Гребенщикова Наталья
Деловая игра с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Духовно-нравственного воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проведения:
Побуждение педагогов к самостоятельной работе, самоанализу и самообразованию по данной теме. Овладение практическими приемами взаимодействия с детьми по формированию духовно-нравственной позиции дошкольника. Улучшение психологического самочувствия участников педагогического процесса.
Задачи:
1. Формирование положительного эмоционального состояния, с помощью группового сотрудничества и взаимопомощи.
Публикация «Деловая игра с элементами тренинга для педагогов ДОУ „Духовно-нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
2. Систематизирование работы по нравственному воспитанию : состояние проблемы, актуальность.
3. Повышение компетентности педагогов по вопросам нравственного воспитания детей.
4. Закрепление методов нравственного воспитания : овладение практическими приемами по формированию духовно-нравственного поведения у детей.
Форма проведения:
Деловая игра с элементами тренинга
План проведения:
Введение в тренинг.
1. Теоретическая часть. Обсуждение. Актуальность проблемы;
2. Самостоятельная и групповая работа;
3. Заключение, рефлексия.
Материалы:
1. Бланки для теста «Добрый ли вы человек?».
3. Памятка для педагога «Пословицы о доброте»
4. Памятка для педагога «Посеять в детских душах доброту, это значит…»
5. «Палочка-выручалочка» для игры
Ход тренинга
1. Теоретическая часть.
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Прежде чем начать наш тренинг давайте примем правила:
1. Правило одного говорящего.
2. Правило поднятой руки.
3. Критикуя - предлагай.
4. Безоценочность.
5. Конфиденциальность.
6. Телефон без звука.
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Перед началом нашей сегодняшней деловой игры, предлагаю ключевым словом нашей встречи обозначить слово ДОВЕРИЕ. И сейчас проведем небольшую разминку. Давайте подумаем над тем, что значит слово ДОВЕРИЕ (ответы педагогов) -это чувство безопасности и комфорта. Это фундамент всех отношений.
А теперь по буквам. Начнем с первой буквы (педагогам предлагается назвать нравственные качества на каждую букву слова по ходу игры)
Д – (сначала ответы педагогов, затем примеры: дом, добро, доброжелательность, добросовестность.
Конечно, добро и доверие. Если мы не будем обладать таким личностными качествами как доброта, а наши дети не будут нам доверять – все наши усилия по воспитанию полноценной личности ребёнка будут напрасны.
Предлагаю вам небольшой самоанализ в виде теста, для того, чтобы узнать, насколько Вы добры?
Тест «Добрый ли вы человек?»
Все люди разные: одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим? На эти вопросы вам поможет ответить данный тест. Отвечать нужно да или нет.
1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?
2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
5. Любите ли вы злые шутки?
6. Вы злопамятны?
7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?
9. Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?
10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11. Вы охотно выполняете просьбы?
12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
А теперь вы можете засчитать себе один балл за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Вы набрали больше 8 баллов. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми — всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдет.
От 4 до 8 баллов. Ну что же, ваша доброта — вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 баллов. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее.
Далее буквы:
О – (ответы педагогов) откровенность, открытость.
В –(ответы педагогов) верность…
Е- (ответы педагогов) естественность (проявление природы, естества…
Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка предусматривает принятие им моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Можно многое почерпнуть, наблюдая за природой. Как говорится, «что наверху, то и внизу», то есть на всех уровнях мироздания действуют одинаковые законы. Поэтому мы должны понимать, что законы, которые действуют в природе работают и среди людей.
Например, в жарких странах деревья, пустившие глубокие корни, полны жизненных сил, а травы и кустарники вокруг них в период засухи засыхают и умирают. Деревья продолжают расти, т. к. их корни проникли глубоко в землю и питаются подземными водами. Корни же малых растений и кустарников уходят в землю не очень глубоко и не могут дотянуться до жизни, которую им дает вода.
