Евгения Добрейкина
Экскурсия в День памяти А. Матросова «К памятнику Александра Матросову»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закреплять представления детей о защитниках нашей Родины в годы Великой Отечественной Войны.
Интеграция: речевое развитие
Программное содержание:
Познакомить детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей. Поддерживать познавательный интерес к истории своей Родины.
Развивать речь, стимулировать речевую деятельность. Развивать воображение, память, внимание, мышление.
Воспитывать нравственно-патриотическое отношение к Родине, толлерантность к ветеранам Великой Отечественной войны, гордость за их героические подвиги.
Публикация «Экскурсия в День памяти А, Матросова „К памятнику Александра Матросову“» размещена в разделах
- Моряки, матросы
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсии детей к памятникам войны
- Темочки
Предварительная работа: Цикл занятий, бесед по ознакомлению детей с подвигом русского народа в Великой Отечественной войне: «Великая Отечественная война», «Битва за Москву», «Подвиги юных героев», «Трудовой подвиг русского народа в годы войны», «Памятники героям Великой Отечественной войны в нашем городе». Заучивание стихотворений о Великой Отечественной войне. Рассматривание иллюстрационного материала по теме. Чтение художественных произведений о Великой Отечественной войне: Л. Кассиль «Богатыри», А. Митяев «Землянка», А. Твардовский «Василий Теркин» (отрывки из поэмы, С. Алексеев «Дом» и др. Экскурсия к Вечному огню. Знакомство с военной символикой
Оборудование: аудиозаписи музыки и песен о Великой Отечественной войне, видеоматериал, подборка картин, иллюстраций и фотографий военных лет.
Алгоритм проведения:
- Перед началом нашей беседы я хочу предложить вам послушать произведение и внимательно рассмотреть изображения, которые будут появляться на мультимедийной доске.
(Звучит песня "Вставай, страна огромная!" музыка А. В. Александров, слова В. И. Лебедев-Кумач, на доске появляются иллюстрации на тему ВОВ)
- Как вы думаете на какую войну призывается народ в этом произведении и к какой войне подходят эти иллюстрации? (к Великой Отечественной войне).
- А почему она называется Великая Отечественная? (потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества, на борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна)
- Вспомните, когда отмечают в нашей стране великий и светлый праздник День Победы? (День Победы отмечают 9 мая)
- Что это за победа? Над кем? (Победа над врагом, германскими фашистами)
- Давайте представим с вами мирное предвоенное время. Наша страна крепла и развивалась, росло благосостояние народа. Строились заводы, фабрики, в деревнях выращивали урожаи овощей, фруктов. Дети ходили в детские сады, школы. Шла мирная жизнь. Был летний воскресный день 22 июня 1941 года. Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Шептались друг с другом камыши. Птицы пели на все голоса. Но в 3 часа 15 минут, когда все города и села спали, враг неожиданно и вероломно напал на нашу Родину. Началась война. Над нашей Родиной нависла угроза потери независимости, свободы. Ни одно государство в мире не смогло противостоять натиску гитлеровской армии. Захватив почти всю Европу, Гитлер вторгся Советский Союз, так называлась в то время наша страна. Немецкие самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции, больницы. Бомбы падали на жилые дома, детские сады и школы. Это Гитлер дал приказ своим войскам захватить нашу страну, а людей превратить в рабов. Они обстреливали из орудий тихие деревни. Поджигали поля. Враги не разбирали где взрослые, где дети - всех убивали на своем пути. И топтали нашу родную землю. Долгих 4 года длилась эта кровопролитная война, а 9 мая 1945 года мы одержали Победу.
- В боях за свою Родину советские солдаты проявили поразительное мужество и бесстрашие. Битва шла за каждый кусок земли. Наряду с взрослыми дети несли все тяготы войны. Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки вместо ушедших на фронт взрослых. Были случаи, когда из-за малого роста подростки не доставали до станков и им ставили под ноги скамеечки. Они знали, что своей работой помогают отцам и братьям на фронте.
Физминутка «Пограничник».
Тропинки лесные, Маршируют по кругу друг за другом
Пахучие травы,
За тёмным оврагом
Простор полевой.
Вечерней порою Останавливаются, прикладывают воображаемый
В дозор от заставы бинокль к глазам, выполняют повороты.
Идёт пограничник, Вновь маршируют по кругу.
Страны часовой.
А. Жаров.
- В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны. И сегодня я хочу познакомить вас еще с одним героем, нашем земляком это Александр Матросов и рассказать о его героическом подвиге, который совершили еще многие солдаты.
(Параллельно рассказу воспитателя идут слайды с изображением Александра Матросова и иллюстрации ВОВ).
- Не многие знают, что на самом деле звали его Мухамедьянов Шакирьян Юнусович. Его отец Юнус Юсупов вернулся с Гражданской войны без ноги. Но инвалидность не помешала ему очаровать одну из кунакбаевских красавиц по имени Муслима. В феврале 1924 года у них родился сын, которого нарекли Шакирьяном.
Шакирьян рос бойким и проворным мальчуганом. Здорово бренчал на балалайке, мастерски играл в бабки. Глядя на сына, Муслима частенько говаривала: "Вырастет молодцом. Или, напротив, будет вором. ". Когда она умерла, Шакирьяну едва исполнилось семь лет.
Семья сильно бедствовала, и нередко Юнус-бабай, взяв за руку сына, ковылял по деревенским дворам — попрошайничали. Тем и кормились. Спустя какое-то время отец привел в дом другую жену, у которой был свой сын. Повздорив с отцом на этой почве, Шакирьян ушел из дома. Время было тяжелое, голодное.
Юный беспризорник стал кочевать по детским домам. Вначале он попал а детприемник-распределитель, оттуда его направили в Мелекесс (ныне Димитровоград) Ульяновской области. Там он уже был Сашкой Матросовым. Началась война, он отправился на фронт. И вот зимой в феврале второму батальону была поставлена задача - отбить у врага деревню Чернушки, которую враг превратил в сильно укрепленный опорный пункт. Несколько раз бойцы поднимались в атаку на фашистские укрепления, но губительный огонь из дзота преграждал им путь. Тогда рядовой гвардии Матросов, которому было всего лишь 19 лет, пробравшись к дзоту, закрыл своим телом амбразуру. Воодушевленные подвигом Матросова, бойцы поднялись в атаку и выбили немцев из села. За подвиг А. М. Матросову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
В тот день Александр Матросов, шагнул в бессмертие.
- Может кто нибудь уже слышал имя этого героя?
- В честь Александра Матросова во многих городах стоят памятники, и в нашем городе, при входе в центральный парк культуры и отдыха то же есть памятник, посвященный этому герою.
- Память о погибших принято чтить минутой молчания. Давайте и мы почтим память о погибших за Родину воинах. (Все встают, минута молчания, под бой секундной стрелки)
Ребенок: читает стихотворение:
Красоту, что дарит нам природа,
Отстояли солдаты в огне,
Майский день сорок пятого года
Стал последнею точкой в войне.
За всё. что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам
Нашим дедам и отцам.
А. Сурков
- 9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!
Много лет прошло, как закончилась Великая Отечественная война, но мы должны помнить наших героев, отдавших свою жизнь за Родину, за Победу и сейчас я предлагаю вам возложить цветы к памятнику Александра Матросова.