Галина Бухтерева
Деловая игра «Роль семьи в воспитании ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.
Сухомлинский Василий Александрович
Уважаемые родители, педагоги и специалисты сегодня мы с вами проведём наше мероприятие в форме деловой игры.
Цель деловой игры : расширение профессиональной компетентности всех участников образовательного процесса; развитие навыков принятия коллективных решений.
Регламент игры:
Организационный этап (3 мин).
Подготовительный этап (10-15 мин.).
Публикация «Деловая игра „Роль семьи в воспитании ребёнка“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Основной этап: работа в группах 15-20 мин.).
Рефлексивный этап (7 мин.).
Инструментарий игры:
Структура деловой игры
1. Организационный этап
1.1. Введение в игру
Назначение: сообщение информации участникам о цели и условиях игры.
Реализация: ведущий сообщает участникам о цели игры, условиях ее проведения и знакомит с правилами деловой игры, осуществляет деление участников на группы, в которых определяется руководитель; ведущий произносит вступительное слово по обсуждаемой проблеме.
1.2. Выступление воспитателя – «Роль семейного воспитания»
Право ребенка на семейное воспитание провозглашено Конвенцией ООН о правах ребенка и признано национальным законодательством: Конституцией России, Семейным кодексом РФ и другими актами.
Каждому ребенку для гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви, понимания. В атмосфере признанного родительского авторитета, который принимается ребенком как должное. Очень важно не потерять абсолютное доверие со стороны ребенка. А для этого родители должны серьезно относиться к своим словам и поступкам, не допускать расхождение слов с делом. Важно создать эмоционально положительную атмосферу в семье. Соблюдать педагогический такт в отношениях с детьми.
Духовное общение с детьми - одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важно совместные занятия, игры, приобщение малыша к полезным и увлекательным хобби отца и матери.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ни детский сад, ни школа, ни другое учебное заведение не даст столько ребёнку, как семья, ведь в семье он проводит большую часть своей жизни.
Одной из важнейших задач образовательного учреждения и семьи является создание условий, обеспечивающих полноту и целостность пространства для жизни и гармоничного развития ребенка. Ее решение невозможно без установления равных отношений «воспитатель - родители».
Завершая свое выступление, хотела бы еще раз подчеркнуть важность ответственного отношения родителей к воспитанию собственных детей. Родители и только они несут ответственность за нравственный облик, характер, привычки своих чад.
Спасибо за внимание!
2. Подготовительный этап
2.1. Построение «Пирамиды взаимодействия воспитателя и родителей»
Назначение: определение этапов взаимодействия воспитателя с родителями; включение участников в работу по осмыслению обсуждаемой проблемы.
Реализация: группам предлагается выстроить «пирамиду взаимодействия воспитателя и родителей» (определить последовательность этапов взаимодействия воспитателя и родителей) и представить полученный результат.
Инструментарий: карточки с названием этапов взаимодействия учителя и родителей (диагностический этап; информационно-наглядное просвещение; психолого-педагогическое просвещение и обучение родителей; включение родителей в совместную практическую деятельность); доска, магниты.
2.2. Представление информации по «Стили семейного общения»
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительный фактор в том, что никто, кроме самых близких и родных не любит ребёнка больше. Но семья может и навредить ребёнку при использовании неправильных методов воспитания.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье :
• диктат,
• опека,
• «невмешательство»,
• сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в проявлении инициативы одними членами семьи в основном взрослыми) и подавлении желаний и инициативы других. Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.
Опека в семье - это когда родители всячески пытаются оградить своего ребёнка от разных трудностей, проблем и пытаются удовлетворить все его потребности. Опека – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает совместную деятельность, времяпровождение. Эта система предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
При тактике «невмешательства» родители не вникают в проблемы ребёнка, предоставляя ему возможность самому решать свои проблемы. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Существует 3 стиля семейного воспитания :
- демократический – это стиль «согласия»;
- авторитарный – стиль «подавления»;
- попустительский – ребёнок предоставлен сам себе.
