Лукина Наталья
Сценарий музыкального-литературного вечера «Дети слушают классическую музыку»
▼ Скачать + Заказать документы
СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНО – ЛИТЕРАТУРНОГО ВЕЧЕРА
«ДЕТИ СЛУШАЮТ КЛАССИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ»
Подготовила и провела музыкальный руководитель Лукина Наталья Евгеньевна. ГБОУ Школа №2093 им. А. Н. Савельева. ДК № 3.
Задачи: познакомить детей с циклом произведений М. П. Мусоргского «Картинки с выставки», воспитывать в детях положительные эмоции, умение слушать и воспринимать классические произведения, получить представление о программной музыке. Продолжать побуждать детей передавать свои впечатления в рисунках и небольших рассказах, увеличивать словарный запас, формировать умение грамотно составлять рассказ о впечатлениях от прослушанной музыки.
Публикация «Сценарий музыкального-литературного вечера „Дети слушают классическую музыку“» размещена в разделах
Предварительная работа: прослушивание произведений из цикла «Картинки с выставки», обсуждение характера музыки. Импровизация танцевальных композиций с детьми младшей группы «Балет невылупившихся птенцов» и подготовительной группы «Прогулка», «Старый замок», «Избушка на курьих ножках», порисовать на тему прослушанных произведений, оформить выставку детских рисунков.
Ход досуга:
Ведущий: Ребята, мы с вами познакомились с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Давайте вспомним, как называется цикл, произведения из которого мы слушали.
Дети : «Картинки с выставки».
Вед. Правильно. Вы все, наверное, помните, как появился этот цикл. Скажите мне, пожалуйста, что вдохновило композитора на написание музыки?
Дети : посещение выставки.
Вед. Совершенно верно. Модест Петрович Мусоргский посетил выставку своего друга, художника и архитектора Виктора Александровича Гартмана, и это произвело на него такое впечатление, что он написал несколько произведений, которые объединил в единый цикл и назвал его «Картинки с выставки». Не все работы Гартмана сохранились. Но, если рассмотреть сохранившиеся, то можно увидеть, что произведения композитора не являются иллюстрациями к картинам. Мусоргский под впечатлением от выставки создал самостоятельные музыкальные произведения.
А теперь давайте вспомним. Как называется пьеса, которая открывает цикл?
Дети : «Прогулка».
Вед. Правильно, «Прогулка». Скажите мне, какой характер у этой пьесы?
Дети : Спокойный, размеренный.
Вед. Конечно. У нас создается ощущение того, что человек спокойно переходит от одного экспоната к другому, внимательно их разглядывая. Мелодия напоминает русские народные распевы. И тема эта звучит на протяжении всего цикла. Давайте мы с вами еще раз прослушаем эту пьесу и представим себе атмосферу выставки. Жизнь тогда была не такой суматошной, как сейчас, а более размеренной. Да и костюмы, в которые одевались люди, не располагали к суете. Представьте себе дам в длинных платьях и кавалеров в сюртуках. Давайте-ка и мы попробуем представить себя на этой выставке в роли посетителей.
(Звучит пьеса «Прогулка», дети свободно гуляют по залу)
Вед. А теперь мы перейдем к другой пьесе из этого цикла. У Мусоргского она называется «Балет невылупившихся птенцов». На выставке не было такой картины. А кто из вас помнит, что же вдохновило композитора?
Дети : Костюмы.
Вед. Правильно. Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета Юлия Гербера «Трильби» .
В этом балете был эпизод, в котором выступали маленькие танцоры, наряженные канареечками. Посмотрев на эти эскизы, Мусоргский именно так увидел эти образы и отобразил их в музыке. Давайте мы с вами подойдем к нашей картинной галерее и посмотрим, как же наши юные художники изобразили иллюстрации к этой пьесе.
(рассматриваем рисунки)
Вед. А сейчас у нас для вас небольшой сюрприз. Давайте посмотрим. Как дети младшей группы представляют себе маленьких птенчиков.
(Выступление детей младшей группы. Звучит «Балет невылупившихся птенцов»)
Вед. А сейчас я хочу обратить ваше внимание на пьесу совсем другого характера. Называется она «Старый замок». Помните ее?
Дети : Да!
Вед. Давайте мы снова подойдем к рисункам, которые вы нарисовали и внимательно их рассмотрим. Вы изобразили старинные замки, каждый по-своему. Замок, видимо, давно заброшен. И музыка передает такое же настроение. Какое?
Дети : печальное, грустное.
Вед. Правильно. А еще скорбное, тоскливое. Как будто в сказке «Спящая красавица». Принцесса уколола палец веретеном, и все королевство заснуло вместе с ней. Но стены замка помнят тех, кто в нем жил когда-то.
(звучит «Старый замок». Дети представляют «живые картины»)
Вед. Я хочу, чтобы вы вспомнили еще одно яркое произведение из цикла «Картинки с выставки» Называется пьеса «Избушка на курьих ножках». А кто из вас вспомнит, что вдохновило композитора на написание этой пьесы?
Дети : Часы в виде избушки на курьих ножках.
Вед. Верно. У Гартмана был эскиз бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках.
А скажите мне, ребята, какой образ Бабы Яги рисует Мусоргский?
Дети : Злой, страшный, хромой.
Вед. Действительно, это настоящая «нечистая сила» из страшной сказки. Но мы с вами слушали еще одно произведение, в котором отображен образ Бабы Яги. Кто вспомнит, у какого композитора?
Дети : У Петра Ильича Чайковского.
Вед. Конечно, у Чайковского в «Детском альбоме». А какой образ рисует Чайковский?
Дети : добрый, смешной, шуточный.
Вед. Давайте мы еще раз посмотрим на наши рисунки. Чью же Бабу Ягу изобразили вы?
Дети : Мусоргского.
Вед. И снова у нас для вас сюрприз. Послушаем еще раз пьесу «Избушка на курьих ножках».
(Сюрпризный момент. Под музыку выступление музыкального руководителя Поповой О. В.)
Вед. Итак, давайте еще раз вспомним, какому композитору было посвящено наше занятие?
Дети : Мусоргскому.
Вед. И какие произведения мы с вами прослушали?
Ответы детей: ….
Вед. И объединены они в цикл под названием…
Дети : «Картинки с выставки».
Вед. Мы с вами прослушали только некоторые произведения из этого цикла. Но обязательно познакомимся с остальными.