Приложение МААМ

Детская агрессия как одна из причин жестокого обращения в семье (детско-родительский психологический тренинг)

Мария Сафонова
Детская агрессия как одна из причин жестокого обращения в семье (детско-родительский психологический тренинг)
▼ Скачать + Заказать документы

Педагог-психолог Сафонова М. В.

МБДОУ «Детский сад «Паровозик» г. Мичуринска

Тема: Детская агрессия, как одна из причин жестокого обращения в семье.

Форма проведения: детско-родительский психологический тренинг.

Цель:

• предупреждение насилия в семье;

• профилактика и предотвращение жестокого обращения с детьми;

• профилактика детской агрессии;

• информирование родителей о том, что такое агрессия, причины возникновения и т. д. ;

Публикация «Детская агрессия как одна из причин жестокого обращения в семье (детско-родительский психологический тренинг)» размещена в разделах

• обучить родителей эффективным способам общения с ребёнком.

Задачи:

• выявление агрессивного поведения ребёнка с помощью диагностики;

• консультирование родителей о причинах детской агрессии и о том, как она влияет на ребёнка;

• формирование у родителей понимание проблемы агрессивности и возможных путей её преодоления;

• выявления выраженности 11 параметров эмоционального взаимодействия матери (отца) и ребенка дошкольного возраста.

Вопросы для обсуждения:

причины детской агрессии, профилактика и пути её преодоления;

• осознание ответственности родителей за воспитание детей по поводу жестокого отношения к окружающему миру.

I. Знакомство с родителями

Я очень рада приветствовать вас, мы с вами собрались здесь для интересной, познавательной и, что не менее важно, полезной работы. Работы, которая поможет вам лучше узнать своих детей и понять их. В современном обществе, родителям зачастую не хватает времени, сил, а иногда и желания на общение с собственным ребенком. Что очень сказывается на его поведении. На данном тренинге мы будем общаться друг с другом, родители и дети будут узнавать друг друга с разных сторон, определять проблемы и решать их.

II. Диагностика

Для начала, мы проведём небольшую диагностику.

1. Родителям я раздам опросник эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой (Методика ОДРЭВ, опросник содержит 66 утверждений и направлен на выявление выраженности 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста).

2. Детям даётся задание нарисовать рисунок его семьи (методика «Рисунок семьи» (Л. Корман, методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье).

3. Так же после рисунка детям даётся задание нарисовать кактус (графическая методика «Кактус» (М. А. Панфилова, проводится с детьми с 4-х лет с целью выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности).

III. Занятия

1. Знакомство

Участники тренинга представляются, родители пишут свои имена и имена своих детей на листочках и прикрепляют их на одежду. Затем в кругу каждый рассказывает о себе:

• Какой он;

• Что любит и чем увлекается;

• Где и кем работает, учится;

• Семейные традиции;

• Во что любят играть, какие любимые совместные игры;

• Что любит делать в свободное время и т. д.

2. Беседа о детской агрессии

Агрессивное поведение детей – это можно сказать некий «Крик о помощи» и метод привлечь к себе внимание, всеми возможными и доступными способами. Такие дети «сигнализируют, кричат» о том, что ему нужно внимание, принятие, понимание, а главное любовь и ласка. Часто родители боятся «залюбить, перехвалить и т. д.» ребёнка, но это невозможно, не бывает много любви, нужно наоборот давать ребёнку столько тепла, заботы и любви, на сколько это возможно. Невозможно «залюбить», а вот «недолюбить» - это очень даже реально, после этой «недолюбви» родители часто жалуются на агрессию, плохое поведение и т. д.

Безразличие и жестокость со стороны родителей могут приводить к проблемам в детско-родительских отношениях, итогом которых становится уверенность ребёнка в том, что его не любят. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию и «заслужить» любовь родителей, дети пытаются привлечь их внимание любым способом, в том числе и агрессивным поведением. Если ребёнок чувствует, что уязвим, если он не уверен в себе, если он не может влиться в детский коллектив и почувствовать себя там «своим», то и агрессия со стороны такого ребёнка не заставит себя долго ждать. Такие дети очень тревожны, пугливы, им кажется, что весь мир против них, часто появляются страхи, ночные кошмары.

Уважаемые родители, а вы знаете, в чем отличие агрессии от агрессивности? Сейчас вам объясню.

Агрессия – это «разовый» поступок ребёнка, который нарушает морально-этические нормы и может привести к причинению морального или физического вреда окружающим.

