Галина Бухтерева
Деловая игра с элементами тренинга для педагогов «Приемы и механизмы духовно-нравственного воспитания дошкольников в ООД»
Цель:
Побуждение педагогов к самостоятельной работе, самоанализу и самообразованию по данной теме. Овладение практическими приемами взаимодействия с детьми по формированию духовно-нравственной позиции дошкольника. Улучшение психологического самочувствия участников педагогического процесса.
Задачи:
1. Формирование положительного эмоционального состояния, с помощью группового сотрудничества и взаимопомощи.
2. Систематизирование работы по нравственному воспитанию : состояние проблемы, актуальность.
Публикация «Деловая игра с элементами тренинга для педагогов „Приемы и механизмы духовно-нравственного воспитания дошкольников в ООД“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
3. Повышение компетентности педагогов по вопросам нравственного воспитания детей.
4. Закрепление методов нравственного воспитания : овладение практическими приемами по формированию духовно-нравственного поведения у детей.
Форма проведения:
Деловая игра с элементами тренинга
План проведения:
1 Теоретическая часть. Обсуждение. Актуальность проблемы
2 Нота – До (доброта)
3 Нота – Ре (Родина, религия)
4 Нота – Ми (моральные принципы)
5 Нота – Фа (работа с фантазией)
6 Нота – Соль (самостоятельность)
7 Нота – Ля (личностно-ориентированный подход)
8 Нота – Си (самосовершенствование педагога)
Материалы:
1 Изображение нотного стана
2 Бланки для теста «Добрый ли вы человек?»
3 Памятка для педагога «Пословицы о доброте»
4 Памятка для педагога «Посеять в детских душах доброту, это значит…»
5 «Палочка-выручалочка» для игры
1//Теоретическая часть. Обсуждение. Актуальность проблемы
Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка предусматривает принятие им моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. В последние годы часто говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм.
Можно многое почерпнуть, созерцая мудрость природы. Как говорится, «что наверху, то и внизу», то есть на всех уровнях мироздания действуют одинаковые законы. А значит, мы вправе допустить, что законы, которые мы наблюдаем в природе это те же самые законы, которые действуют между людьми.
Например, в жарких странах деревья, пустившие глубокие корни, полны жизненных сил, а травы и кустарники вокруг них в период засухи засыхают и умирают. Деревья продолжают расти, т. к. их корни проникли глубоко в землю и питаются подземными водами. Корни же малых растений и кустарников уходят в землю не очень глубоко и не могут дотянуться до жизни, которую им дает вода.
То же происходит и с людьми. Тот, кто мыслит глубоко, кто глубоко верует в себя – справляется с различными жизненными кризисами и трудностями. Тот же, кто мыслит поверхностно и не имеет веры, может процветать только при благоприятных внешних условиях. Но когда наступают трудные времена, такие люди теряют мужество и становятся жертвами собственных проблем.
Вот почему так важно как можно глубже познать себя – в этих глубинах найдутся внутренние источники силы, безопасности, любви и мира.
«Душа поёт» – как часто мы слышим эти слова, а что они по вашему мнению означают? (ответы педагогов) Всё, что красиво и прекрасно в мире мы очень часто сравниваем с музыкой, а любая мелодия состоит из основы – это 7 нот.
Сегодня я бы хотела совместно с вами попробовать создать свою основу для мелодии, которая называется духовно – нравственное воспитание.
2// Нота – До. Тест «Добрый ли вы человек?
Итак, обратите внимание на наш нотный стан (Приложение 1). Первая нота – это нота – ДО. Что, по вашему мнению, начинается на букву «Д» и является первой и очень важной ступенью духовно-нравственного развития (ответы педагогов).
Конечно, это добро и доверие. Если мы не будем обладать таким личностными качествами как добро, а наши дети не будут нам доверять – все наши усилия по воспитанию полноценной личности ребёнка будут бессильны.
Предлагаю вам небольшой самоанализ в виде теста, для того, чтобы узнать, насколько Вы добры?
Тест «Добрый ли вы человек?»
Все люди разные: одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим?
На эти вопросы вам поможет ответить данный тест. Отвечать нужно да или нет.
1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?
2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
5. Любите ли вы злые шутки?
6. Вы злопамятны?
7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?
9. Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?
10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11. Вы охотно выполняете просьбы?
12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
А теперь вы можете засчитать себе один балл за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Вы набрали больше 8 баллов. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдет.
От 4 до 8 баллов. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 баллов. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее.
