Елена Шадрина
Детский познавательный проект «Солнечный лучик» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧИК»
Формирование у детей младшего возраста познавательного интереса к объектам природы.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта : познавательный
Продолжительность проекта : две недели (краткосрочный)
Участники проекта : дети младшей группы
воспитатель Шадрина Е. Г.
Публикация «Детский познавательный проект „Солнечный лучик“ в младшей группе» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Солнце, солнышко
- Темочки
Образовательные области
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно – эстетическое развитие
Социально - коммуникативное развитие
Физическое развитие
Актуальность
С приходом весны солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заметили дети. По результатам бесед с детьми выяснила, что дети затруднялись называть какого цвета, формы солнце и его влияния на окружающий мир. Так же мало использовали глаголы, определения, связанные с солнцем. Проект «Солнечный лучик» будет содействовать расширению знаний у детей о солнце.
Ожидаемый результат
Расширение знаний у детей о солнце и его влиянии на окружающий мир.
Формирование познавательных способностей в процессе наблюдений.
Повышение уровня развития речи, обогащение словарного запаса.
Развитие у детей наблюдательности.
Цель проекта
Формирование у детей элементарных представлений о природном объекте – солнце.
Формирование активного словаря.
Задачи проекта
Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир.
Формировать познавательную активность детей при проведении эксперимента, наблюдений.
Обогатить словарный запас детей (яркое, светлое, лучистое, теплое, греет, светит и т. д.). Закрепить понятия «желтый», «круглый».
Развитие наблюдательности.
Основные этапы направления реализации проекта :
1. этап
Сбор информации
Беседа с детьми на тему «Солнышко», «Для чего нужно солнышко».
Чтение и заучивание стихотворений, песенок, потешек о солнце.
Рассматривание картин, иллюстраций по теме проекта.
Ежедневные наблюдения за солнцем.
Информирование родителей о теме проекта. Наблюдение за восходом и закатом солнца вместе с родителями.
Театрализация словацкой сказки «У солнышка в гостях».
Дидактические игры, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, комплекс утренней гимнастики.
Рисование солнышка пальчиком по манной крупе.
2. этап
Конспекты непрерывной образовательной деятельности
Речевое развитие (художественная литература)
Заучивание стихотворения А. Барто «Смотрит солнышко в окошко»
Художественное – эстетическое развитие
«Солнышко» (рисование)
«Солнышко лучистое» (лепка)
3. этап
Создание развивающей среды
Атрибуты для игр: шапочки птичек, солнца, тучки, зайчиков, зеркало.
Обеспечение
Методическая литература
Т. Г. Казакова Изобразительная деятельность младших дошкольников. М. Просвещение 1980г.
Художественная литература
Потешки: «Солнышко – ведрышко», «Ласточки - касаточки», «Вышло солнце из – за туч», «Тучка прячется за лес». А. Барто «Смотрит солнышко в окошко».
Настольный театр словацкой сказки «У солнышка в гостях»
Пальчиковая гимнастика: «Мы сначала будем хлопать…», «Солнышко проснулось», «Вот мои пальчики…», «С добрым утром глазки …».
Дидактические игры: «На что похоже?» (по форме, цвету, ощущениям, «Солнышко какое».
Подвижные игры: «Птички», «Солнышко и дождь», «Спрячемся от Солнышка», «Поймай Солнечного зайчика», «Зайка серенький сидит». Эксперимент «Холодно - тепло».
Комплекс утренней гимнастики «Лучистое солнышко»
4. этап
Продукт проектной деятельности
Рисунки детей «Солнышко», лепка «Солнышко лучистое».
5. этап
Презентация итогового интегрированного занятия
«В гости к солнышку»
Конспект непрерывной образовательной деятельности
Чтение стихотворения А. Барто «Смотрит солнышко в окошко»
Цель:
Познакомить с содержанием стихотворения «Смотрит солнышко в окошко» А. Барто.
Задачи:
Учить детей рисовать солнышко.
Закреплять цвет, форму, учить закрашивать внутри контура.
Развивать навыки внимательного слушания, обогащать словарь
Воспитывать интерес к окружающему миру, создать радостное настроение, развивать воображение.
Оборудование: картинка солнышка и дождика, гуашь желтого цвета, кисточки, лист альбома, салфетки, музыкальное сопровождение.
Словарная работа: яркое, светлое, лучистое, теплое, греет, светит, желтое, круглое.
Предварительная работа:
Наблюдение за солнцем, игра с Солнечным зайчиком, рисование пальчиком солнца на манной крупе.
Задачи решаются интегрировано через образовательные области
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно – эстетическое развитие
Социально - коммуникативное развитие
Физическое развитие
Содержание непрерывной образовательной деятельности
Воспитатель.
Загадка: Круглое, теплое,
Красивое, доброе
Всем светит,
Всем греет,
Всех веселит,
Всем здоровье дарит! (солнце)
Посмотрите, как светло у нас сегодня в группе.
Вы знаете, почему?
Солнышко заглянуло к нам в окошко, и его лучи осветили все вокруг.
Основная часть.
Воспитатель: Ребятки, а что можно сказать про солнышко. Какое оно? (показ картинки солнца).
Дети: Доброе, ласковое, круглое, жёлтое.
- Вот и к нам оно заглянуло, чтобы порадовать нас солнечным светом и теплом.
Чтение стихотворения «Смотрит солнышко в окошко» А. Барто.
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату…
Мы захлопали в ладошки:
Очень рады солнышку. (дети хлопают в ладоши)
Воспитатель. Какое у вас настроение в этот солнечный день Радостное!
- Как вы думаете, какое настроение у солнышко?
(показываю детям игрушку солнышко).
- У солнышко тоже веселое настроение. Почему вы там думаете?
(ответы детей).
- Правильно солнышко улыбается, значит у него тоже хорошее настроение.
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Рисование «Солнышко»
Воспитатель.
- Давайте улыбнёмся солнышку и пошлём ему воздушный поцелуй.
- Ребятки, а что можно сказать про солнышко.
- Какое оно? (показ образца солнца) (Доброе, ласковое, круглое, жёлтое).
Воспитатель: Хотите нарисовать солнышко (дети садятся за столы) .
- Кто знает, какую краску я должна взять для этого? (желтую).
- Правильно, солнышко у нас желтого цвета. Посмотрите, как я нарисую солнышко.
(Показываю приёмы изображения солнца)
Воспитатель: солнышко рисуем кружочком и лучики от него летят, короткими штрихами. Лучики у солнышка бывают разные : прямые и волнистые, длинные и короткие. Лучики у нашего солнышка будут направлены во все стороны. Пусть оно светит всем людям!
Провожу линии, комментирую рисунок: «Какой длинный луч получился?
А этот луч короткий».
- Теперь разогреем пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Вот мои пальчики,
Как у солнца лучики.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем лучики считать.
(Сгибаем поочередно пальцы на 2 руках одновременно)
Утро ясное придет.
Солнце красное взойдет.
(Поднять ручки над головой)
Просыпайся детвора,
Солнышко спасать пора!
Дети рисуют солнышко.
Воспитатель наблюдает за их работой, если необходимо помогает.
Задаё т вопросы: «Какого цвета у тебя солнышко?»
Рефлексия
Как называется стихотворение?
О чем было стихотворение?
Что мы рисовали?
Конспект непрерывной образовательной деятельности
Лепка «Солнышко лучистое»
Цель
Учить в сотворчестве с педагогом и друг ими детьми создавать выразительный образ весёлого солнышка.
Задачи
Учить детей лепить солнышко, используя прием раскатывания пластилина кругообразными движениями рук.
Изображать лучики солнышка, используя необычный материал – макароны.
Знакомить детей с доступными явлениями природы.
Развивать мелкую моторику рук.
Формировать правильную позу при лепке: сидеть свободно, не наклоняться низко над столом.
Развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием.
Материал: подносы с вермишелью, картон белый с нарисованными облаками, пластилин, доски для лепки, птички – игрушки.
Словарная работа: лучистое, щебечут.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, эксперимент «Тепло - холодно».
Содержание непрерывной образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята вы слышите, кто-то стучится к нам в дверь. Давайте посмотрим. Вносит птичку игрушку - ласточку.
Воспитатель: Дети кто это к нам в гости пришел? (вносит игрушку - птичку)
Ласточки-касаточки,
Скорее к нам летите,
Из дальних стран спешите,
И весну на крылышках
И тепло несите
Воспитатель: А вы знаете, как птички песенки поют?
Но сейчас птички почему-то грустные.
Ребята, как вы думаете, что случилось, почему они не щебечут и не летают?
Птички очень любят солнышко, травку, когда становиться тепло, и они начинают летать, щебетать и веселиться.