Агрессивность – это форма поведения, которая со временем становится «привычной».

Виды агрессии

Вербальная агрессия

Этот вид агрессии проявляется в словесной форме: повышенный тон разговора, переходящий на крик, оскорбления и унижения, возможны даже угрозы.

Физическая агрессия

Данный вид агрессии проявляется в конкретном физическом воздействии по отношении к какому-либо лицу или причинении ущерба чужому имуществу: укусы, побои, повреждение различных вещей и т. д.

Прямая агрессия

Вид агрессии, который направлен на определённый объект.

Косвенная (непрямая) агрессия

С помощью этого вида агрессии ребёнок может сплетничать, использовать злобные шутки, провоцировать.

Аутоагрессия

Этот вид агрессии, который ребёнок использует против самого себя. Проявляется в выдирании волос, обгрызании ногтей, частой травматизации.

Как понять, что ваш ребёнок агрессивно себя ведёт : симптомы и признаки, диагностика

На что же следует обратить внимание родителей в поведении ребё нка:

• ребёнок не может контролировать свои слова, действия, эмоции, поведение в целом. В редких случаях может пытаться взять под контроль своё поведение, но, ни чего из этого не выходит;

• ребёнок часто ругается с ровесниками и взрослыми, целенаправленно вступает с ними в споры и выясняет отношения;

• ломает игрушки, рушит строения, выполненные другими; любит портить вещи других и при этом получает явное удовольствие;

• не реагирует на просьбы, указания и нарушает установленные правила;

• намеренно совершает «плохие» поступки, чтобы вызвать негативную реакцию;

• помнит об обиде и обидчике, зачастую хочет отомстить обидчику;

• не может признавать свои ошибки, всегда пытается оправдаться или обвинить другого.

Родителям обязательно нужно знать некоторые истины, которые помогут ему в борьбе с агрессией ребёнка :

Выход, а не подавление

Всегда важно давать выход эмоциям, не «зажимая» их и не «подавляя». Этому должны научиться сами родители, а уже потом научить этому своих детей. Если вы злитесь, то не бойтесь говорить об этом своему ребёнку. Это нормально. Таким образом, вы проговариваете проблему, и вам становится легче. Параллельно вы показываете ребёнку, что и он может так делать – говорить о том, что ему не нравится, что он зол или чем-то расстроен. Постепенно ребёнок освоит этот «манёвр» и поймёт, что гораздо легче говорить о проблеме, нежели пытаться привлечь внимание своим ужасным поведением.

Правильный пример

Важно, чтобы ваши слова ни расходились с вашими действиями. Отдавайте себе в этом отчёт. Не требуете от ребёнка того, чего не можете выполнить сами.

Агрессия неминуема

Если «приступ» агрессии уже начался, ребёнок кричит, пытается ударить, то лучший вариант – крепкие объятия. Когда он успокоится, вы можете сказать, что готовы выслушать его всегда, когда ему плохо. Беседовать с ребёнком в такие моменты лучше без посторонних и без эмоционально окрашенных слов и выражений.

Способы коррекции агрессивного поведения

• изотерапия ( можно использовать различные способы рисования: кляксотерапия, рисование пальчиками, ладонями, стопами);

• песочная терапия;

• куклотерапия (можно приобрести или сшить самим куклы для кукольного или пальчикового театра, изготовить бумажные фигурки для настольного театра);

• сказкотерапия (Сочинение сказок самим ребёнком и для ребёнка. Важно предлагать для ребёнка роль с позитивной силовой характеристикой, к примеру: рыцари, богатыри и др.);

• танцевальная терапия и др.

Для выхода накопившейся агрессии ребё нку можно предложить:

• комкать и рвать бумагу;

• подраться с подушкой или боксёрской грушей;

• использовать «мешочек / стаканчик для криков»;

• использовать надувные дубинки, водяной пистолет, батут;

• пинать ногой консервную банку;

• втирать пластилин в картон.

На формирование и закрепление агрессивного поведения детей могут влиять следующие факторы:

• низкая степень сплочённости семьи;

• неадекватный стиль семейного воспитания (гипоопека, гиперопека);

• разные стили воспитания у родителей;

• демонстрация модели агрессивного поведения (родителей к детям, отца к матери и др.);

• поощрение агрессивных тенденций в поведении детей;

• равнодушное отношение к социальной успешности ребёнка;

• применение физических наказаний;

• угрозы, «вербальное насилие»;

• введение каких-либо ограничений;

• полное отсутствие поощрения;

• дефицит внимания на воспитание и внутрисемейное общение;

• чрезмерный контроль / отсутствие контроля;

• отсутствие эмоционального контакта;

• недооценка роли личного примера родителей;

«жизнь ради детей»;

• неконтролируемое использование гаджетов.

