Надежда Аспанова
Деловая игра по профилактике деструктивного поведения школьников «Общению — да, конфликту — нет»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Карагайская основная общеобразовательная школа»
(«Карагайская ООШ»)
Методическая разработка по профилактике деструктивного поведения детей и молодежи
Деловая игра «Общению – да, конфликту - нет»
Автор:
Публикация «Деловая игра по профилактике деструктивного поведения школьников „Общению — да, конфликту — нет“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Аспанова Надежда Валерьевна
учитель-логопед
МБОУ «Карагайская ООШ»
2024г.
Есть дети с острым умом и любознательные,
но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах
и почти всегда считают безнадежными;
между тем из них обыкновенно
выходят великие люди, если только
воспитать их надлежащим образом.
(Ян Коменский)
Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те, или иные особенности подростка, то его поведение будет нормальным. Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил и норм поведения, называют трудными, девиантными, с отклоняющимся, асоциальным поведением, деструктивным поведением.
Что такое деструктивное поведение?
Деструктивное поведение – это форма активности личности, связанная с разрушением субъектом структур как «составляющих» его (организм, так и заключающих его в «себе» (общество). В зависимости от определенных ситуационных, социокультурных и индивидуально-психологических факторов деструкция может быть направлена человеком на самого себя или вовне, выступать в виде импульсивного, неосознанного, рефлекторного или сознательного, расчетливого поступка.
Деструктивное поведение в психологии рассматривается как дезадаптивно направленный процесс взаимодействия личности со средой, характеризующийся отклоняющимися от конвенциональных (общепринятых) норм ситуационными реакциями, психологическими состояниями, приводящими к дезадаптации в обществе. Утрата приспособляемости несовершеннолетних к условиям социальной среды происходит вследствие неуспешной социализации и влечёт за собой иные негативные для личности и общества последствия, в том числе правонарушения.
В настоящее время не существует единого подхода к определению понятия и признаков деструктивного поведения.
Деструктивность неизбежно присутствует у каждого индивида, однако обнаруживается, как правило, в переломные периоды его жизни. Прежде всего, это относится к подросткам, возрастные особенности психики которых, в совокупности с проблемой социализации и недостатком внимания со стороны взрослых, приводят к деструктивным изменениям личности.
Проявление у несовершеннолетнего деструктивного поведения могут стать источником повышенной опасности как для него самого, так и для его близких, окружающих и общества в целом. Игнорирование или несвоевременное выявление взрослыми признаков деструктивного поведения у ребенка нередко приводит к причинению им физического вреда самому себе, окружающим, суицидальным поступкам, появлению зависимостей (токсикомания, алкоголизм и др.).
За некоторые деструктивные действия несовершеннолетних законодательством Российской Федерации предусмотрена административная или уголовная ответственность.
Деструктивная деятельность в зависимости от состояния психики может быть направлена внутрь или вовне:
• Внешними формами проявления деструктивности считаются психическое или физическое уничтожение человека, нарушение социальных правил или устоев (экстремизм, терроризм, преднамеренное уничтожение природы, разрушение общемировых памятников, достояний искусства и литературы.
• Внутренние формы деструктивности – это суицидальные наклонности, пагубные пристрастия, нехимические зависимости патологического характера.
Когда поведение можно считать отклоняющимся, деструктивным?
Деструктивное поведение – это поведение, которое отклоняется от общепринятых норм.
Схема. Виды деструктивного поведения
Делинквентное поведение – это поведение, при котором нарушаются нормы права. В силу недостижения детьми возраста уголовной ответственности либо незначительности правонарушения за ним может не следовать уголовное или административное наказание.
Оно проявляется в: мелкое воровство, грабежи, мошенничество, вымогательство, подлоги, вандализм, сексуальное насилие, драки с причинением вреда здоровью, угон автомобилей, проституция, наркомания.
Аддиктивное поведение (от англ. addiction–«пагубная привычка») – одна из форм деструктивного поведения, характеризующаяся формированием стремления к уходу от реальности через искусственное изменение своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ ( химические аддикции: курение, алкоголизм, наркомания, лекарственная зависимость) или чрезмерной фиксации на определенных видах активности ( нехимические аддикции: виртуальные и азартные игры, секты, экстремальные увлечения). Иногда в классификациях к химическим и нехимическим аддикциям добавляют пограничные – «биохимические» (анорексия, булимия, зависимость от диет).
