Козина Любовь Витальевна
Детская дизайнерская деятельность дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Мы представляем вашему вниманию презентацию опыта работы Васильевского дет. Сада по развитию детской дизайнерской деятельности.
Описание опыта
На современном этапе развития дошкольной педагогики задача активизации творческих способностей детей приводит педагогов к поиску новых способов художественного выражения, в основе которых лежит культурно-созидательная деятельность. Дошкольное детство – благодатное время для взращивания древа добра и красоты. Дети с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, занимаются народными ремеслами. Творчество помогает ребенку научиться видеть красоту и добро в окружающем мире, делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Л. С. Выготский сказал: «Творчество- это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения.. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое.»
Публикация «Детская дизайнерская деятельность дошкольников» размещена в разделах
Педагоги нашего дошкольного учреждения задействовали в своей работе новое направление художественного воспитания – детский дизайн. Детский дизайн представляет огромный потенциал и большие возможности для развития творческих способностей, фантазии и воображения.
Для организации целенаправленной и планомерной работы мы опираемся на основные виды деятельности детей дошкольного возраста – игровую, продуктивную, познавательную, в зависимости от которых меняется сама методика воспитательного процесса. Именно деятельностный подход дает возможность вовлекать каждого ребенка в активный процесс художественно-познавательной деятельности, проявлять творчество, развивать фантазию и любознательность.
Цель: художественно-творческое развитие дошкольников средствами детской дизайнерской деятельности
Задачи:
- развивать творчество через организацию детской дизайнерской деятельности;
-воспитывать интерес к дизайну;
- формировать первоначальные умения дизайнерской деятельности;
- стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, игре, декоре помещений в детском саду, дома
Процесс использования детской дизайнерской деятельности, как условия художественно-творческого развития дошкольников мы связываем прежде всего с созданием педагогических условий.
Первое – это развивающая дизайн-среда : красивый интерьер, предметы и пособия искусства, зонирование и «одомашнивание», т. е. мы считаем, что окружающая среда должна быть направлена на формирование таких качеств личности ребенка, как любознательность, наблюдательность, умение видеть прекрасное.
Второе – это организация и насыщение разных видов детской деятельности информацией о дизайнерской деятельности.
Третье – это организация художественно-декоративной деятельности ребенка с использованием его знаний и опыта изодеятельности в такой последовательности:
от фольклорно-декоративных образцов к сюжетно-изобразительным, от предметно-декоративной к пространственно-декоративной, от культурно-игрового пространства к масштабам детского и взрослого интерьера.
Первые шаги в искусство дизайна настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно. Кроме того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности. Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа. Все это имеет непреходящее значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки.
Работа педагогов с детьми ведется по следующим направлениям:
«Аранжировка» - это направление предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера (дети выполняют композиции букетов, гербарий-картины, работы из бижутерии и природного материала)
«Дизайн одежды» - это направление предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, а так же для себя - одежды повседневной и праздничной.
«декоративно-пространственный дизайн» - ориентирует внимание дошкольников на декоративное оформление кукольно-игрового пространства, интерьер групповых комнат, дошкольники помогают в оформлении помещений к праздничным утренникам, создают макеты домиков, используя подручный материал.
Наблюдая за окружающей средой, старшие дошкольники подбирают обстановку кукольных комнат в соответствии с их назначением (гостиная, столовая, спальня). Игры побуждают детей к придумыванию гардероба для кукол, персонажей спектакля, костюмов для развлечений.
Детский дизайн может иметь как предметно-декоративный, так и пространственно- декоративный характер. В первом случае это создание и украшение предметов (игрушек, сувениров, элементов одежды, аранжировок); во втором- деятельность в пространстве. Занимаясь пространственно-декоративным дизайном, дети работают в трех измерениях: : кукольная, детская и взрослая среда. Воспитатели поэтапно планируют детский дизайн в интерьере. Вначале дети учатся благоустраивать свое ближайшее кукольно-игровое пространство, затем переходят в соразмерный с ними «детский интерьер» (ширмы, мебель, декоративные изделия) Игры детей в «дом», «семью», «куклы» приобретают устойчивый характер, отличающийся стремлением к созданию «красоты быта», «домашнего уюта». Дети учатся, подбирают, рисуют, вырезают несложные элементы обстановки для напольных и настольных кукольно-игровых пространств. В дизайн-деятельности «дети – модельеры» воспитатели приобщают старших дошкольников к культуре повседневной и празднично-театральной одежды. Дети начинают понимать, что одежда должна соответствовать условиям ее использования, что особенности гардероба определяются не только модой, но и своеобразием культуры и традиций, знакомятся с тканями, выкройками, отделочным материалом.
Реализация детской дизайнерской деятельности осуществляется через использование разнообразных форм работы с детьми:
- игры;
- моделирование;
- непосредственная образовательная деятельность;
- экскурсии;
- выставки;
- конкурсы
Методы и технологии, применяемые воспитателями в работе с детьми:
Технология игрового обучения;
Личностно-ориентированная технология;
Компьютерная технология
Метод беседы, показа и объяснения
Метод наблюдения и обыгрывания ситуации
Приоритет закрепляется за формами, которые наиболее эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка.
Важное условие художественного развития детей – профессионализм воспитателя и знание им искусства, поэтому педагоги повышают профессиональную компетентность в заданной области. В работе с детьми педагоги направляют усилия дошкольников на доработку так называемых «белых пятен», что предполагает их сотворчество с художником: дети завершают его работу – создают различного рода миниатюры по типу «Дорисуй», «Докрась», «Дострой». Затем вместе с педагогами переходят к созданию творческих композиций, выполняемых ими от замысла до его реализации.
Темы, которые педагоги используют на занятиях по детскому дизайну – это «Малыш и красота рядом», «Русский дом», «Жили – были» (о старинном быте, «Преданья старины глубокой» (о народных играх, праздниках, обычаях, «Праздники и будни русской одежды», «Ладно и складно»(о мастерах умельцах). Так же плодотворна дизайн – деятельность дошкольников в художественно игровых ситуациях – «Ярмарка», «Город мастеров», «Дом игрушки», «Магазин шляпок», «Показ мод».
Взаимодействие детского сада и семьи по использованию детской дизайнерской деятельности – так же одно из важных условий. Поэтому педагоги разработали план совместной деятельности семьи и детского сада, который состоит из двух блоков:
- педагогическое просвещение родителей;
- организация и проведение совместных мероприятий, направленных на популяризацию дизайнерской деятельности.
Результат
- повышение уровня художественно-творческого развития дошкольников;
- увеличение количества дошкольников, участвующих в мероприятиях, конкурсах разных уровней;
-удовлетворенность родителей работой по образовательной области «художественное творчество
В заключении предлагаем вам посмотреть результат совместной дизайн. Деятельности детей, родителей и педагогов. Эти костюмы мы используем на детских праздниках, развлечениях.