Большинство родителей на разных возрастных этапах, рано или поздно сталкиваются с агрессивным поведением ребёнка. И главное, что они должны помнить в такие моменты – решать эту проблему можно и нужно только через любовь, ласку и уважение к своему ребёнку.

Советы родителям «Как управлять поведением своих агрессивных детей» :

обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи;

• обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают;

• следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если ребенок судит других людей, награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши слова;

• быть готовым внимательно выслушать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений;

• поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает; научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет.

Тренинг «Разрыв бумаги» (на снятие эмоционального напряжения)

Для данного занятия заранее необходимо подготовить много бумаги: салфетки, газеты, журналы и любую другую ненужную бумагу. Вначале участникам тренинга даётся пояснение о том, что это упражнение помогает им освободиться от плохих и неприятных чувств и требует значительной энергии.

В течение нескольких минут обсуждаются чувства каждого участника, и вызывающих их ситуации.

Далее участникам показывается, как лучше разрывать бумагу, объяснить, что размер кусочков не важен. Всю разорванную бумагу участники бросают в центре комнаты, когда куча станет достаточно большой, все вместе энергично подбрасывают разорванную бумагу в воздух.

Бросая бумагу, участники раскрепощаются, даже тревожные и застенчивые дети, начинают принимать участие.

Игра «Волшебные очки»

«Я хочу показать вам волшебные очки…

- Ой, какие вы все красивые, веселые умные!» Подходя к каждому ребенку и родителю, психолог называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье и пр.)

А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали».

Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своего соседа. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторение одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.

Арт-терапия «цветные ручки» (проработка детско-родительских отношений)

Родители, своему ребёнку красят пальчиковыми красками ладошку, отпечатывают на листе. Не прокрашенные участки родители с детьми вместе докрашивают кисточкой на бумаге, родители должны подписать каждый пальчик, указав положительное качество ребёнка, и произнести это качество ребёнку вслух. Тоже самое можно повторить и наоборот, ребёнок красит ладонь родителю, отпечатывают, докрашивают, и ребёнок с помощью мамы или папы подписывает каждый пальчик положительным качеством родителя.

3. Информационное сообщение о проблеме насилия и жестокого обращения с детьми

Насилие в семье – это одна из серьёзнейших и очень распространённых проблем современного мира. В России ежегодно наблюдают акты насилия в семьи. Дети матерей, которые подверглись издевательствам, в шесть раз чаще пытаются покончить жизнь самоубийством, а 50% таких детей имеют склонности к употреблению наркотиков и алкоголя. Наиболее типичными последствиями такой ситуации становятся такие жалобы родителей, воспитателей или учителей на поведение детей: драки, агрессия, конфликты с окружением, замкнутость, тревожность и т. д.

К эмоциональным проблемам таких детей можно отнести: повышенную агрессивность, сниженное настроение, депрессию, тревожность, страхи, неустойчивость эмоциональной системы.

У детей, которые подвергаются насилию в семье зачастую наблюдаются психоневрологические расстройства, такие как: бессонница, энурез, а также соматические – сердечно-сосудистые расстройства, нарушения пищеварения, астма и тому подобное.

В тоталитарных семьях, где приняты директивные, жесткие формы воспитания или ребенка чрезмерно опекают, не учитываются потребности и психоэмоциональные особенности ребенка, родители не осознают жестокого поведения с детьми.

Они считают, что жесткие условия воспитания полезны, и не понимают, что это негативно влияет как на психику ребенка, так и на состояние его соматического здоровья.

Сами дети, которые подвергаются жестокому обращению и насилию, жалуются крайне редко, обычно это заметно только методом наблюдения, опроса, и после занятий на снятие эмоционального напряжения, на проработку тревожности и страхов. Прежде всего, это избиение родителями и даже случаи сексуального насилия.

Что же такое жестокое обращение с детьми? Как отличить последовательные действия родителей при воспитании у ребенка дисциплинированности и ответственности от их насильственных действий?

Виды и формы жестокого обращения с детьми.

Специалисты выделяют 4 типа жестокого обращения в отношении детей :

1. Физическое насилие;

2. Пренебрежение;

3. Сексуальное насилие;

4. Психологически жестокое обращение.

