Наталья Бирюкова
Деловая игра-диалог «ФГОС дошкольного образования глазами субъектов образовательного процесса»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Создание условий для осмысленного изучения педагогами Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Организация игры:
педагоги распределились по творческим группам, олицетворяющим различных субъектов образовательного процесса – «дети», «родители», «педагоги», «руководитель ОО». Каждая группа в ходе предварительной работы с позиции своей «роли» подготовила ответы на следующие вопросы:
Публикация «Деловая игра-диалог „ФГОС дошкольного образования глазами субъектов образовательного процесса“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
- Какие изменения произойдут в отношении меня с введением ФГОС ДО?
- Какой результат я ожидаю?
- Положительный эффект введения ФГОС ДО.
- Недостатки введения ФГОС.
- Как я должен измениться?
Краткий анализ мнений творческих групп педагогов
Какие изменения произойдут в отношении меня с введением ФГОС ДО?
«дети» - уход от учебной формы занятий к игровой;
- предоставление ребенку свободы выбора деятельности;
- учет его индивидуальных особенностей, склонностей, интересов (в т. ч. особенностей детей с ОВЗ);
- более насыщенная развивающая среда;
- сопровождение воспитания и развития ребенка квалифицированными специалистами и педагогами.
«родители» - родители будут включены в образовательный процесс как партнеры, а не как сторонние потребители образовательных услуг (усиление личной ответственности);
- теперь родители информированы относительно целей дошкольного образования (заданы целевые ориентиры ДО);
- ожидается создание условий для участия родителей в образовательной деятельности
«педагоги» -требуется повышение профессиональной компетентности педагогов, проявление мастерства, гибкости, мобильности в реализации задач новых стандартов;
-изменение сложившихся стереотипов в вопросах воспитания и развития дошкольников, взаимодействия с родителями;
-коренное изменение представлений о роди и социальной функции педагога
«руководитель» произойдет увеличение требований к руководителю в вопросах материально техническое обеспечения, финансовой составляющей, подготовки кадров;
- контроль образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
Какой результат я ожидаю?
«дети» - хочу, чтобы со мной больше играли, слышали и понимали;
- хочу, чтобы мама уделяла мне больше внимания, участвовала со мной в конкурсах, выставках и праздниках;
- хочу, чтобы педагоги учитывали мои желания (не заставляли меня заниматься неинтересным делом) и возможности (не требовали от меня невозможного);
- хочу много разных игрушек, чаще ходить на экскурсии и поменьше детей в группе, чтобы не было шумно и можно было спокойно обратиться к воспитателю;
- хочу, чтобы всегда работал помощник воспитателя, иначе воспитателю будет не до меня.
«родители» -доступность и бесплатность дошкольного образования. Обеспечение дошкольного образования – обязательно, т. к. это обязанность государства, для семьи – это право;
- эмоционально, коммуникативно, физически и психически развитые дети, у которых сформирована устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, развиты способности, желание учиться;
- и самое главное – к моему ребенку будут осуществлять индивидуальный подход, больше с ним играть.
«педагоги» - изменения в методической работе образовательной организации для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования педагогических подходов и технологий, оказания помощи в преодолении профессиональных затруднений и уточнении смысловых понятий, организация непрерывного повышения квалификации в течение учебного года;
- финансовое обеспечение реализации ФГОС ДО, которое должно учитывать все виды деятельности воспитанников и педагогов;
- повышение социального статуса дошкольного образования и профессии «воспитатель»;
- родители станут партнерами и союзниками, а не сторонними наблюдателями, будут нести ответственность за воспитание и развитие своего ребенка, а не перекладывать ответственность на детский сад.
«руководитель» Результат введения ФГОС ДО можно оценить по трем направлениям:
1. Развитие целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.
2. Повышение компетентности педагогов.
3. Сотрудничество Организации с семьёй.
Положительный эффект введения ФГОС ДО
«дети» -к ребенку будут относиться как к полноправному субъекту образования;
- его достижения перестанут оценивать как сумму знаний, умений и навыков;
- признание ценности дошкольного детства, прав ребенка на проявление индивидуальности;
- квалифицированные педагоги обеспечат полноценное воспитание и развитие малыша, создают комфортную и благоприятную среду, будут способствовать укреплению детско-родительских взаимоотношений.
«родители» - достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе;
- в детском саду отсутствует жесткая предметность;
- осуществляется учет индивидуальных особенностей каждого ребенка (в т. ч. детей с ОВЗ);
- развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности
«педагоги» - уход от учебной модели, приоритет игровой деятельности как ведущей в развитии ребенка, учет потребностей и интересов ребенка;
-единый вектор развития системы дошкольного образования - к ребенку, как центру и субъекту образовательного процесса;
- осуществление преемственности ступеней образования «ДОО – школа»;
- к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке.
