Маргарита Михайловна Решетникова
Детско-взрослые сообщества в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Детско-взрослые сообщества в детском саду
Суть нашей работы – научить детей жить, развиваться, осваивать новые пространства и творить в мире ускоряющихся перемен, максимально используя свои способности.
Наша цель – разработать пути, формы, средства, методы и условия для эффективного развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, позволяющих каждому ребенку быть успешным в будущем. Для этого нами создан комплекс различных взаимосвязанных развивающих сред: Центров активности и детско-взрослых сообществ.
Публикация «Детско-взрослые сообщества в детском саду» размещена в разделах
В этой статье мы расскажем вам, про вариативную часть нашей основной образовательной программы - детско - взрослые сообщества. Что такое детско-взрослые сообщества? Чем отличаются от традиционных кружков? Как их организовать в детском саду?
В вариативную часть нашей модели входят организация творческих занятий в детско-взрослых сообществах, реализация республиканских инновационных проектов «Точки роста», «Одаренный ребенок», «Шахматы – детям», «Музыка для всех», «Рисуем – все!», федеральных проектов «Виртуальный детский сад», «STEAM –образование в детском саду», «От Фребеля до робота», региональный компонент и коррекционно-педагогическая работа в логопункте и логопедической группе.
Здесь хотелось бы объяснить, что детско-взрослые сообщества – это специально организованные творческие занятия с детьми для освоения ими культурного пространства свободного действия, необходимые для процесса индивидуализации и позитивной социализации.
Главное отличие детско-взрослых сообществ от традиционных кружков в том, что детско-взрослые сообщества ребенок-дошкольник выбирает самостоятельно (по специальной методике воспитатели групп ставят детей в ситуацию выбора и ребенок-дошкольник посещает разновозрастное детско-взрослое сообщество по своему выбору и интересу).
Детско-взрослые сообщества проходят систематически один раз в день, в одно и то же время – с 10.15 до 11 часов. Дети средних, старших и подготовительных групп одновременно выходят на организованные для них детско-взрослые сообщества.
Рисунок 1
Сообщества получаются разновозрастные, ведут их воспитатели средних, старших и подготовительных групп, педагоги дополнительного образования, специалисты. Время для сообществ достаточно длинное – дети обычно успевают за это время посетить 2-3 сообщества по выбору. Содержание работы с детьми в детско-взрослых сообществах тоже отличается от традиционных кружков: дети сами выбирают вид деятельности, форму: в команде или индивидуально будет выполняться работа, средства, при помощи которого будут осваивать выбранную тему. Четвертое отличие организации детско-взрослых сообществ от традиционных кружков – это поддержка всех форм участия семьи и местного сообщества в образовании детей. Основополагающая цель детско-взрослых сообществ : построение такого сообщества взрослых и детей, в котором дети могут активно развиваться, проявлять инициативу и творчество, приобретать необходимые знания и позитивные личностные качества в условиях открытого образовательного пространства.
Все педагоги ДОО, ведущие детско-взрослого сообщество, работают по своим рабочим образовательным программам, согласованным педсоветом ДОО и утвержденным заведующим детского сада.
Так, в нашем детском саду имеются 24 детско-взрослых сообществ по разным направлениям, такие как: «Абакус», «Fanny English» «Букашки», «Белая ладья», «ДоМиСолька», «Разноцветный кот», «Конфетти», «Деталька», «Пантомимы - мимы», «Чарующий хомус», «Робототехника», «Шахматная планета», «Аптаах холбуйачаан» («Волшебная шкатулка», «Конфетти», «Алмазная мозаика», «Мульти-пульти», «Я - исследователь», «Легкая атлетика», «Чоргуйааннар», «Мир приключений», «Петрушка», «Колобок», «Наклей-ка», «Веселая математика» и др.
Все дети, как известно, разные, и каждый имеет право выбора собственного пути развития. Для этого используются работающие стенды «Я выбираю Центр активности», «Я выбираю сообщество» где указаны все виды Центров активности и детско-взрослые сообщества в виде эмблем-ориентиров. Каждый кармашек отмечен эмблемой-ориентиром. Наряду с ними расположены индивидуальные карточки-фишки, в которых они закладывают в кармашек стенда, выбранной самостоятельно по желанию. В младших группах аналогом карточек-фишек могут быть фотография самих детей, в форме выбранных игрушек, изображение любимых персонажей и т. д. В старших группах эти карточки дети могут сделать своими руками, как сделали воспитанники наших подготовительных и старших групп. Свой выбор дети закрепляют карточкой-фишкой. Таким образом, при помощи работающих стендов «Я выбираю Центр активности» и «Я выбираю сообщество» мы ставим детей в ситуацию выбора, закладываем элементарные основы для проявления инициативы. После обдумывания и принятия решения дети расходятся по Центрам активности и детско-взрослым сообществам.
Каждый руководитель детско-взрослого сообщества имеет кроме Рабочей программы сообщества и Журнал посещаемости детей, где ведется учет посещаемости детей. Журнал помогает таким образом отслеживать рейтинг детско-взрослого сообщества среди детей, помогает педагогу корректировать свою работу, как в содержательной, так и в организационной части.
Модель открытого образовательного пространства нашего детского сада построена на объединении ресурсов ДОО, семьи, школы и других учреждений – социальных партнеров, а также ресурсов города, улусов и республики. Основным результатом жизнедеятельности открытой системы мы считаем успешное взаимодействие с социумом, осваивая который наша образовательная организация становится мощным средством социализации личности. Открытость образовательного пространства, внедрение инновационных образовательных технологий, интеграция основного и дополнительного образования, систематическое повышение квалификации педагогов, способствуют развитию талантов, развитию интеллектуально-творческого потенциала наших детей.