То же происходит и с людьми. Тот, кто мыслит глубоко, кто глубоко верует в себя - справляется с различными жизненными кризисами и трудностями. Тот же, кто мыслит поверхностно и не имеет веры, может процветать только при благоприятных внешних условиях. Но когда наступают трудные времена, такие люди теряют мужество и становятся жертвами собственных проблем.
Давайте и мы с вами попытаемся заглянуть в глубь себя - в этих глубинах найдутся внутренние источники силы, безопасности, любви и мира. Не всегда на это есть время, но находить в себе ресурсы очень необходимо для каждого из нас.
Предлагаю Вам провести ещё один небольшой самоанализ, посмотреть на себя изнутри, обратиться к себе, как к самому неповторимому и уникальному человеку.
Задание: ответить письменно, продолжив фразу:
Неповторимый человек….
Во мне меня радует то, что….
Когда я думаю о себе, то всегда…
Чувствую, что в жизни я смогу….
А теперь, давайте постараемся поделиться своими впечатлениями о проделанной работе. Расскажите, легко ли вам было оценить себя? В чем проявились затруднения? (ответы педагогов). Вы большие молодцы, что смогли провести анализ своего состояния и поделиться своими ощущениями с нами. Движемся дальше и следующая буква в нашем слове:
Р- (ответы педагогов) радушие (сердечное, ласковое отношение, приветливость, гостеприимство);
Я нисколько не сомневаюсь в том, что по природе своей вы все добрые люди кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. В своей повседневной работе с детьми, вы наверняка используете разные пословицы. Вспомните, пожалуйста, пословицы о доброте, которые можно использовать в своей работе по формированию нравственного поведения у детей (ответы педагогов).
Замечательно, вы вспомнили много интересных пословиц, а чтобы они были у вас всегда под рукой для вас подготовлены памятки, где собраны замечательные пословицы о доброте, которой вы сможете пользоваться в своей работе (Приложение 1). А дальше у нас следующая буква:
И – (ответы педагогов)индивидуальность, искренность….
Действительно, только искренний человек сможет покорить сердца малышей и повести их за собой. Я предлагаю вам ещё одну памятку, которая может пополнить вашу педагогическую копилку по воспитанию моральных качеств у детей. Наверняка какими-то приемами, из предложенных мной вы уже пользуетесь, а какие-то могут вас порадовать. (Приложение 2)
Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству. И необходимо пробудить у ребёнка чувство любви к малой Родине.
Знакомство детей с историей и культурой родного края это:
- сообщение элементарных данных о Свердловской области;
- ознакомление с историческим прошлым и настоящим, географическим положением, природными ресурсами, климатическими условиями;
- ознакомление с городами области, их достопримечательностями, традициями, обрядами, народными играми;
- ознакомление с ремёслами;
- развитие творческих способностей детей в изобразительном и музыкальном искусстве.
Осуществить это знакомство можно через такие формы работы, как:
- целевые прогулки;
- экскурсии, которые целесообразно проводить с родителями;
- чтение художественной литературы, соответствующей возрасту детей;
- проведение тематических выставок, посвящённых прошлому и настоящему Свердловской области с привлечением родителей.
Нормы морали не являются врожденными, а усваиваются ребёнком в практике отношений с окружающими людьми и зависят от отношения к нему окружающих, от того кто его воспитывает, от того в какой социальной среде он живёт. Здесь важно помнить, что недостаточно дать ребёнку понятия «Хорошо», «Плохо», мы должны донести до него, что в зависимости от ситуации в одном случае надо уступить, в другом - помочь, в третьем- поддержать. Для закрепления таких моральных качеств можно с детьми сыграть в игру «Палочка-выручалочка». Давайте попробуем сыграть в неё сами, а потом вы научите своих детей.
