Киселева Евгения
Деловая игра для воспитателей «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка «Детский сад № 31» г. Калининград
«Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников».
Подготовила: воспитатель
Киселева Евгения Евгеньевна
2019г.
Публикация «Деловая игра для воспитателей „Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Цель: Показать роль сказки в нравственно - патриотическом воспитании дошкольника.
Материалы и оборудования: бубен, волшебный сундучок, яйцо, деревянная ложка, игрушки кота, заяца,
Ход игры:
Ведение:
Здравствуйте, коллеги!
Окунуться в мир книги, понять, как заинтересовать ребенка чтением, а также для повышения своего профессионального роста в вопросах нравственного воспитания дошкольников средствами художественной литературы я предлагаю Вам принять участие в деловой игре : «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников».
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратило свое предназначение. Именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке эстетических и эстетических чувств. Сказка-это среда для развития эмоционально- нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста. Сопровождается на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы. С миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное – они вводят его в особый исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
При помощи произведений детской литературы в целом, мы осуществляем нравственное воспитание детей :
-развиваем умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев,
- учим давать оценку своему поведению;
- учим различать, что хорошо, что плохо;
- делать то, что можно, и воздерживаться от того, что не дозволено;
- помогать каждому, кто нуждается;
- быть правдивым скромным;
- доброжелательно относится к сверстникам.
Практическая часть:
Предлагаю всем встать в круг.
Собрались все дети в круг.
Я -твой друг и ты – мой друг!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
(Взяться в руки солнышко, назвать себя ласковым именем и передать солнышко следующему).
Разделимся на команды.
Команды выбирают для себя «сказочные» названия и представляются.
1. задание
Брей-ринг «Литературная страница»
Отвечает тот, кто быстрее других ударит в бубен.
(У одного из участников каждой группы в руках – бубен) :
• Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной
сказке «Теремок». («Рукавичка»)
• Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуковский)
• Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка большая и маленькая!»? («Лисичка-сестричка и Серый Волк»)
• Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа)
• О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?
(О мышонке)
• Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди»)
• Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин)
• Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не лапы,а лапищи, не зубы, а зубищи»)
• Писатель и художник, автор книг «Ребятам о зверятах», «Теремок», «Про Тюпу» и др.? (Чарушин)
• Сказка, в которой один герой говорит другому: «Как выпрыгну, как выскочу — полетят клочки по закоулочкам!»? («Заюшкина избушка»)
2 задание
«Угадай сказку»
Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1. Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)
2. Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)
3. Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)
1. Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)
2. В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)
3. Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)
3. Задание.
Угадай, из какой сказки предмет?
Воспитатель вынимает из сундучка разнообразные предметы предлагает педагогам назвать сказки, где эти предметы упоминаются. Например: яйцо («Курочка-ряба», «Гадкий утёнок», «Царевна – лягушка», ложка («Три медведя», «Сладкая каша», «Жихарка», кот («Кот, петух и лиса»,»Кот и лиса», «Кот в сапогах», «Кто сказал «мяу»?»,заяц «Заюшкина избушка», «Заяц —хваста», «Теремок», «Рукавичка».
4. Задание:
Доскажи словечко.
Ведущий произносит первое слово имени (прозвища) сказочного героя. Участники команд поочерёдно называют второе слово. Винни (Пух, Дед (Мороз, доктор (Айболит, сестрица (Алёнушка, дядя (Стёпа, Красная (Шапочка, Иванушка (Дурачок, Муха (цокотуха, лисичка (сестричка) мышка (норушка, лягушка (квакушка, волчок (серый бочек).
5. Задание
«Творческая мастерская»
Разгадать мнемо-схему соперников и рассказать сказку.
Физкультминутка - упражнение «Подарок»
Сейчас мы будем делать подарки друг другу.
Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа. Например: мороженое, ежика, гирю, цветок и т. п.
6. Задание
Вспомним сказки о….
Участники должны вспомнить название сказки : о многодетной маме (курочка ряба на новый лад); о ветеринаре; об общежитии для зверей; о хлебобулочном изделии; о деревянном мальчике; о трудолюбивой девочке.
7. Задание
Вспомним сказки, направленные на воспитание нравственных чувств.
Назовите произведения, направленные на воспитание нравственных чувств у дошкольников? (О каких нравственных чувствах говорится в произведении)
Предполагаемые ответы.
«Цветик - семицветик» (автор сказки говорит нам о том, что нельзя жить своими «хочу», надо быть добрым и милосердным)
«Мешок яблок» (Сказка о щедрости, доброте)
«Три поросенка» (О трудолюбии, о том, что старательный труд и усердие всегда выигрывают)
«Гуси - лебеди» (учит детей любви и уважению к родным и близким, решительности и смелости)
«Теремок» (о дружбе и сопереживании).
8 задание.
Вспомните и закончите пословицы
Предполагаемые ответы:
Не руби сук…
Не плюй в колодец…
Дерево смотри в плодах, а человека –.
Без труда …
Что посеешь…
Как поживёшь, так и …
На ловца и …
Терпение и труд…
Шила в мешке.
Один в поле…
Как аукнется.
Волки сыты и …
Хочешь есть калачи…
Девушку украшает скромность, а не ….
Заключение
В заключении хочется еще раз отметить, что сказка является определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.