Упражнение «Моя семья» (осознание, анализ взаимоотношений и возможность изменения сложившихся семейных стереотипов).

Родителям раздают по 10 кружочков. «Возьмите кружочки и впишите в них имена всех членов вашей семьи. Положите кружочек с вашим именем (статусом) посередине, потом расположите вокруг него кружочки с вписанными туда именами членов семьи по степени близости с ними. Проведите линии от себя к ним. Сверху от линии напишите то, что вас связывает, снизу - то, что отталкивает, тормозит процесс взаимопонимания.

Как бы вы хотели изменить свои отношения?

Теперь обратите внимание на кружочки «Я» и «Ребенок». Что вы написали над той линией, которая вас соединяет?»

Упражнение «Ограничения и разрешения»(Анализ ограничения и разрешения в семье)

«Заполните таблицу «Запреты – поощрения», записав:

1) Что вам запрещали ваши родители и чем они вас поощряли;

2) Что вы запрещаете своим детям и чем поощряете.

Подчеркните пункты, которые совпадают. Какие вы сделали выводы?»

Ролевая игра «Обрати внимание» (изучение внутреннего мира ребёнка, как влияют «недоразумения» родителей на эмоциональное состояние ребёнка)

Для участия в игре приглашаются трое желающих. Один выполняет роль отца, второй – роль матери, третий – роль ребенка. Они получают задание проиграть ситуацию:

«Отец задержался на работе и пришел домой позже, чем обычно. Он забыл, что планировали провести вечер вместе с семьей в бассейне. Мать начинает выяснять отношения в присутствии ребенка».

Затем участники обсуждают, как они чувствовали себя, исполняя роли. Участнику, который исполнял роль ребенка, предоставляется возможность выразить свои чувства и обратиться к «родителям».

Наблюдатели делятся своими впечатлениями.

Упражнение «Испуганный ежик»

Один участник изображает испуганного ежика, свернувшегося в клубок. Задача другого – пытаться соответствующими жестами, словами установить контакт с «ежиком», успокоить его и заслужить его доверие, чтобы он развернулся.

Детям дается следующая инструкция:

«Кто из вас видел настоящего ежика? Вы знаете, что делает ежик, когда его пугает неожиданно появившаяся лисица или собака? Один из вас будет сейчас ежиком, который сильно испугался собаки. Другие по очереди будут подходить, и успокаивать ежика. Кто из вас хотел бы быть ежиком? Ежик, свернись калачиком.

Представь себе, что ты еще очень маленький ежик и тебя напугал громкий лай собаки. А когда собака еще и ткнулась в тебя носом, чтобы обнюхать, тебе стало совсем страшно. Поэтому ты свернулся в крепкий клубочек, чтобы защитить свой носик и живот. К тебе на помощь придет мальчик или девочка, но ты недоверчив, потому что ты еще не знаешь, кто такие люди и чего от них можно ожидать. Кто хочет успокоить ежика?

Подойди к ежику, тихонько поговори с ним. Скажи ему, что окажись ты на его месте, ты гоже испугался бы. Можешь его погладить. Если ты будешь осторожен, ежик тебя не уколет. Попытайся показать ежику, что ты к нему очень хорошо относишься, не только словами, но и жестами, мимикой, прикосновениями. Успокой его – и ты увидишь, что он расслабился и раскрылся».

Затем ежиком становятся другие участники группы.

Вопросы:

«Что вы чувствовали, когда были ежиками?

А когда были людьми? Как пытались установить контакт, вызвать доверие ежика?

Что было трудным?

Что помогло?

В каких ситуациях вы ведете себя подобно ежику? Что вам помогает установить контакт в разных ситуациях?»

IV. Итог

Подводится итог диагностики, тренинга, задаются вопросы. Обсуждение и вывод, как связана агрессия с жестоким обращением в семье. В конце раздаются памятки. Пожелания взаимопонимания и уважения в семье и в отношениях с детьми.

Памятка для родителей

1. Дети - основа семьи. В процессе воспитания учитывайте индивидуальные особенности развития ребенка.

2. Не обижайте, не бейте, не унижайте ребенка. Помните, обучение - это радость (негативные эмоции не способствуют усвоению материала, убивают желание учиться). Криком вы ничего не измените.

3. Найдите время для беседы с ребенком. Во время общения не реагируйте бурно, не осуждайте, а будьте тактичными, толерантными в выражении своих суждений, мыслей. Старайтесь контролировать режим дня ребенка.