Но солнышка давно не было, поэтому птички грустные.
Чтобы наши птички были веселыми, мы слепим им солнышко из пластилина.
Вот мои пальчики,
Как у солнца лучики.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем лучики считать.
(Сгибаем поочередно пальцы на 2 руках одновременно)
Утро ясное придет.
Солнце красное взойдет.
(Поднять ручки над головой)
Просыпайся детвора,
Солнышко спасать пора
Лепить мы будем с использованием не обычного материала - макароны. Посмотрите, что у вас лежит в тарелочках (желтые шарики из пластилина и макароны). (Воспитатель показывает образец выполнения работы, объясняет, что лучики нужно равномерно распределить у солнышка).
Солнышко-ведрышко
Взойди скорей,
Освети, обогрей,
Телят, да ягнят,
Да малых ребят!
Воспитатель: Засветило солнышко своими ласковыми лучами! Ребята, давайте покажем нашей ласточке, что же у нас получилось!
Дети вместе с ласточкой рассматривают, получившиеся солнышки.
Воспитатель: Ну что, ласточка, ты довольна, мы слепили вам.
И теперь мы с детками все пойдем и поиграем в игру «Птичками в гнездышки».
Подвижная игра: «Птички»
Дети - «птички», садятся на стульчики. На словах воспитателя «Ай, птички полетели!» Птички летают по всей площадке кто куда хочет. На слова воспитателя «Птички, в гнезда полетели» дети спешат и садятся на свои стульчики. Воспитатель называет самую ловкую птичку, которая прилетела в свое гнездо быстрее всех. Игра повторяется
Рефлексия
Кто прилетал к нам на занятие?
А что мы лепили?
Кому мы подарили солнышки?
Комплекс упражнений для утренней гимнастики
(с элементами дыхательной гимнастики)
«В гостях у солнышка»
Дети встают в круг.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, как светло и тепло сегодня в нашей группе. А знаете ли вы почему?
Все очень просто — мы с вами в гостях у солнышка.
Солнышко освещает и согревает все вокруг.
Воспитатель. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, но ротике, на щёчках, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть солнечного зайчика, голову, шею, животик, руки, ноги.
Зайчик не озорник - он просто любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Ходьба врассыпную за солнечным зайчиком.
Бег врассыпную. Построение в круг.
ОСНОВНАЯ ЧАСТ Ь
1. «Улыбнись солнышку».
И. п. : стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу.
Вытянуть руки вперед ладошками вверх, улыбнуться.
Вернуться в исходную позицию. (4-5 раза.)
2.«Играем с солнечными лучами».
И. п. : сидя, ноги вместе, руки опущены. Ноги развести в стороны, ладошками хлопнуть по коленям. Вернуться в исходную позицию. (4-5 раз).
3.«Отдыхаем на солнышке».
И. п. : лежа на спине, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди. Перекатиться на правый бок. Вернуться в исходную позицию.
Перекатиться на левый бок. Вернуться в исходную позицию. По 3 раза в каждую сторону.
4. «Ребятишкам радостно».
И. п. : ноги вместе, руки на поясе, прыжки на месте. Повторить 3 раза. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Ходьба по залу в колонне по одному.
Ходьба по залу в медленном темпе.
Дыхательное упражнение «Дуем на солнышко».
Презентация проект «Солнечный лучик»
Тема: «В гости к солнышку».
Цель:
Формирование у детей элементарных представлений о природном объекте – солнце.
Формирование активного словаря через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной (наблюдения, исследование, художественное слово, музыкально-эстетической, продуктивной.
Воспитание эстетических эмоций к яркому разнообразию окружающего мира.
Задачи:
Обогащать и активизировать активный словарь
Развивать двигательную активность детей посредством подвижных игр
Воспитывать элементарные навыки вежливости: умение здороваться прощаться.
Развивать творческие способности детей посредством нетрадиционной техники рисования – ладошками.
Развивать любовь к музыкальному искусству через исполнение песни.
Предварительная работа:
Наблюдение за солнышком.
Настольный театр словацкой сказки «У солнышка в гостях».
Беседа «Какого цвета солнышко?»
Материал: краски желтого цвета, ватман, игрушки: ежик, птичка, зайчик, солнышко.
Непосредственная образовательная деятельность
Воспитатель. Дети, посмотрите, сегодня у нас очень много гостей.
Давайте поздороваемся с ними: «Здравствуйте!»