Я нисколько не сомневаюсь в том, что по природе своей вы все добрые люди кто-то в большей степени, кто-то в меньшей.
В своей повседневной работе с детьми, вы наверняка используете разные пословицы. Вспомните пожалуйста пословицы о доброте, которые можно использовать в своей работе по формированию нравственного поведения у детей (ответы педагогов).
Конечно же, сложно удержать в памяти все эти замечательные пословицы, поэтому я хочу каждой из вас вручить вам памятку, где собраны замечательные пословицы о доброте, которой вы сможете пользоваться в своей работе (Приложение 2)
Так же, я бы хотела предложить вам ознакомиться с еще одной памяткой, которая может пополнить вашу педагогическую копилку по воспитанию духовно-нравственного самосознания и поведения у детей. Наверняка какими-то приемами, из предложенных мной вы уже пользуетесь, а какие-то могут вас удивить. (Приложение 3)
3// Нота – Ре
Что, по вашему мнению, начинается на букву «Р» и так же является важной ступенью духовно-нравственного развития (ответы педагогов). Конечно же, это и религия, и Родина, и любовь к родному краю.
РОДИНА. Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству. И необходимо пробудить у ребёнка чувство любви к малой Родине.
Знакомство детей с историей и культурой родного края это:
- сообщение элементарных данных;
- ознакомление с историческим прошлым и настоящим, географическим положением, природными ресурсами, климатическими условиями;
-ознакомление с природой родного края, их достопримечательностями, традициями, обрядами, народными играми;
- ознакомление с ремёслами;
-ознакомление с воронежским культурным наследием (фольклором, произведениями писателей, поэтов, художников, музыкантов, архитекторов);
-развитие творческих способностей детей в изобразительном и музыкальном искусстве.
Осуществить это знакомство можно через такие формы работы, как:
- целевые прогулки;
- экскурсии, которые целесообразно проводить с родителями;
- чтение художественной литературы, соответствующей возрасту детей;
-проведение тематических выставок, посвящённых прошлому и настоящему родного края с привлечением родителей.
РЕЛИГИЯ. Наша страна, в том числе и наш родной край, объединяет людей многих национальностей и религий. У нас воспитываются дети разных национальностей и нам, как педагогам необходимо с малых лет прививать детям толерантное отношение к людям разных национальностей и религий, а это предполагает ознакомление детей с этими национальностями и их культурой. Делать это можно через различные виды деятельности, в том числе и через развитие творчества детей, например, выставка работ детей и их родителей «Дружба народов».
4// Нота – Ми
Следующая нота МИ, а у нас это нота будет называется – МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ.
Нормы морали не являются врожденными, а усваиваются ребёнком в практике отношений с окружающими людьми и зависят от отношения к нему окружающих, от того, кто его воспитывает, от того в какой социальной среде он живёт. Здесь важно помнить, что недостаточно дать ребёнку понятия «Хорошо», «Плохо», мы должны донести до него, что в зависимости от ситуации в одном случае надо уступить, в другом - помочь, в третьем- поддержать.
Что же нам поможет в этой ситуации? Это практическая деятельность с детьми.
К ней относятся – наблюдения за природой, трудом других людей, сюжетно-ролевые игры, обсуждения и др.
Давайте сейчас с вами вместе сыграем в одну из таких игр, которая называется «Палочка-выручалочка», но прежде немного разомнемся с помощью следующего упражнения.
Игра «Палочка-выручалочка»
Инструкция: Встаньте в круг, вспомните какую-либо ситуацию, когда вам нужна была помощь.
Например: плохое настроение, болел зуб, порвала колготки, сломала ноготь и т. д. У меня в руках палочка-выручалочка. Когда первая из вас расскажет о своем затруднении, я буду говорить: «Палочка-выручалочка, помогай! Коллегу (для детей – друга) из беды выручай!». Та из вас, кто знает, как помочь или может дать дельный совет поднимает руку и получает палочку-выручалочку.
( В случае с детьми: Если никто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой-выручалочкой к ребенку и рассказывает детям, как можно выручить друга из беды.)
5// Нота – Фа
Следующая нота нашего духовно-нравственного стана – ФА, мы не будем долго на ней останавливаться. Просто обозначим, что это активная работа с фантазией.
Уважаемые педагоги – не бойтесь фантазировать, придумывать различные истории, сказки, используйте при этом кукольный театр, настольные игры. Отличный эффект дает написание ребенком собственной сказки с добрыми и злыми действующими лицами и со счастливым финалом.