Агрессия (от лат. aggressio – «нападение») – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (вандализм, воровство, буллинг).
Самоубийство (суицид) – это каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим.
Патологичное сексуальное и репродуктивное поведение – искаженные полоролевое поведение и сексуальная активность, противоречащие потенциальной возможности деторождения.
Социально-паразитарное поведение – образ действий и образ жизни, основными чертами которого являются извлечение нетрудовых доходов и уклонение от общественно полезного труда за счет манипулирования человеческими потребностями, чувствами, желаниями. К ним относят: социальное иждивенчество, проституцию, профессиональное нищенство.
В последнее время учеными выделяется еще одна разновидность деструктивного поведения – это отклоняющееся поведение на основе нарушений социально-личностной самореализации.
Самореализация – это выработка в сознании индивида его собственного сценария жизненного пути и последующая реализация личностного потенциала в различных формах. Она проявляется в выстраивании отношений: «Я и внутреннее Я»; «Я и близкие другие», «Я и социум».
Примеры деструктивного поведения детей :
- ребенок причиняет вред другим детям (агрессивен) или самому себе;
- склонен к нарушению требований, предъявляемых в себе, детском саду и школе;
- ведет себя демонстративно, привлекая всеобщее внимание.
Деструктивное поведение в подростковой среде:
- подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей;
- девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты;
- подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на эмоциях, депрессивные.
Профилактика деструктивного поведения.
Профилактика правонарушений несовершеннолетних давно уже признается одним из основных направлений борьбы с преступностью. Особенно это важно, когда речь идет о профилактике преступлений несовершеннолетних. Роль школы в организации профилактической деятельности трудно переоценить. Особенно остро проблема профилактики стоит в наши дни, когда специалисты отмечают серьёзные проблемы в области семейного воспитания, следствием чего является социальная дезадаптация молодежи. Она, в свою очередь, обуславливает такие факты поведения, как уход из семьи, уклонение от учебы, рост преступности, алкоголизма, наркомании.
Решить эту проблему можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако, интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы воспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с правильными твердыми жизненными установками.
Схема. Рекомендуемые направления профилактической работы в образовательной организации
Перспективы развития системы профилактики :
• Совершенствование правового просвещения несовершеннолетних и родителей (законных представителей);
• Развитие комплексного превентивного пространства по предупреждению деструктивного поведения несовершеннолетних;
• Развитие системы наставничества, медиации и восстановительных технологий;
• Развитие инновационных технологий, форм и методов работы в сфере предупреждения рецидивной преступности несовершеннолетних (трудоустройство, занятость, образование, вовлечение в молодежные организации позитивной направленности, волонтерское движение, отряды правоохранительной направленности, создание родительских патрулей и т. д.);
• Привлечение общественных правозащитных организаций к созданию действенных механизмов работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом;
• Укрепление межведомственного и межрегионального сотрудничества в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних в целях поиска лучших практик и обмена опытом.
Практикум-семинар для учеников в форме
деловой игры «Общение без конфликтов»
Деловая игра - это одна из форм работы, направленная на оказание помощи ученикам в формировании умения правильно строить диалог с родителями и сверстниками.
Цель: профилактика и преодоление конфликтов в школьной среде.
Задачи: - формировать навыки общения;
- развивать умение предотвращать конфликтные ситуации;
- воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;
- формировать социально одобряемые формы поведения.
Ход занятия
Начну я его с восточной притчи:
У Мудреца, однажды, ученик спросил
(он перед этим бабочку словил) :
– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?
Жив мотылек в руках моих, иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал.
Плененный мотылек затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:
– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!
-Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас. Я хотела бы, чтобы каждый из вас раскрылся на занятии, как эти цветы.
(Цветки распускаются в вазе).
Упражнение «Есть контакт»
Ведущий просит всех встать в круг. Затем он предлагает по очереди выйти в центр круга и представиться самым любимым для него словом, при этом выполнив произвольное движение.
