и др.
1.2. знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т. п. 0
1.3. знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление)
2. Формировать представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества
3. развивать эмоционально-целостное отношение к окр. миру.
НАВЫКИ ДЕТЕЙ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
- умение видеть проблему
- умение задавать вопросы
- умение выдвигать гипотезы
- умение давать определение понятиям
-умение классифицировать
- умение наблюдать
- умение, навыки проведения эксперимента
- умение структурировать полученный в ходе наблюдения или опыта материал
- умение делать вывод и умозаключение
- умение доказывать и защищать свои идеи
СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.
Стрелочки идут вертикально вниз.
Проблемная ситуация ---> целеполагание ---> выдвижение гипотиз ---> проверка предположений. От проверки предположений идет две стрелочки вправо и влево. С левой стороны - подтвердилось ---> формулировка выводов. С правой стороны - не подтвердилось---> возникновение новой гипотизы---> реализация в действии---> подтвердилось ---> формулировка выводов.
Некоторые приемы, которые используются при обучении детей экспериментированию :
Работа руками детей. «Сейчас Лизочка возьмет палочку и положит ее на бумагу» - говоря так, воспитатель берет палочку рукой Лизы и кладет ее в нужное место.
Дробление одной процедуры на несколько мелких действий поручаемых разным ребятам: «Данил, подсыпай почву с этой стороны. Так. Так. Аккуратнее… Кирилл, подсыпь почву с другой стороны. Молодцы, вы все хорошо сделали»
Совместная работа воспитателя и детей. «Я сейчас принесу почву, а вы тем временем вымойте горшочки и достаньте с полочки все, что нужно для посадки огурцов».
Помощь воспитателя детям: «Оля, тебе помочь? Давай я подержу воронку, а ты дуй через воронку на свечу и пытайся ее погасить».
Комментирование детьми действий воспитателя с заранее продуманной ошибкой: «Что мне надо взять прежде всего? Взять горшочек? Беру. Потом? Хорошо, насыпаю почву, как вы и сказали. А теперь? Проверяйте, правильно - ли я держу растение? Что, Аня, оно наклонилось? (Намерено допускаю ошибку, чтобы привлечь внимание к самому ответственному моменту). Сейчас поправим. Теперь правильно? Тогда можно насыпать почву до самого верха горшочка».
Намеренная ошибка воспитателя: Иногда допускаю неточности в работе, давая тем самым детям возможность внести исправления. Точно так же иногда выполняю неверные рекомендации детей, давая им возможность заметить свои ошибки [1]. Рекомендованные приемы позволяют имитировать свойственный детям способ обучения путем проб и ошибок, а так же одновременно подчеркнуть те нюансы экспериментальных процедур, которые часто выполняются неверно. Чем старше дети, тем они более самостоятельны, но роль педагога в экспериментировании остается ведущей в любом возрасте. Как зачатки настоящего экспериментирования использую прием - решение экспериментальных задач. Провожу целые занятия, посвященные решению экспериментальных задач, а так же организую конкурсы и соревнования («Кто лучше сделает?», «Кто быстрее додумается?»). Использую три типа экспериментальных задач :
Как доказать что. (воздух может передвигать предметы и т. п.).
Как доказать что. (воздух может передвигать предметы и т. п.)
. Сколькими способами можно осуществить это действие. (потушить свечу, сдвинуть предмет со стола).
Предскажите, что получится, если. (положить иглу на поверхность воды, положим монетку в блюдце, заполненное водой до самых краев, какой из предметов покатится дальше, проникнет в песок на большую глубину, не сгорит и т. п.)