Игра «Палочка-выручалочка»
Инструкция: Встаньте в круг, вспомните какую-либо ситуацию, когда вам нужна была помощь. Например: плохое настроение, болел зуб, порвала колготки, сломала ноготь и т. д. У меня в руках палочка-выручалочка. Когда первая из вас расскажет о своем затруднении, я буду говорить: «Палочка-выручалочка, помогай! Коллегу (для детей – друга) из беды выручай!». Та из вас, кто знает, как помочь или может дать дельный совет поднимает руку и получает палочку-выручалочку.
( В случае с детьми: Если никто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой-выручалочкой к ребенку и рассказывает детям, как можно выручить друга из беды.)
Вот мы и дошли с вами до буквы:
Е – (ответы педагогов)единомыслие, единодушие….
Уважаемые педагоги, у нас с вами единая цель: «воспитать достойных людей». Не бойтесь в своей работе использовать различные методы и приемы. Фантазировать, придумывать различные истории, сказки, используйте при этом кукольный театр, настольные игры. Отличный эффект дает написание ребенком собственной сказки с добрыми и злыми действующими лицами и со счастливым финалом.
Наша задача давать детям больше возможности принимать решения и действовать самостоятельно, несмотря на то, что это ведет к временным затратам. Как можно чаще хвалите детей и верьте в них, помогайте незаметно, создавайте ситуацию успеха. Такая у нас профессия, которая требует от нас постоянно идти вперёд, изучать нашу культуру, искать интересные факты и истории, Вести детей за собой, делая этот путь волшебным, интересным и незабываемым!
Спасибо вам за активное участие! Всем мира, добра и творческих успехов!
Приложение 1.
Памятка для педагога
Пословицы о доброте
Доброму слову – добрый ответ.
Доброму везде добро.
Добрый человек придет, словно свету принесет.
Добрый привет и кошке приятен.
Доброму гостю хозяин рад.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Добрый сын – отцу радость, худой – печаль.
Кто зря сердит, у того голова болит.
Умный себя винит, глупый – своего товарища.
Добрый скорее дело делает, чем сердитый.
Как аукнется, так и откликнется.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Чем богаты, тем и рады.
Других не суди, на себя погляди.
Чего в других не любишь, того сам не делай.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Друзья познаются в несчастье.
Любишь взять – люби и дать.
Тому тяжело, кто помнит зло.
Добро век не забудется.
Ласковое слово и бурю укрощает.
Добро не умирает, а зло пропадает.
Плох человек, коли добра не помнит.
Не спеши карать, спеши миловать.
Добро помни, а зло забывай.
Добрые дела целыми веками живут.
Доброе дело веками помниться.
Сделав добро – не кайся; сделав худо – не жди добра.
Слово лечит – слово и ранит
Приложение 2.
Памятка для педагога
Посеять в детских душах доброту, это значит:
1. Поощрять проявление внимания и чуткости у детей
2. Ласково и только по имени называть детей
3. Не обсуждать проступки при посторонних, чтобы не вызвать этим негативных чувств у других детей
4. Читать стихи, сказки, рассказы на данную тему
5. Учить с детьми стихи о доброте
6. Составлять с детьми сказки о доброте
7. Использовать пословицы о доброте
8. Создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию
9. Не унижать ребенка
10. После замечания прикоснуться к ребенку и дать понять, что вы ему сочувствуете
11. Рассказывать родителям о добрых поступках детей
12. Найти сильные стороны у каждого ребенка
13. Особое внимание уделять тем детям, которые не получают признания среди детей
14. Не читать длинных нотаций
15. Обсуждать с детьми ситуации положительного характера, например: «Как нас выручил Миша», «За что я люблю свою подругу», «Наши добрые дела»
16. Заботиться о младших (делать подарки, игрушки, помогать одеваться и т. д.)
17. Для снятия стрессовых состояний детей в группе можно повесить грушу для битья, в уединенное место поставить «сердитое» зеркало
18. Можно вести книгу добрых дел в группе