4. Помните, что ребенок – это ваше отражение (грубость порождает грубость, крик - крик, а взаимопонимание и доброжелательность – добро и согласие в семье). Спросите себя: «Хочу ли я, чтобы мой ребенок был похож на меня?»

5. Ребенок - это целый мир, воспринимайте его как цельную личность, взрослого человека, который имеет свои права (на обучение, отдых и т. п.) и определенные обязанности (учиться, соблюдать правила для учащихся).

6. Если вы заметили, что у ребенка «трудный» период, тогда поддержите его.

7. Не отдаляйте ребенка от себя - найдите время поговорить, понять, вспомнить себя в его возрасте, помогите, если нужно, ласковым добрым словом.

8. Не жалейте нежных слов, строя отношения с собственным ребенком.

9. Вы дали ребенку жизнь, поэтому помогите сориентироваться в бурном море жизненных событий.

10. Принимайте и любите ребенка таким, какой он есть.

Используемая литература:

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000

2. Захаров А И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. -СПб. : Издательство Союз, 2000. - 448с. (Серия “Психология ребёнка”). Тоже - Электронный ресурс.

3. Ожегов С. И., Шведова М. Ю. Толковый словарь русского языка. М. : Азъ, 1993

4. Психологическая служба в современном образовании : Рабочая книга / под ред. И. В. Дубровиной. - СПб. : Питер, 2009.- 400 с. : ил. - (Серия «Практическая психология».

5. Психодиагностика детей : Пособие для психологов, педагогов, студентов / Сост. А. С. Галанов. М. : ТЦ «Сфера», 2003

6. Психология : Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М. : Политиздат, 1999

7. Психолого-педагогическая диагностика : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / [И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская и др. ]; под. ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. - 5-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 320 с.

8. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога : Учеб. пособие. М. : Владос, 1999

9. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании : учебное пособие. - М. ,1995. - С. 376-381

10. Романова, Е. С. Психодиагностика. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2008. -400 с. : ил. - (Серия «Учебное пособие»).

11. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / под ред. В. В. Лебединского, О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг. - М., 1990.

12. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/314099-psihologicheskij-trening

Публикации по теме:

Детско-родительский клуб как одна из форм взаимодействия с семьейДетско-родительский клуб как одна из форм взаимодействия с семьей Детско – родительский клуб, как одна из форм взаимодействия с семьей. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама.

Фотоотчет о проведении акции против жестокого обращения с детьми «Услышьте нас!»Фотоотчет о проведении акции против жестокого обращения с детьми «Услышьте нас!» День защиты детей – это красочный и радостный праздник детства! Сколько положительных эмоций он дарит ребятишкам! Но этот день призывает.

Консультация для родителей «Детская агрессия» Консультация для родителей Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна «Детская агрессия». Если ваш ребенок стал вдруг драчливым, угрожает,.

Консультация для воспитателей «Детская агрессия» Консультация для воспитателей "Детская агрессия" В последнее время довольно часто приходится иметь дело с детской агрессией. Создается впечатление,.

Перспективный план работы по профилактике жестокого обращения с детьми в первой младшей группе. СЕНТЯБРЬ:- игры на сближение детей друг с другом и с воспитателем: "Иди ко мне", "Петрушка", "Передай мячик"; - игровые ситуации: "Мишка.

Перспективный план работы с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми, в первой младшей группе. СЕНТЯБРЬ:- Консультация "В детский сад без слёз или как уберечь ребёнка от стресса" - Консультация "Особенности развития и воспитания детей.

План мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми В нашей дошкольной образовательной организации систематически проводится работа по профилактике жестокого обращения с детьми. Каждый квартал.

План взаимодействия с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми В нашей дошкольной образовательной организации постоянно ведется работа по профилактике жестокого обращения с детьми. Часто посещает нашу.

Психологический тренинг «Как стать оптимистом» Психологический тренинг «Как стать оптимистом» Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать.

Социально-психологический тренинг «Мы такие разные»Социально-психологический тренинг «Мы такие разные» В сфере межличностных отношений каждый ребенок испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другими людьми. Роль педагога.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детская агрессия как одна из причин жестокого обращения в семье (детско-родительский психологический тренинг)
Опубликовано: 28 ноября 2022 в 14:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детская агрессия как одна из причин жестокого обращения в семье (детско-родительский психологический тренинг)» (включая файлы) размещена пользователем Мария Сафонова (УИ 1036479) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД