Цивилева Татьяна Николаевна
Сценарий досуга в средней группе «День весеннего равноденствия «Жаворонки»
▼ Скачать + Заказать документы
День весеннего равноденствия «Жаворонки»
(досуг в средней группе)
Интеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие»,«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: привитие детям духовно - нравственных ценностей, пробудить интерес к традициям своего народа.
Задачи:
• расширять представления детей о традициях русского народа встречи весны;
• развить творческие способности;
• получить эмоциональный отклик на происходящие события;
Публикация «Сценарий досуга в средней группе „День весеннего равноденствия „Жаворонки“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Сценарии весенних развлечений и праздников
- Перелетные птицы
- Сороки, Жаворонки. Сценарии развлечений
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• расширить знания о жизни наших предков;
• познакомить с красивыми обрядами, устным творчеством, играми и развлечениями, фольклорными произведениями;
• развить речь при помощи песенок, поговорок, пословиц и закличек;
• активировать познавательную деятельность;
• создать положительные эмоции от создания выразительных образов жаворонков приёмов лепки из теста.
Оформление группы : веточки с ленточками, скатерть, предметы русского быта.
Материалы и оборудование: иллюстрация с изображением птиц, колокольчик, диск с записями звуков весеннего леса, готовое тесто, изюм, салфетки, бумажные полотенце, передники, чепчики.
Ход:
Вводная часть: 5 мин.
(Слышны звуки весеннего леса, (дети сидят за столами)
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь. Что вы слышите? (ответы детей) (Пение птиц, журчание ручья, шум ветра.)
-Как вы думаете, в какое время года были записаны эти звуки? (весной)
-Что происходит в природе весной, почему так весело поют птицы? (дети называют признаки весны)
«Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла?» (весна)
Основная часть: 12 мин.
Воспитатель: -А давайте представим, что мы находимся в лесу и хотим почувствовать запах весны. -Закройте глазки и вдохните. Чем пахнет весна? Какой он - весенний воздух? (Ответы детей. Весенний воздух свежий и бодрящий)
-Весной вся природа просыпается ото сна. Прилетают птицы. Посмотрите, что это за птица (показываю иллюстрацию с изображением жаворонка) (ответы детей)
Воспитатель: Да это ребята жаворонок!
-К каким птицам относится жаворонок : зимующим или перелётным? (ответы детей). К перелётным
-А вы знаете, когда к нам прилетают жаворонки? (во второй половине марта)
-Верно, считается, что прилетают они 22 марта этот день в народе так и называется - «Жаворонки».
По народному календарю 22 марта зима кончается, весна начинается, день с ночью равняется. С 21на 22 марта так и называют - день весеннего равноденствия. Праздник равноденствия дарит нам весна, пробуждается природа, ей уж не до сна. Светлое время суток увеличиваться.
Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют- в этот день. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы.
Воспитатель: Ребята, какие ещё перелётные птицы прилетают в наши края весной? (ответы детей, называют перелё тных птиц: грач, ласточка, журавли, жаворонок)
Воспитатель: И первым из них прилетает жаворонок.
Жив жаворонок по полю летает.
Зёрнышки собирает, весну закликает.
Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру, которая так и называется «Жаворонок» (дети встают со своих мест идем на ковер)
Игра: «Жаворонок»
Звон колокольчика - как песенка жаворонка.
(Дети становятся в круг, закрывают глаза и заводят руки за спину.) Поют песню:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Ведущий- жаворонок ходит внутри круга, звенит колокольчиком и прячет его в руках у одного из детей. Как только колокольчик смолк, дети открывают глаза и пытаются угадать, у кого колокольчик. Кто угадал - тому и водить, колокольчик прятать (игра продолжается несколько раз)
Воспитатель: Ребята, теперь вы знаете, как выглядит жаворонок, а сможете его узнать среди других птиц? (дети содеяться на свои места, показываю картинки с изображением птиц: ласточка, грач, воробей, журавель, жаворонок)
-Кто из этих птиц жаворонок? (дети показывают жаворонка)
-Мы сегодня с вами говорим о весне и перелётных птицах. Посмотрите внимательно, здесь есть лишняя картинка (ответы детей)
-Верно, воробей здесь лишний, так как на зиму он от нас не улетает.
-Скажите, ребята, на какую птичку внешне похож жаворонок? (на воробья, беседуем)
Воспитатель: Прилетают жаворонки ранней весной, в марте. Жаворонки держатся стайками по проталинам, обнажившимся на солнечных пригорках. Питаются они семенами трав и мелкими насекомыми.
Жаворонки относятся к певчим птицам, но поют только самцы. Поднимаясь высоко в небо, превращаясь в невидимую точку, жаворонок поёт так громко, что звук песни раздаётся на километры (слушаем запись «пение жаворонка», дети делятся впечатлениями)
Издавна в связи с этим праздником в народе сложилось много примет. Вот, например, такие приметы и поговорки и заклички :
Сколько проталинок - столько и жаворонков!.
Жаворонки по дорожкам идут, по проталинкам перелётывают.
«Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»
Так с криком и звонким смехом закликали жаворонков, а с ними и весну. В своих закличках они просили не только весеннего тепла, но и здоровья себе и домашним животным, достатка в доме, хорошего урожая.
Воспитатель: В этот день было принято выпекать специальные булочки, имеющие форму птичек. Эти булочки так и называются "жаворонки". Таким птичкам вставляли глазки из изюма.
Продуктивная часть: 12мин.
Воспитатель: Чтоб весну скорей привлечь, будем «жаворонков» печь.
Это очень интересно, для начала месим тесто.
Воспитатель: Но чтоб приступить к изготовлению наших птичек, давайте помоем руки! (дети и воспитатель идут мыть руки, на столах, кусочек теста, приготовленные фартуки и чепчики)
А чтобы жаворонки получились красивыми, давайте разбудим наши пальчики:
Воспитатель: Молодцы у всех чистые руки теперь давайте оденем фартуки. (дети одевают передники, лепят жаворонков из теста, звучит музыка П. И. Чайковского «Песнь жаворонка»)
-Замесила тесто я с самого утра. Хорошо тесто подошло! Теперь пора принимается за работу. У каждого из вас на столе лежит кусочек теста.
-Сначала раскатаем колбаску, а потом эту колбаску завяжем простым узлом.
-На одном конце вылепим клюв, получилась голова птицы. Из второго конца, приплюснув его и надрезав, получился хвост. Для украшения используем изюм - из него у наших птичек получились замечательные глаза.
(помогаю детям у которых не очень хорошо получается)
Складываем птичек на противень.
Заключительная часть:3 мин.
Воспитатель: Молодцы ребята какие замечательные Жаворонки у нас получились! Теперь давайте выложим их на противень и попросим наших поваров испечь наших «жаворонков»! Большое им спасибо!
Мы старались, мы лепили,
Чудо птичек сотворили.
Хвостик, крылышки и глазки
Получились как из сказки!
Готовых «Жаворонков» по традиции угощали детей и взрослых, родных и близких. И мы постарались угостить всех, чтоб порадовать приходом весны.