Вера Резникова
Деловая игра с родителями «Как понять своего ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей.
Задачи:
1. Помочь родителям осознать собственную воспитательную позицию в конфликтных ситуациях с детьми.
2. Подвести родителей к пониманию причин возникших ситуаций.
3. Дать возможность обсуждения и выбора родителями приемлемых приёмов предупреждения конфликтов.
Форма проведения: деловая игра.
Ход игры
1. Приветствие.
Публикация «Деловая игра с родителями „Как понять своего ребёнка“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Я рада видеть Вас, уважаемые родители. Сегодня мы обсудим проблему конфликтов родителей с детьми. Тема эта достаточно актуальна, ведь каждый родитель встречается с конфликтными ситуациями. Тольке в некоторых семьях конфликт – редкий гость. А в некоторых- он получает постоянную прописку. Цель нашей деловой игры : повысить психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей.
Мы попытаемся выявить основные причины и совместными усилиями найдём основные подходы для решения этой проблемы. (Слайд №3)
Правила деловой игры :
-высказывать свои мысли откровенно и правдиво;
– каждое мнение имеет право на существование;
- никто не спорит, не пытается переубедить кого-то, а просто делится своими мыслями;
- никто насильно не заставляет говорить: высказываются только желающие. (Слайд №4)
2. Игра «Поменяемся местами».
Для того, чтобы лучше узнать друг друга мы поиграем в игру «Поменяемся местами».
-поменялись местами те, кто любит своих детей:
-поменялись местами те, кто в детстве был конфликтным ребёнком (об этом говорили вам ваши родители);
-поменялись местами те, кто считает, что в таких случаях нужна требовательность со стороны родителей;
-поменялись местами те, кто считает, что конфликт-это спутник кризиса возраста.
3. Деление на 3 группы (1 вариант) :
- Для начала Вы разделитесь на три группы, называя по очереди слова «карандаш», «ручка», «линейка».
(2 вариант)
-Необходимо выбрать цветной жетон, и найти место за столом соответствующей таблички (жёлтый, зелёный, красный). Жёлтый жетон-классические родители, зелёный-артисты, красный-цифровики.
4. Видеоустановка о силе взаимопомощи.
- Установка на успех «Пусть всем сопутствует успех!»
5. Приветствие команды и визитка.
Улыбнитесь друг другу и охарактеризуйте свою команду.
На листе нарисовано личико и написано «артисты»; «классики»; «цифровики».
Родителям необходимо составить сенквейн:
1строка- название команды;
2 строка-прилагательные;
3 строка- глаголы;
4 строка- фраза, передающая отношение к понятию;
5 строка-одно-два слова, передача чувств.
6. Составление «проекта».
Первое наше упражнение – составление проекта.
- У кого бы из родителей ни спросили, кто для них самый главный, самый дорогой, они ответят – их дети. Чего больше всего Вы хотите для своих детей? (Ответы родителей).
- А что же ещё нужно для счастливой жизни наших детей в семье? Сейчас на листочках каждый из Вас напишет несколько условий, в которых любому ребёнку комфортно и безопасно будет жить в семье.
- Теперь Вы должны будете в группе обсудить записанные каждым из Вас условия, и записать их по одному на отдельных листочках. (Родители работают в группах).
- Давайте на лучиках солнышка, которое согревает наших детей, прикрепим те условия, которые помогут нашим детям жить счастливо, будучи согретыми теплом семьи.
(Родители- по одному из каждой группы – называют выбранные ими условия и заполняют «лучики солнышка» : на один «лучик» помещают похожие условия, названные разными группами).
7. Изучение различных типов поведения детей.
- Любовь к детям – естественное чувство для родителей. Но все дети ведут себя по-разному: кто-то радует Вас своими поступками и поведением, кто-то часто расстраивает. Вам надо понимать мотивацию поступков детей, учиться правильно реагировать в той или иной ситуации.
а) Предположение.
Есть три типа поведения детей: агрессивное, пассивное и достойное. Давайте подумаем и составим предположительные характеристики этих типов поведения.
Агрессивное Пассивное Достойное
В чём проявляется В чём проявляется В чём проявляется
+ - + - + -активность грубость спокойствие замкнутость уверенность наглость
б) Работа в группах.
- Сейчас Вы снова будете работать в группах. Ваша задача: ознакомиться с различными типами поведения детей, сопоставить с нашими предположениями, дополнить наши записи и после выполнения этой работы познакомить всех присутствующих со своими выводами. (Родители работают в группах, потом отчитываются).
8. Изготовление коллажей.
- У каждой группы есть журналы. Ваша задача: распределив обязанности, выбрать и вырезать из них картинки и подписи, которые ещё раз наглядно продемонстрируют их отношения со взрослыми. Из этих иллюстраций вы составите на ватмане коллаж. (Родители распределяют обязанности: кто-то выбирает картинки и подписи, кто-то вырезает их, а кто-то наклеивает на ватман в виде коллажа. После выполнения работы представители от каждой группы комментируют, что отображено на их коллаже).
