Татьяна Торговлева
Детям о войне
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность в ДОО, как способ приобщения детей патриотическому воспитанию
«Детям о войне».
I. У В. П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска». Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Публикация «Детям о войне» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Все дальше уходит от нас 9 мая 1945 года, но мы по-прежнему помним, какой ценой достался нашим отцам и дедам тот день, и каждый год отмечаем этот праздник вместе с ветеранами.
Ключевая задача, которую нужно решить вместе с ветеранами – защита правды о Великой Отечественной войне, чтобы дети и внуки знали, как война прошла через их собственную семью, какой ценой всему народу, всей стране досталась Победа.
Проблема: Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях русских традиций, мало знают о подвиге русского народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственного и героико-патриотического воспитания в семье.
Идея: В преддверии празднования 70-летие Победы познакомить детей с героическим прошлым нашей страны.
Тип проекта: по методу – информационно - исследовательский; по содержанию - «Ребенок - общество»; детско - взрослый; фронтальный; творческий, групповой, долгосрочный.
Актуальность:
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
II. Целевое назначение.
Заложить нравственные начала в детях через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны, воспитывать чувство патриотизма.
III. Задачи.
Образовательные:
В области “Социально-коммуникативное развитие” :
1. развивать игровую деятельность детей;
2. побуждать детей к игровой деятельности через знакомство с подвигами советских солдат и тружеников тыла;
3. формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры используя предметы заместители;
4. формировать умения детей реализовывать замысел сюжета;
5. учить соблюдать ритуалы у памятников и обелисков.
В области “Познавательное развитие” :
1. формировать представления детей о событиях ВОВ;
2. познакомить детей с понятиями “война”, “фронт”, “тыл”, “ветераны”, “победа”;
3. формировать представления детей о разных родах войск “пехота”, “танкисты”, “моряки”, “летчики”.
В области “Речевое развитие” :
1. развивать связную речь;
2. активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов: “боец”, “солдат”, “фронт”, “тыл”, “снаряды”, “поле боя” и т. д. ;
3. учить, самостоятельно придумать рассказ с опорой на иллюстрации.
В области “художественно-эстетическое развитие” :
1. подвести к восприятию художественных произведений о войне;
2. учить эмоционально и выразительно читать стихи о войне;
3. развивать эмоциональную сферу личности в процессе музыкальной деятельности;
4. развивать продуктивную деятельность детей.
В области “Физическое развитие” :
1. развивать физические качества, через подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры, эстафеты.
Развивающие: развивать память (заучивание стихов, мышление, логику (делают выводы и умозаключения, внимание (умение видеть главное, творческие умения и способности.
Воспитательные:
1. формировать эмоциональную заинтересованность;
2. побуждать детей к совместной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой и игровой деятельности;
3. воспитывать патриотические чувства;
4. воспитывать желание быть такими же смелыми, отважными и благородными как воины-защитники;
5. воспитывать дружеские, партнёрские взаимоотношения в игре.
Продукты проектной деятельности:
Альбомы, оформленные совместно с детьми: «Стихи и песни о войне и победе», «Ордена и медали ВОВ», «Города - герои», «Плакаты, иллюстрации и фото военных лет».
Дидактические игры: «Узнай и назови военную технику», «Назови героев ВОВ», «Продолжи пословицу», «Отгадай и назови».
Рисунки, открытки, аппликации, поделки.
Военно – спортивный праздник «День Победы».
Целевая группа проекта: Проект адресован старшим дошкольникам.
Продолжительность проекта: Долгосрочный.
Сроки реализации проекта: Сентябрь - май.
Основные формы реализации проекта: Экскурсии, беседы, организация НОД, мини-выставки, составление рассказов, коллекционирование, физкультурный досуг, консультации для родителей.
1. Деятельность педагогов.
• Подготовка методических и дидактических материалов.
• Проведение интересных занятий, организация выставок.
• Отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы.
• Чтение художественной литературы: С Алексеев "Они защищали Москву", Л. Кассиль "Твои защитники", С. Михалков "День Победы", заучивание стихов к празднику.
• Индивидуальные и коллективные беседы о Великой Отечественной войне.
• Слушание песен военно - патриотической тематики.
• Тематическое содержание книжного уголка.
• Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная».
• Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.
• Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д. Кабалевский "Марш" (детский, П. Чайковский "Марш деревянных солдатиков", Г. Свиридов "Военный марш", В. Агапкин "Прощание славянки".
2. Деятельность детей.
• Участие в конкурсах, праздниках, беседах.
• Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей.
• Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе,
дружбе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.
• Исполнение сюжетно-ролевых игр "Пограничники", "Моряки".
3. Деятельность родителей.
• Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе.
• Рисование с детьми сюжетов на военную тему.
• Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.
Предметно-развивающая среда:
Оформление уголка «Боевой славы».
Дидактические игры с патриотическим содержанием.
Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней.
Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике 9 мая, военных, о мире.
Подборка песен военных лет.
Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.
Подготовка атрибут для сюжетно – ролевых игр на военную тематику.
План работы:
1 этап. Подготовительный (сентябрь)
- определение темы проекта,
- формулирование целей и задач проекта,
- подбор необходимого материала.
2 этап. Основной (реализация проекта)
НОД, беседы, анкетирование, викторины, выставки рисунков и военной техники, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, просмотр презентаций и мультфильмов на военную тематику, праздники посвященные защитникам отечества и дню победы.
3 этап. Заключительный (май)
- проведение праздника посвященному дню победы,
- презентация проекта,
- оформление выставки.
Результаты реализации.
Разработанный и реализованный проект “Детям о войне и дне Победы” по повышению уровня познавательного интереса в рамках патриотического воспитанности дошкольников в повседневной жизни и на занятиях показал свою эффективность:
1. Созданы благоприятные условия для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности. Пополнился мини музей группы, подобран обширный иллюстративный материал, пополнилась игротека группы новыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм;
2. Положительная динамика в формировании представлений о истории страны и города в годы ВОВ (результаты наблюдения за ходом экскурсии детей старшей группы в мини музей);
3. У детей наступило понимание значения подвига советских солдат в годы ВОВ (результаты анкетирования родителей);
4. Пополнилась методическая копилка ДОУ материалом по ознакомлению с окружающим миром;
5. Повысилась активность родителей в патриотическом воспитании в семье.
Список литературы.
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст] : методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2005. – 205 с.
2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
3. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [текст] : нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В. Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.
4. Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст] : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л. А. Кондрыкинская. – М. : ТЦ Сфера, 2006. - 192 с
5. Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду [текст] : для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макарова – М. : Просвещение, 1984. – 272 с.
Заключение