Проведение игры на установление эмоционального контакта.
Игра «С добрым утром»
«Доброе утро, глазки»!
Доброе утр, глазки, вы проснулись?
(Дети поглаживают веки).
Доброе утро, ушки, вы проснулись?
(Дети поглаживают ушки).
Доброе утро, щечки, вы проснулись?
(Дети поглаживают щечки).
Доброе утро, ручки, вы проснулись?
(Дети поглаживают ручки).
Доброе утро, ножки, вы проснулись?
(Дети поглаживают ножки).
Доброе утро, солнышко! Мы проснулись и улыбнулись!
(Протягивают руки вверх и широко улыбаются).
Я приглашаю вас, дети, в гости к солнышку. Хотите?
Тогда мы с вами отправляемся в путешествие по сказке,
Раз! Два! Покружись и в сказке окажись!
Посмотрите, кто это нас в сказке встречает?
Это зайчик. Встреча с зайчиком, который замёрз без солнышка.
Дети приветствуют зайчика.
Здравствуй, зайчик!
Зайка, зайка, расскажи,
Зайка, зайка, покажи.
Как найти дорожку
К солнышку в окошке.
Воспитатель
Зайчик замерз и предлагает детям и зайчику погреться.
Игра «Зайка серенький сидит»
Зайка серенький сидит и ушами шевелит –
Вот так, вот так и ушами шевелит.
Заинька замерз сидеть - надо лапоньки погреть -
Вот так, вот так надо лапоньки погреть.
Заинька устал стоять - надо зайке поскакать -
Вот так, вот так надо зайке поскакать.
Зайчик сообщает дорогу к солнышку.
Дети благодарят зайчика, прощаются с ним.
Встреча с Ежиком.
Здравствуй ёжик!
Ежик, ежик, расскажи,
Ежик, ежик, покажи,
Как найти дорожку
К солнышку в окошке?
Ёжик растерял свои колючки. В лесу темно без Солнышка.
Дети находят Ежику колючки
(прикрепляют прищепки на форму соответствующего цвета).
Ёжик благодарит деток и сообщает дорогу к солнышку.
Дети благодарят ёжика, прощаются с ним
(дети по тропинке идут дальше и встречают птичку).
Дети приветствуют птичку. Спрашивают дорогу к солнышку.
Здравствуй птичка!
Птичка, птичка, расскажи,
Птичка, птичка, покажи,
Как найти дорожку
К солнышку в окошке?
Воспитатель предлагает детям подарить птичке песню.
Исполняется песня «Маленькая птичка»
Дети её благодарят и прощаются
Встреча с Солнышком.
Дети и воспитатель встают в круг.
Дидактическая игра «Какое солнышко?».
Дети, посмотрите, вот мы и нашли с вами солнышко! Какое оно?
(желтое, круглое, доброе, весёлое, ласковое, лучистое, озорное).
Посмотрите, чего не хватает у нашего солнышка? (лучиков)
- А где у наших малышей лучики-ладошки? Вот они! Какие они теплые,
ласковые. (трем себя ладошками по щекам).
Вот мои пальчики,
Как у солнца лучики.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем лучики считать.
(Сгибаем поочередно пальцы на 2 руках одновременно)
Утро ясное придет.
Солнце красное взойдет.
(Поднять ручки над головой)
Просыпайся детвора,
Солнышко спасать пора
Дети, мы с вами можем помочь солнышку лучики ладошками?
Воспитатель помогает намазать ладошки краской и дети по очереди подходят рисовать к ватману лучики.
Какое у нас солнышко?
Веселое, радостное, лучистое. А мы с вами веселые (улыбаемся?
Вот и солнышко нашли, вместе солнцу помогли.
Теперь нам пора возвращаться в детский сад.
«Раз! Два! Три! В детсад попади!»
Вот мы с вами в детсад. Вам понравилось.
Вывод
В ходе реализации проекта «Солнечный лучик» Дети получили элементарное представление о солнце и его влиянии на окружающий мир.
Результатами работы над проектом являются :
Продуктивно активизировался и обогатился как пассивный, так и активный словарь детей. Дети стали использовать в речи глаголы: «греет», «светит»; определения: «яркое», «лучистое», «теплое», «желтое», «круглое».
Научились передавать в рисунке и лепке округлую форму предметов.
Вырос познавательный интерес к экспериментам.
Дети стали более наблюдательные.