Валентина Левен
Детский проект «Птицы, зимующие в наших краях»
▼ Скачать + Заказать документы
детский информационно-образовательный проект
«Птицы, зимующие в наших краях»
Паспорт проекта
Вид проекта: информационно-образовательный.
Продолжительность проекта: среднесрочный (с 8.11 по 10.12.2010)
Участники проекта: дети 4-6 лет из группы «Малышок»
Образовательная область: Ознакомление с окружающим миром.
Проблема: Собрать материал о среде обитания и образе жизни птиц, зимующих в наших краях.
Публикация «Детский проект „Птицы, зимующие в наших краях“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы нашего края, области
- Птицы нашего края. Проекты
- Птицы. Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Цель проекта:
• Сформировать у детей представление о строении тела птицы;
• Собрать сведения о птицах, зимующих в наших краях;
• Сформировать у детей представление о необходимости помогать птицам пережить холодную зиму;
• Воспитывать интерес к окружающему нас миру.
Предполагаемый результат:
• Дети должны получить первичные представления о строении тела птицы, о местах обитания, об образе жизни, о том, чем питаются птицы;
• Различать и называть птиц по описанию, по иллюстрациям;
• Знать, как помочь птицам в зимнее время;
• Совместно с родителями сделать кормушки для птиц.
Продукт проектной деятельности: Плакат «Строение тела птицы», книжка - раскладушка «Птицы, зимующие в наших краях»,
кормушки для птиц.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
В последние годы наши дети все больше отдаляются от живой природы. Вместо прогулок на улице они сидят за компьютером, смотрят телевизор, где повсюду встречается агрессия и зло. Очень важно привить детям любовь, интерес к окружающему миру, научить наблюдать за объектами живой природы, научить беречь и охранять ее.
Дошкольники прирожденные исследователи. Подтверждением тому являются их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога состоит в том, чтобы направлять детей по верному руслу, помогать в организации исследовательской деятельности.
Первый этап работы над проектом
Выбор темы проектной деятельности. Определение уровня знаний детей по выбранной теме проекта.
8 ноября во время занятия, дети обратили внимание на птицу, которая села на школьный забор и заглянула в окно кабинета. Дети подошли к окну, чтобы ее разглядеть поближе, но птица испугалась и улетела. Это была красивая, любопытная сорока. Тут сразу посыпались детские вопросы: Что это за птица? Почему она заглянула в окно школы? Ей наверно на улице холодно? Почему сорока не улетела на юг? и т. д.
Я предложила детям провести исследование по теме зимующие в наших крах птицах и получить ответы на интересующие детей вопросы.
9 ноября. Для начала мы решили составить список вопросов, интересующих детей и узнать, что мы знаем о птицах.
Нами была составлена анкета из семи вопросов, вопросы для анкеты дети выбирали самостоятельно.
• Кто такие птицы?
• Где живут птицы?
• Чем питаются птицы?
• Как птицы передвигаются?
• Почему у птиц разные клювы?
• Каких зимующих птиц вы знаете?
• Как человек может помочь птицам зимой?
Затем дети самостоятельно отвечали на вопросы, таким образом, мы определили уровень знаний детей о птицах, зимующих в наших краях и о птицах в целом.
На первый вопрос анкеты ответил только Радмир. Он сказал, что птицы живые.
Дети назвали, что птицы живут на улице, на крыше, на дереве, в поле, в лесу, в гнездышках, в дупле.
Питаются птицы, по мнению детей: букашками, червяками, зернышками, семечками, листьями, яблоками, бананами, апельсинами.
Дети знают, что птицы летают. Валентин сообщил, что птицы умеют ходить ногами по земле.
На вопрос, почему у птиц разные клювы, ответил только Артем.
Он решил, что у больших птиц клювы большие, а у маленьких – маленькие.
Радмир стоял на своем, у всех птиц клювы одинаковые.
Из зимующих птиц дети назвали следующих: воробей, синичка, дятел, сорока, голуби, ворона, сорока, снегирь. К зимующим птицам дети «приписали» ласточку, кукушку и летучую мышь.
