Оксана Мельникова
Конспект занятия по декоративному рисованию «Украшение тарелки элементами хохломской росписи» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Название: непосредственно образовательная деятельность по художественно – эстетическому развитию дошкольников.
Тема: Декоративное рисование «Украшение тарелки элементами Хохломской росписи»
Возрастная группа: старшая компенсирующая группа для детей с тяжёлыми нарушениями речи 5 - 6 лет.
Воспитатель: Мельникова Оксана Сергеевна.
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Художественно – эсте-тическое развитие», «Речевое развитие».
Тип: интегрированное.
Форма организованной образовательной деятельности: практическая про-дуктивная деятельность.
Цель: Приобщение детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства, овладение навыками рисования элементов Хохломской росписи.
Задачи
Обучающие задачи:
- расширить представления детей о предметах народного творчества;
- дать представления о народном промысле «Хохлома»;
- закреплять знания детей о цветовой гамме и элементах используемых в Хохломской росписи («ягоды», «травка», «завиток», «капельки», «кустики», «брусничка», «смородинка»);
- познакомить детей с новым видом «тычка» - трубочкой, туго скрученной из бумаги;
- упражнять в рисовании элементов узора «ягодки»: «брусничка», «сморо-динка» методом «тычка»;
Развивающие:
- развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенно-сти Хохломской росписи и передавать их средствами рисунка;
- развивать самостоятельность, творческие способности, художественный вкус;
- развивать умение составлять композицию из знакомых элементов;
- развивать внимание, мышление, познавательный интерес;
- развивать общую моторику;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к русскому народному творчеству;
- формировать эстетический вкус, эмоции и умение видеть красоту созданного изображения.
Словарная работа:
- закреплять умение детей давать полные ответы;
- обогащать словарный запас детей: «Золотая Хохлома»;
- активизировать словарный запас детей: «Хохлома», «тычок», «Хохломская тарелка».
Коррекционные задачи:
- развивать способность применять речевые умения и навыки в различных ситуациях;
- упражнять в ритмичном движении руки при использовании «тычка».
Планируемый результат: дети проявляют интерес к декоративному рисованию; овладели приемам рисования элементов узора «ягодки». Поняли, что такое Хохломская роспись и расписали тарелочки в стиле «Хохломы». Применяют речевые умения и навыки в различных ситуациях.
Ход деятельности
Мотивационный этап.
Организационный этап:
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости давайте поздороваемся с ними и поприветствуем все вокруг.
Проводится приветственное упражнение для развития общей моторики:
Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе (поднимают руки вверх и машут)
Мотивационная беседа:
«Куда мы отправляемся, когда нам нужно что-нибудь приобрести?
Где люди покупали товары, когда не было магазинов?
Что было на ярмарках?
Кто изготавливал товары?
Хотите ли вы отправится на ярмарку, но в качестве мастеров, а не покупателей?"
- «Топ – топ, хлоп - хлоп,
Вокруг себя повернись
В маленького мастера превратись!»
Основной этап:
- Вот мы с вами и оказались на ярмарке!
Дети переместились в зону, оборудованную как ярмарка «Золотая Хохлома»
- Посмотрите на эти изделия.
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? (Хохлома)
- Посмотрите, пожалуйста, какое настроение вызывает у вас «Хохломская по-суда»? Вы знаете, почему эта роспись называется Хохломской? Когда исполь-зовали такую посуду? Из чего мастера делают такую посуду? Какие цвета ис-пользуют художники в Хохломской росписи? Правильно, ребята, красный, черный, желтый и немного зеленого, такую роспись еще называют «Золотой Хохломой». Обратите внимание на тарелки, на элементы росписи, где распо-ложен узор. А вы догадались, какими мастерами сегодня будете?
- Тогда пройдите за мной, и мы с вами вспомним основные элементы хохломской росписи, а для этого я предлагаю вам поиграть в игру «Соберем цветок». Посмотрите на доску, на ней приклеен центр цветка, а на столе находятся его лепестки. На каждом лепестке нарисованы элементы Хохломской росписи. Вы будете выбирать по одному лепестку, называть элемент и приклеивать его к центру цветка.
Дети с педагогом выбирают лепесток, называют элемент и приклеивают к центру цветка, педагог открывает середину цветка.
- Посмотрите, ребята, а какой элемент здесь изображен? Какой формы, цвета брусничка и смородинка? Правильно, они круглые и красного цвета. Как и чем можно нарисовать такие ягоды? Кистью трудно нарисовать одинаковые ягоды. Как еще можно их нарисовать, чтобы наши «ягоды»: «брусничка» и «смородинка» были ровные, круглые, аккуратные, одинаковые по форме и по размеру? Да, можно нарисовать «тычком» — ватной палочкой. А сейчас я вас познакомлю с новым видом «тычка» — вот такой трубочкой, туго скручен-ной из бумаги. Пожалуйста, рассмотрите эти трубочки, и я покажу, как ими пользоваться.
Педагог дает детям несколько «тычков» для знакомства и рассматривания.
Показ воспитателем метода «тычка».
- «Тычек» надо держать строго вертикально, чтобы все ягодки получились круглые, красивые и аккуратные.
Педагог показывает нерасписные заготовки (тарелки).
- Что не хватает на этих тарелках, чтобы они превратились в «Хохломские та-релочки»? А каким образом мы будем расписывать тарелки? С чего начнёте? Молодцы, ребята, всё знаете! А сейчас, небольшая разминка.
Дети выполняют физкультминутку:
Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз). Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды брусники (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
- Мы вспомнили и повторили основные цвета и элементы хохломской росписи. Теперь мы с вами идем в нашу мастерскую художников и распишем тарелочки уже знакомыми узорами. Каждая тарелка будет не повторимой, авторской.
Дети берут заготовку и идут за столы.
- Теперь закройте глаза и представьте себе узор, который вы хотели бы нари-совать. Приготовьте руки для работы и скажите волшебные слова:
- Кисти, кисти помогите, рисовать начните!
- Сначала потренируйтесь на пробных листочках, если вы будете изображать мелкие ягодки, то возьмете ватную палочку, а если ягодки покрупнее, то возьмите «тычок» - трубочку.
Дети рисуют. Играет не громкая русская народная мелодия.
Самостоятельная продуктивная деятельность детей под непосред-ственным руководством педагога. Педагог поддерживает проявление ин-дивидуальности и творчества каждого ребенка, поощряет проявление творчества, фантазии.
- Дети, у вас получились замечательные изделия народного промысла «Хох-ломы». Молодцы! Вы все сегодня хорошо поработали! Я предлагаю вам свои работы тоже поместить на ярмарку.
Рефлексия
Все работы выставляются на стенд, дети рассматривают их.
- Вы теперь становитесь покупателями «Хохломских тарелок». Выберите ту тарелку, которая вам больше всего понравилась и расскажите почему вы вы-брали именно эту работу, чем она вас привлекла.
Анализ и самоанализ результатов деятельности.
- Вы отлично поработали! Молодцы! Работы получились яркие, красочные, не повторимые! А теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад:
- «Топ – топ, хлоп - хлоп,
Вокруг себя повернись
В детском саду окажись!»
- Вот мы и вернулись! Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие? Мне тоже очень понравилось.