Игра «Фразы для начала беседы»
Участники объединяются в две группы. На экране представлены примеры фраз, с которых начинается диалог педагога с родителем.
1. Я хочу…
2. Вероятно, вы об этом не слышали…
3. Вам будет интересно узнать….
4. Я бы еще раз хотела услышать…
5. Я думаю, будет интересным то, что…
6. Я пришла к такому выводу, что….
7. Вы хотите…
8. Думается, ваша проблема заключается в том, что…
9. Как вы знаете…
10. Хотя вам это и неизвестно…
11. Пожалуйста, у вас есть время меня выслушать…
12. Вы, конечно, об этом еще не знаете…
13. А у меня на этот счет другое мнение…
14. Конечно, вам уже известно…
15. Вы, наверное, об этом слышали…
Задание первой команде: найти неудачные фразы к воображаемой беседе с родителями.
Задание второй команде: найти «нежелательные» фразы и подобрать к ним «желательные» смысловые пары.
ОТВЕТЫ: «Неудачные» фразы: 4,11,13.
«Нежелательные»- «Желательные» фразы: 1-7,2-15,5-3,6-8,10-14,12-9.
Решение педагогических ситуаций.
Задача: развивать умение ученика понимать природу конфликта, находить и реализовывать удачный вариант поведения в конфликтной ситуации.
Игроки делятся на три команды: «родители», «педагоги», «эксперты». Команда «родителей» разыгрывает конфликтную ситуацию для команды «педагогов». «Педагоги» за определенное время (3-5 мин) находят оптимальное решение проблемы. Группа «экспертов» анализирует разумность решения, мудрость предложенных позиций, подводит итоги. Затем команды меняются ролями, предлагается другая ситуация.
Мама: Почему у тебя одежда мокрая?
Дима: Мы лепили из снега постройки. Воспитательница сказала, что я очень старался.
Мама: не слушая сына: «Сколько раз тебе говорить – клади варежки и штаны на батарею».
Дима: Я ещё дома попробую такую птичку сделать.
Мама: Пойдёшь в мокром.
Дима замолчал и стал неохотно одеваться.
«Почему не состоялся диалог мамы и ребенка? Что можно посоветовать маме в такой момент?
Каждое утро, когда папа приводит мальчика (5 лет) в школу, ребёнок устраивает истерику "на пустом месте", прячется в личный шкафчик для одежды и сидит там, не желая выходить.
Папа относится к этому факту, как к проявлению характера, и попросту уходит, оставляя ребёнка в шкафу, и предупредив педагога. Педагогу это, естественно, не нравится, потому что надо оставлять остальных детей, и идти за этим ребёнком в раздевалку. Оставить его там нельзя, потому что педагог несёт ответственность за жизнь и здоровье ребёнка.
Мама относится к сыну более требовательно, и при ней таких проявлений не бывает. Но мама не может приводить ребёнка в школу, потому что у неё слишком рано начинается рабочий день.
Как быть?
Ваня (5 лет) пришел в детский сад в новом костюме, на котором изображена звездочка. На пуговицах тоже были изображены звездочки. Пуговицы очень понравились ребятам.
Вскоре воспитатель заметил, что на пиджаке у Вани не осталось ни одной пуговицы.
– Куда ты дел пуговицы? – спросил педагог.
– Я подарил их ребятам, – ответил Ваня.
– Разве так можно, мама будет ругать.
– Нет, нет, мама будет довольна, – убежденно ответил мальчик. – Она всегда говорит: “Жадным быть нехорошо”.
Дайте психологическое обоснование поведению Вани.
Почему, зная правила поведения, дети часто их нарушают?
Подведение итогов деловой игры.
По окончании деловой игры проводится анализ опыта общения, трудностей, успехов.
РЕФЛЕКСИЯ.
Я узнал, что…
Мне было трудно…
Мне понравилось…
В ПОДАРОК – СТИХ.
Сдержанно, говорите, пожалуйста, сдержанно…
Бережно, … не спеша, подбирая слова…
Не кричите в сердцах.
Всё так тонко… и нежная
Пред жестокостью слов беззащитна душа…