По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывает интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Проще говоря – как получится. А как же получается? С помощью этого простого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания - «Стили семейного воспитания»
3. Основной этап
Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержки любящих родителей.
3.1. Упражнение «Семья» - по количеству участников раздаются изображения членов семьи.
1) Несколько участников (5-7 человек и более, исполняющих роли различных членов семьи, выходят и берутся за руки, образуя круг; кто-то периодически тянет всех на себя, кто-то приходит в круг, кто-то может уйти ( комментарий ведущего: «В семью могут приходить новые члены, кто-то ее покидает; люди живут вместе, но это еще не семья).
2) Когда прослеживаются корни семьи, появляются традиции (потопайте ножками – ощутите «корни», появляются прочные эмоциональные связи (можете сблизиться в центр; отойти как можно дальше друг от друга, чуть-чуть отклониться назад, не отпуская рук) - это уже настоящая семья – устойчивая и дружная.
3) Если мы имеем дело с воспитанием ребенка, оно не всегда бывает легким, а может быть даже проблемным («ребенок» виснет на руках «родителей», других «родственников»; прыгает, может сесть на сцепленные руки. Двое соседей по обе стороны от «ребенка» – это «родители»). Ведущий спрашивает у «родителей» : «Как вам?» (тяжело, но семья еще стоит; родителям достается больше всего проблем, но и другим становится не сладко).
4) А бывает, когда кто-то из членов семьи выбывает : или из семьи, или из процесса воспитания (участники через одного выходят из круга, «ребенок» продолжает всех изводить ( ведущий: «Нелегко воспитывать ребенка, а если этот ребенок еще и с трудом поддается воспитанию, тогда совсем туго приходится членам семьи»).
5) А сейчас прошу всех опять встать в круг. Смотря на ноги стоящих, представьте членов своей реальной семьи и вклад каждого. Почувствуйте эту силу – силу круга, силу семьи. Наберитесь силы у этого круга. Периодически передавайте это своим детям через просматривание семейных альбомов, соблюдение традиций и ритуалов вашей семьи. В заключение ведущий просит обменяться впечатлениями тех, кто стоял в кругу и тех, кто наблюдал за происходящим.
Итог ведущего: «Круг – это символ формирования привязанности, единения членов семьи. Если родители не смогли создать этих чувств, ребенок чувствует себя лишним. В таком случае может вырасти, так называемый, «эмоциональный инвалид».
3.2. Выполнение тренинговых упражнений направленных на детско-родительские отношения – выступает педагог-психолог Трифонова Олеся Александровна.
Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдается дефицит эмоционального контакта, дети отличались замкнутостью и агрессивностью. В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.
Отношения детей и взрослых в семье должны быть доверительными, доброжелательными, но не равноправными. Ребенок понимает: он еще много не знает, не умеет; взрослый образован, опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Однако при этом ребенок видит, что не всегда взрослые бывают правы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям. Ребенок учится отличать плохое от хорошего. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать; в семье должно поддерживаться любое проявление ребенком творчества, инициативы, самостоятельности.
3.3. Домашнее задание для родителей.
Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня. Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним заданием.
3.4. Раздача памяток «Как общаться с ребёнком»
1. Всегда принимайте активное участие в жизни семьи.
2. Находите время, чтобы поговорить с ребенком.
3. Интересуйтесь проблемами ребенка, вникайте во все его трудности.
4. Помогайте развивать способности и таланты.
5. Не оказывайте на ребенка нажима. Помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.
6. Имейте представление о различных этапах жизни ребенка.
7. Уважайте право ребенка на собственное мнение.
8. Относитесь к ребенку как к равноправному члену семьи, у которого пока просто мало жизненного опыта.
9. Будьте последовательны в своих действиях.
10. Не давайте ребенку невыполнимых обещаний.
11. Ежедневно давайте ребенку почувствовать свою любовь и заботу.
4. Рефлексия
Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Ответы на вопросы:
1. Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?
2. Какая часть вызвала особый интерес?
3. Ваши предложения и пожелания на будущее.