Светлана Тихонова
Конспект занятия «День родного языка в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад «Берёзка» структурное подразделение муниципального бюджетного образовательного учреждения «Каменская средняя общеобразовательная школа», д. Каменное, Республика Удмуртия
Тема занятия «День родного языка»
Дата проведения – 21 февраля 2023 г.
Цель занятия :
Вызвать интерес к родному языку, культуре и традициям своего народа.
Задачи.
Публикация «Конспект занятия „День родного языка в ДОУ“» размещена в разделах
1. Дать понятие, что такое родной русский язык, удмуртский язык, родная страна.
2. Формировать у детей навыки слушательской культуры.
3. Познакомить с народной игрушкой Матрешкой, с народным русским и удмуртским фольклором.
4. Развивать у детей любознательность, интерес, творческие способности.
5. Воспитывать уважение и любовь к родному языку, к своей стране.
Оборудование:
Книга с потешками под иллюстрацией Ю. Васнецова; игрушка Матрешка, силуэт Матрешки для аппликации, силуэт удмуртского платья.
Ход занятия :
- Воспитатель. Сегодня мы будем говорить о Международном дне родного языка, который отмечается 21 февраля.
Ребята, послушайте стихотворение.
«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Родина – это то место, где мы живем. На планете есть много стран, где живут разные народы. У каждого народа – свой язык, на котором говорят, поют песни, читают стихи. Наша страна называется Россия, мы разговариваем на русском языке, а наша малая родина-Удмуртия. Некоторые из нас и ваши родители говорят на удмуртском языке.
Ребята, к нам в гости кто-то пришел. Но чтоб узнать, кто это, надо отгадать загадку.
Загадка:
Девчонка деревянная,
Веселая, румяная.
Открывается игрушка
А внутри сидит подружка.
Кто это?
Дети: (Матрешка)
Воспитатель: Матрешка – это старинная народная игрушка. Ее делали народные мастера, вырезали из дерева, расписывали, потом покрывали лаком. Эта игрушка особенная. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше. (Дети рассматривают матрешку).
В: Какая у нас матрешка?
Д: Красивая, нарядная.
В: Во что она одета?
Д: В сарафан и платочек.
В: Почему ее называют расписная?
Д: Она украшена узорами.
Воспитатель: Матрешку знают во всем мире, это наша традиционная игрушка, символ России, русский сувенир. Дети, Матрешка зовет вас с ней поиграть. Игра «Матрешки играют в прятки»
Ребята, Матрешка нам что-то принесла? Это книга с потешками. Вы знаете, что такое потешки? Это старинные короткие песенки и стихи, которые давным давно сочиняли бабушки, чтобы забавлять своих деток. Давайте мы с вами их послушаем.
Воспитатель читает потешки и показывает иллюстрации к ним.
Дети слушают и проговаривают вместе с воспитателем.
«Пальчик-мальчик», «Петушок», «Мыши водят хоровод», «Как у нашего кота», «Ладушки, ладушки», «Идет коза рогатая», «Пошел котик на торжок», «Кисонька мурысонька» и т. д.
Воспитатель: Ребята, Матрешка зовет вас поиграть.
Хороводная игра «Мы Матрешки»
Цель игры. Учить детей выполнять движения согласно тексту песенки. Развивать речевую и двигательную активность.
Описание игры: Дети становятся в круг. Идут по кругу и повторяют слова песенки за педагогом, выполняя действия, о которых поется в песне.
Мы матрешки, вот какие крошки.
А у нас, как у нас чистые ладошки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
А у нас, как у нас новые сапожки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
А у нас, как у нас новые платочки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
Побежали. побежали все мы по дорожке.
А теперь поиграем в удмуртскую народную игру «Небыльток».
Правила игры: встаем в круг и делаем из рук «воротики». Под музыку пробегают пары через «воротики», когда музыка выключится, то паре, оставшейся в кругу кричат «Небыльток».
Воспитатель:
Ребята, что-то наша Матрешка загрустила. Что случилось? Она приготовила нам подарок, свою картинку на память. Но на картинке у Матрешки не украшен сарафан. Давайте ей поможем украсить?
Дети садятся за стол и выполняют аппликацию: «Укрась сарафан Матрешке». Детям дают на выбор сарафан и удмуртское платье.
Подведение итогов:
В: Ребята, кто приходил к нам в гости?
Д: Матрешка.
В: Что мы делали с Матрешкой?
Д: Читали потешки, играли, украшали сарафан.
В: Что мы сегодня узнали? В какой стране мы живем?
Д: В России.
В: Как называется наш язык?
Д: Русский.
В: А как называется наша малая родина?
Д: Удмуртия.
В: А на каком языке разговаривают в нашей Удмуртии?
Д: На удмуртском.
В: Молодцы, ребята. Туж умой. Зечокъёс.