6// Нота – Соль
Нота СОЛЬ превращается в самостоятельность, т. к. для того, чтобы духовно-нравственные мысли переросли в поступки недостаточно только желания, необходимо самостоятельно сформировать мотив, побуждающий к действию.
Наша задача давать детям больше возможности принимать решения и действовать самостоятельно, несмотря на то, что это ведет к временным затратам. Как можно чаще хвалите детей и верьте в них, помогайте незаметно, создавайте ситуацию успеха.
7// Нота – Ля
Нота ЛЯ – это личностно-ориентированный подход.
Здесь хочется отметить, что все дети растут в разных социальных условиях и это надо обязательно учитывать, что для одного ребёнка кажется аморальным, для другого - норма, т. к. он живёт в таких условиях (неблагоприятная семейная ситуация). Наша с вами задача – не высмеивать таких детей, а помочь им максимально социализироваться.
8// Нота – Си
Вот мы и дошли с вами до последней нашей нотки, которую назовем не СИ, а самосовершенствование педагога.
Такая у нас профессия, которая требует от нас постоянно идти вперёд, изучать нашу культуру, искать интересные факты и истории. Ввести детей за собой, делая этот путь волшебным, интересным и незабываемым.
Вот мы и создали основу нашей мелодии, которая называется духовно-нравственное воспитание и каждая нотка важна в этом стане. Я желаю вам,чтобы вы смогли создать свою"мелодию"
Приложение 1.
Памятка для педагога «Пословицы о доброте»
Доброму слову – добрый ответ.
Доброму везде добро.
Добрый человек придет, словно свету принесет.
Добрый привет и кошке приятен.
Доброму гостю хозяин рад.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Добрый сын – отцу радость, худой – печаль.
Кто зря сердит, у того голова болит.
Умный себя винит, глупый – своего товарища.
Добрый скорее дело делает, чем сердитый.
Как аукнется, так и откликнется.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Чем богаты, тем и рады.
Других не суди, на себя погляди.
Чего в других не любишь, того сам не делай.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Друзья познаются в несчастье.
Любишь взять – люби и дать.
Тому тяжело, кто помнит зло.
Добро век не забудется.
Ласковое слово и бурю укрощает.
Добро не умирает, а зло пропадает.
Плох человек, коли добра не помнит.
Не спеши карать, спеши миловать.
Добро помни, а зло забывай.
Добрые дела целыми веками живут.
Доброе дело веками помниться.
Сделав добро – не кайся; сделав худо – не жди добра.
Слово лечит – слово и ранит
Приложение 2.
Памятка для педагога «Посеять в детских душах доброту»
Это значит:
1. Поощрять проявление внимания и чуткости у детей
2. Ласково и только по имени называть детей
3. Не обсуждать проступки при посторонних, чтобы не вызвать этим негативных чувств у других детей
4. Читать стихи, сказки, рассказы на данную тему
5. Учить с детьми стихи о доброте
6. Составлять с детьми сказки о доброте
7. Использовать пословицы о доброте
8. Создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию
9. Не унижать ребенка
10. После замечания прикоснуться к ребенку и дать понять, что вы ему сочувствуете
11. Рассказывать родителям о добрых поступках детей
12. Найти сильные стороны у каждого ребенка
13. Особое внимание уделять тем детям, которые не получают признания среди детей
14. Не читать длинных нотаций
15. Обсуждать с детьми ситуации положительного характера, например, «Как нас выручил Миша», «За что я люблю свою подругу», «Наши добрые дела»
16. Заботиться о младших (делать подарки, игрушки, помогать одеваться и т. д.)
17. Для снятия стрессовых состояний детей в группе можно повесить грушу для битья, в уединенное место поставить «сердитое» зеркало
18. Можно вести книгу добрых дел в группе
19. Можно организовывать игры
Например:
Игра «Добрые дела» Это игра на каждый день, которая не ограничивается временными рамками. Участвовать в ней могут от одного человека до всей группы. Организатору игры (педагогу) нужно подыскать подходящий сундучок (или копилку, коробку с прорезью, а также изготовить из картона или пластика красивые монетки. Каждая монетка соответствует одному доброму делу. В конце дня попросите ребенка бросить в копилку столько монет, сколько добрых дел он сделал за день. Если малыш затрудняется, помогите ему отыскать хорошее даже в самых обыденных поступках. Игра помогает ребенку разобраться в морально-этической стороне жизни и стимулирует его на нравственные поступки.
Игра «Волшебный стул» Один из детей садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
«Ласковые имена» Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например, Серёженька, Богданчик, Олечка и т. д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.