Елена Василькина
Детский игровой стретчинг: увлекательная и полезная физкультура
▼ Скачать + Заказать документы
Детский игровой стретчинг : увлекательная и полезная физкультура.
Все мы знаем, как трудно заставить и себя, и ребенка целенаправленно заниматься физическими упражнениями. И также хорошо известно, что это необходимо, учитывая, сколько времени современные дети проводят, не играя в подвижные игры, развивающие гибкость, пластичность и другие физические качества, а сидя у телевизора или за планшетом. Также стоит отметить, что родители и педагоги сегодня больше обеспокоены тем, чтобы ребенок развивался с максимальной пользой для тела и ума, дети же хотят просто веселиться и играть.
Публикация «Детский игровой стретчинг: увлекательная и полезная физкультура» размещена в разделах
Одним из наиболее эффективных способов, позволяющих реализовать возможности оздоровления и физического развития и совместить их с ведущим и наиболее интересным для дошкольников видом деятельности – игрой – является игровой стретчинг, позволяющий превратить стандартные занятия физкультурой в увлекательное занятие.
Стретчинг — это система упражнений на статическую растяжку позвоночника и мышц тела, которая является отличной профилактикой нарушений осанки, плоскостопия, поддерживает подвижность и гибкость суставов, снимает чрезмерную нагрузку и предупреждает травмы. Стретчинг активизирует кровообращение и защитные силы организма, повышает работоспособность, снимает закомплексованность и зажатость, направлен на развитие и высвобождение скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания.
Сочетание динамичных и статичных физических упражнений стретчинга наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата и является лучшим методом тренировки для выработки силы, выносливости, координации движений. Выполнение упражнений в медленном, а значит, безопасном ритме дает наиболее эффективные результаты, поскольку медленные движения воздействуют на мышцы и суставы по всей их глубине. Для выполнения таких упражнений не требуются спортивные снаряды и какие-либо материальные расходы, их можно выполнять в детских учреждениях и дома, в группах и индивидуально.
Сутью игрового стретчинга является реализация игровых возможностей упражнений на растяжку в целях оздоровления и развития ребенка. Все занятия проводятся под музыку в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, или в сопровождении интересной истории, сказки, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий, имитационных упражнений. При этом тренируются и тело, и внимание, и воображение, поскольку в ходе занятия ребенок представляет себя в роли разных героев, у каждого из которых свои повадки и особенности. Большинство упражнений выполняются лежа на полу, и это еще одна причина, почему детям нравится игровой стретчинг.
Сюжетную игру или сказку для сопровождения занятия стретчингом несложно придумать самостоятельно. Главное, чтобы такая история включала ненавязчивые описания основных упражнений. Можно также вписать в сюжет некоторые воспитательные моменты: о дружбе, честности, взаимовыручке.
Общие рекомендации по проведению игрового стретчинга для педагогов и родителей
• Методика игрового стретчинга не имеет возрастных ограничений, можно начинать занятия с 3-х лет, от 2-х раз в неделю и более. Основное правило игрового стретчинга для детей — динамичные движения должны чередоваться со статическими. Следите за тем, чтобы подряд не выполнялись несколько упражнений на сходные группы мышц. Смена упражнений должна происходить достаточно медленно, чтобы дети не чувствовали усталости.
• В течение занятия по игровому стретчингу проводится 8 – 9 упражнений на различные группы мышц. Дети могут изображать разных животных и выполнять упражнения в сопровождении определенных отрывков музыкальных произведений. Что касается количества повторов, то упражнения выполняются столько раз, сколько малыш, в силу своего возраста, может сделать их с удовольствием. Для ребенка 3-х лет это не более 4-5 повторений, в пять лет - до семи повторений, к семи годам можно повторять одно упражнение до 10 раз. Время проведения занятий тоже зависит от возраста детей: 3-4 года – 20-25 минут; 5-6 лет – 30-35 минут; 6-7 лет – 35-40 минут.
• Заниматься нужно в хорошо проветренном помещении. Коврик для занятий должен быть удобным и иметь приятный для ребенка цвет.
• Старайтесь, чтобы дети соблюдали принцип постепенности. Не стоит спешить во время занятий: помните, что все упражнения основаны на чередовании напряжения и расслабления мышц, выполняются медленно и плавно. Дыхание во время занятий должно быть ровным и спокойным.
• Соблюдайте в ваших занятиях принцип регулярности: растяжка должна выполняться систематически и симметрично для обеих сторон тела.
• Нельзя заставлять ребенка заниматься, физические упражнения полезны для здоровья только в том случае, если выполняются добровольно.
В структуру занятий по игровому стретчингу, как и в структуру любых занятий по физической культуре входят три части: вводная, основная и заключительная.
Во вводной части осуществляется начальная организация занимающихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Это достигается с помощью специальных упражнений в различных видах ходьбы, бега, прыжков для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания. В качестве общеразвивающих упражнений используются музыкально-ритмические композиции и танцевальные упражнения, повышающие интерес к занятию, поднимающие эмоциональное настроение ребенка.
В основной части переходим к игровому стретчингу. Каждый сюжетный материал необходимо распределять на два занятия. На первом происходит знакомство детей с новыми движениями, закрепление уже известных. На втором — совершенствование и точность выполнения упражнений, передача характерных особенностей образов. Все упражнения выполняются под музыку соответствующего характера. Наиболее эффективной формой организации этой части занятия является круговая тренировка, но формы могут быть различны. Важно осуществить правильный выбор упражнений для всех групп мышц, вариативно менять виды деятельности. Подвижная игра — также составляющая основной части занятия. В старшем и подготовительном возрасте целесообразно организовать подвижные игры для развития умственных способностей детей.
В заключительной части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Здесь широко используются дыхательные упражнения, способствующие быстрому восстановлению организма после физической нагрузки. Важно научить ребенка дышать носом и соотносить вдох и выдох с движениями. Упражнения на релаксацию в игровой форме также нужно включать в каждое занятие; необходимо, чтобы ребенок научился снимать напряжение мышц после физической нагрузки, расслабляться.
Ключом к успеху при занятиях стретчингом является не интенсивность, а систематичность упражнений. Элементы игрового стретчинга можно использовать и в других видах занятий по физической культуре как для снятия напряжения в мышцах, так и для повышения физической работоспособности. Игровой стретчинг не только развивает тело, но и расширяет пределы психических возможностей, это игра, посредством которой дети через образ выполняют упражнения и открывают для себя интересный мир движения, позволяющий ощущать свою силу, красоту, обрести чувство внутренней свободы и уверенность в себе.