Практически все дети знают, как помочь птицам зимой. Но на вопрос, есть ли у вас дома кормушка для птиц, все ответили отрицательно.
На следующий день, 10 ноября, я подготовила карточки с изображением зимующими в наших краях птицами. Мы провели игру «Назови птицу».
Цель игры узнать и назвать птицу по изображению. Дети с большим затруднением назвали сороку, ворону, синичку и дятла. Остальных птиц они не узнали.
Второй этап работы над проектом.
Сбор информации о строении тела птиц, о среде обитания и образе жизни зимующих в наших краях птиц. сбор художественной литературы по теме. Наблюдение за птицами. Изготовление кормушек для птиц. создание аппликаций. Раскрашивание изображений птиц.
С 10 ноября по 15 ноября мы раздали родителям наши анкеты, чтобы они дополнили детские ответы.
11 ноября мы с детьми составили плакат «Строение тела птицы». Я предложила детям выбрать из картинок, на которых изображены различные части тел живых организмов, те которые есть у птицы и приклеить на плакат. Совместно с детьми мы определяли и комментировали правильность выбора той или иной, выбранной ребенком, части тела. Так мы изучили строение тела птиц.
На протяжении всей проектной деятельности дети приносили различную информацию о жизни птиц из журналов и книг. Из библиотеки приносили рассказы, стихотворения о птицах, которые мы читали совместно во время перемен. Мы читали «Воробьишко» М. Горького, «Дятел» К. Ушинского, «Воробей» Д. Габе. «Ворона» А. Блок, «Дятел» Е. Чарушина и др. Валера и Эдик принесли энциклопедии о птицах, с помощью которых, мы с детьми изучали жизнь интересующих нас птиц. На основе энциклопедий и заметок из журналов мы собрали материал для нашей книги.
Совместно с детьми мы узнали много интересных фактов из жизни зимующих птиц, собирали материал для книжки-раскладушки.
Каждый день, придя на занятия, дети делились своими наблюдениями, кто какую птичку видел, какая она, что она делала. Дети с восторгом рассказывали про увиденных ими птиц. Не одна птичка не пролетала мимо школьного окна незаметно.
Рената с мамой видела дятла, который сидел на дереве возле кухонного окна и стучал по дереву. Лена первая заметила синичку, она пила воду из лужи прямо возле дороги. «Синичка была одета в желтую кофточку». Данил видел, как ворона несла в клюве кусок ткани, наверное, чтобы утеплить гнездо. Стайку воробышек мы наблюдали каждый день на школьном дворе, они прыгали с травки на травку, склевывая оставшиеся семена. Радмир со старшим братом заметил на рябине большую толстую птицу, на голове у нее был хохолок. Наверное, это была свиристель.
Как только мы занялись проектной деятельностью, Рената принесла изготовленную из пластиковой бутылки кормушку. После чего дети стали приносить рисунки, эскизы, различных кормушек, делиться знаниями о том, чем можно кормить птиц. Таким образом, практически у каждого ребенка появилась во дворе кормушка.
На занятии по художественному конструированию мы сделали аппликацию «Снегирь» из кусочков бумаги, способом обрывания.
После того, как мы изучили птиц, я предложила детям раскрасить их изображения.
Третий этап работы над проектом
Я оформила книжку-раскладушку.
Совместно с детьми составили портфолио.
10 декабря на презентации нашего проекта в сельской библиотеке мы ознакомили родителей с ходом нашей работы. Я продемонстрировала нашу книгу, один экземпляр которой мы подарили библиотеке. Дети нарисовали на листочках бумаги все, что они узнали о птицах: строение тела, как появляются на свет, что едят, какие у птиц дома, с помощью каких частей тела передвигаются, разгадывали загадки о птицах, зимующих в наших краях.
Вывод. Проделанная нами работа, по моему мнению, имеет положительный результат. Так как дети получили первичные представления о строении тела птицы, стали различать и называть зимующих в наших краях птиц, замечать их, наблюдать за ними. Совместно с родителями практически все дети развесили возле своих домов кормушки. А главное – у детей появился интерес к окружающему миру.