«руководитель» - повышение качества образования (внедрение новых методов работы с детьми, проявление творчества);
- работа ОО в режиме развития, а не функционирования;
- профессионально-личностное развитие педагогических работников; осознание ими личной ответственности за результат воспитания и развития дошкольников;
- реализация принципа информированной открытости (публикации материалов из опыта работы, освещение результатов на официальном сайте)
Недостатки введения ФГОС ДО
«дети» - педагоги уделяют мне меньше внимания в период прохождения курсов повышения квалификации;
- мне недостаточно внимания со стороны родителей;
- ухудшилось дисциплина в результате бесконтрольного предоставления мне свободы (вместо демократии – попустительство и либерализм, отсутствие требовательности).
«родители» - сложный для восприятия родителей (представителей непедагогических профессий) текст документа ФГОС ДО;
- требования закона РФ «Об образовании» и ФГОС ДО не выполняются в полной мере;
- информационная открытость не всегда реализуется (нехватка ресурсов – временных, электронных и т. д.);
- недостаточное финансирование (обращение с просьбой о добровольных пожертвованиях к родителям);
- кадровая подготовка (обучение педагогов на КПК по введению ФГОС и как следствие отрыв от работы, дети не получают должного внимания, нехватка замещающих специалистов;
- увеличение требований к родителям, включение их в образовательных процесс (на фоне их занятости, неумения и нежелания заниматься с ребенком)
«педагоги» -отсутствие реестра утвержденных примерных образовательных программ;
-отсутствие учебно-методических разработок и материалов, разработанных в соответствии с ФГОС ДО (тесты, дидактические материалы, контрольно-измерительный инструментарий);
-недостаточная психологическая и профессиональная готовность педагогов к реализации образовательной программы;
-необходимость коррекции разделов образовательной программы;
-проблемы в организации предметно-развивающей среды;
-большая наполняемость групп, затруднения индивидуального подхода к каждому ребенку;
- некомпетентность педагогов в вопросах воспитания и развития детей с ОВЗ.
«руководитель» - отсутствие утвержденных основных общеобразовательных программ и их методического сопровождения;
-недостаточное финансирование для выполнения требований основной образовательной программы дошкольного образования (развивающая предметно-пространственная среда, материально-технические условия, кадровые условия и др.);
-преодоление сопротивления коллектива, создание положительной мотивации педагогов и родителей;
- необходимость внесения изменений в нормативные документы;
- необходимость усиления контроля.
Как я должен измениться?
«дети» - я должен научиться выражать свои желания, чаще озвучивать их взрослым - родителям и педагогам;
- я научусь понимать, что взрослых надо уважать, прислушиваться к их советам, ведь они мудрее и хотят мне только добра;
- больше должен играть, проявлять интерес к чтению, а не сидеть за компьютером и телевизором.
«родители» - понимать важность дошкольного периода детства как основы для успешного обучения в школе;
- осознавать, что родители являются главными воспитателями своего ребенка; изменить свою социальную позицию родителя, которому должны помогать педагоги и воспитывать моего ребенка на позицию активного родителя, который воспитывает ребенка сам;
- стремиться к общению с педагогами не только на бытовые темы (что покушал, но и по вопросам воспитания ребенка; участвовать в мероприятиях ДОО;
- обращать внимание на информацию, размещенную в родительских уголках и на страницах официального сайта ДОО.
«педагоги» - переосмыслить свою субъектную позицию, постараться найти рациональное зерно в новых стандартах, активно включиться в процесс реализации ФГОС ДО;
- продолжить изучение и применение современных психолого-педагогических технологий воспитания и обучения для достижения новых целевых ориентиров ДО;
-поиск эффективных форм взаимодействия педагога с родителями, направленных на повышение их активности;
- обновление и правильная организация предметно-развивающей среды в группе.
«руководитель» - изменения мотивационного компонента готовности руководителя к введению ФГОС ДО (установка на создание в коллективе благоприятного психологического и мотивационного климата, на достижение профессионализма в управлении ДОО в период введения ФГОС ДО);
- повышение уровня информационной компетентности по содержанию и структуре ФГОС ДО, теории менеджмента для управления образовательной организацией в условиях инноваций;
- реализация требований операционально-технологического компонента готовности руководителя к введению ФГОС ДО:
а) умение принимать управленческие решения в условиях введения ФГОС ДО;
б) умение координировать действия субъектов образовательного процесса в ДОО по введению стандарта;
в) умение осуществлять мониторинг и контроль реализации плана действий по введению ФГОС ДО.