9. Минутка активного отдыха.
а)Упражнение «Комплимент».
Играющие становятся в круг. Ведущий предлагает друг другу сделать комплимент.
б)Упражнение «Угадай, что нарисовано».
Вызывается один участник игры. Ему предлагают с помощью мимики, эмоций, жестов изобразить, что нарисовано на картинке.
Сегодня наша тема посвящена проблемам семейных взаимоотношений, а именно конфликтным ситуациям. Попробуем сформировать некоторые причины конфликтов
Причины конфликтов:
- непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;
- чрезмерная забота родителей о ребёнке, когда родители придерживаются следующего правила: дети созданы для радости (в результате в семье вырастает маленький, а затем большой деспот, привыкший только получать и ничего не давать взамен;
- разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребёнку приходиться маневрировать между требованиями отца и матери;
- чрезмерная строгость к ребёнку и педагогическая злопамятность.
10. Ролевая игра + «шляпная дискуссия».
- А теперь каждая группа должна подготовить для другой группы задание. Вы придумываете какую-то жизненную ситуацию – отношения «родитель-ребёнок», тип поведения для ребёнка. Потом записываете на листочек, сворачиваете его и складываете в эту коробку. Мы перемешиваем задания, каждая группа тянет листочек и после ознакомления с заданием обыгрывает ситуацию, показывая поведение ребёнка в этой ситуации и реакцию родителей. После представления – вместе обсудим.
• Как же надо поступить в данной ситуации?
• Какие советы действительно могут вам помочь в разрешении конфликтной ситуации?
• Что такое конфликт? (ответы)
«Конфликт — это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорируется другая сторона» (У. Линкольн).
• Как вы считаете, как можно правильно выйти из конфликта, разрешить его? (ответы)
• Задумывались ли мы, что отношения взрослых между собой оказывают влияние на вашего ребенка? (ответы).
11. Предлагаем вашему вниманию педагогические ситуации из кинофильмов для обсуждения.
- Социальная реклама «Это моя семья».
- Фрагмент из кинофильма «Курьер».
- Социальная реклама «Не забывайте нас».
- «Ералаш» - «Вот это внук».
- Социальная реклама «Родители в ответе за своих детей».
- «Ералаш» -«Заботливый папа».
12. Предлагаем детские видеовопросы.
- Откуда берутся плохие дети?
- Родители не разрешают дружить с человеком, который мне интересен, мотивируя заботой обо мне. Как поступить в этой ситуации?
- Представьте, что ваш сын-подросток вдел в ухо серьгу или дочь сделала пирсинг. Как вы поступите?
- Если я не хочу в школу, что вы сделаете? Как вы отреагируете?
-Как сохранить лёгкую и светлую атмосферу в семье в условиях безденежья?
- Родители часто настаивают на стиле одежды, который, по-моему, старомоден. А то, что прошу я, им кажется неприличным и вульгарным. Как найти выход?
- Вы смотрите по телевизору фильм, а ваш ребёнок требует переключить на другую программу, там выступает рок-музыкант.
Как вы поступите?
- Мы живём в богатом районе, и дети-подростки стесняются приглашать своих друзей в гости из-за скромности жилья. Как поддерживать дружбу?
Давайте теперь для себя ответим на вопросы:
• Когда вы последний раз наедине по душам разговаривали со своим ребенком?
• Когда в последний раз гладили его по голове?
• Когда в последний раз говорили, что вы любите своего ребенка?
• Когда с любовью и нежностью смотрели в глаза своему ребенку?
Если вы делали это не вчера и не позавчера, то сделайте это сегодня.
13. Упражнения Джеффа.
Только что мы увидели и Какими же должны быть идеальные родители?
обсудили несколько вариантов поведения не только детей, но и родителей. К сожалению, родители воздействуют на детей не только словами.
На доске листы с надписями «ДА», «НЕТ», «МОЖЕТ БЫТЬ». Предлагается 30 секунд подумать, оправдывают ли себя физические меры наказания? Определиться и стать под той надписью, которая соответствует Вашему мнению. После того, как Вы определитесь в выборе, желающие выскажутся, почему они так думают. Главное условие этого упражнения – каждое мнение имеет право на существование: никто не спорит. Если после того, как все выскажутся, кто-то изменит своё мнение – можно перейти в другую группу, желательно, аргументировав свой поступок.
14. «Недостатки».
Вы- родители наказываете детей за их проступки и недостатки. А вы вдумайтесь в само слово «недостатки». «Не достаёт», то есть, ребёнку с определённым недостатком чего-то не достаёт, может быть, ему что-то не додают родители или учителя. Например, если ребёнок злой, ему не достаёт) доброты, ласки. Теперь у Вас будет такое задание: подумать в группе и записать какие-либо недостатки и то, чего при этом данному ребёнку не хватает, что мы должны ему додать.
15. Подведение итогов. «Притча».
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей, всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
-И все?
-Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: -И мира тоже.
-И я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети не только наше будущее, но и наше настоящее.