Ольга Воспитатель
Цветотерапия как здоровьесберегающая технология
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, направленные на решение приоритетной задачи дошкольного образования – сохранение, поддержание и обогащение здоровья детей.
В последнее время увеличивается количество детей с различными психоэмоциональными нарушениями: снижением работоспособности, раздражительности и плаксивости, а так же гиперактивные и наоборот пассивные дети.
Публикация «Цветотерапия как здоровьесберегающая технология» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Цветотерапия. Хромотерапия в детском саду
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
Всем известно, что эмоциональное и физическое благополучие ребенка зависит от того, что его окружает. Это не только предметно-развивающая среда, но и мы – взрослые.
И именно мы должны создать все условия для развития разносторонней личности.
Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются.
Цветотерапия – коррекция психоэмоционального состояния малыша при помощи определенных цветов. Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка можно добиться значительных результатов в преодолении апатии, чрезмерной активности, раздражительности, и даже начинающейся детской агрессии, умении управлять своими эмоциями.
Какие цвета обычно выбирают дети? Конечно же, яркие, насыщенные цвета - желтый, красный, зеленый. Это говорит о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество.
Цветотерапия направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.
Для того, чтобы правильно воздействовать на ребенка, нужно сначала научить его воспринимать и чувствовать цвет.
Исходя из этого, сформулированы следующие задачи:
Развивать слуховое и зрительное внимание;
Расширять представления детей о разных цветах и развивать умения их различать (обогащать сенсорный опыт);
Повышать уровень эмоциональной отзывчивости и коммуникативности детей;
Формировать навыки самоконтроля;
Развивать фантазию и творческое воображение.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт.
Одним из основных требований к подбору материала является цвет, так как по своему воздействию на организм человека он имеет колоссальное значение.
Игры, направленные на развитие цветовосприятия и цветоощущения. Все игры просты, но они хороши тем, что можно придумать множество вариантов их использования в зависимости от решаемой задачи.
«ПОКРЫВАЛА ФЕИ»
Цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Рассматриваем сквозь них окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние малыша. Например, увидев возбужденного ребенка, я предлагаю ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации!
«ВОЛШЕБНЫЕ ТУЧКИ»
Дети помогают капелькам-деткам найти маму –тучку. Упражнять детей в сопоставлении, сравнении по цвету, учить выделять и называть цвета предметов.
«ЦВЕТНЫЕ ДОМИКИ» - дети расселяют «жильцов» (картинки с изображением животных разных по характеру, явлений природы, растительного мира) в домики. Дети рассказывают, почему расселили картинки именно так, придумывают про них истории. Учим детей обследовать предметы, выделять и называть их по цвету, соотносить и группировать предметы по цвету.
«ЦВЕТОЧНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП»
Игрушка калейдоскоп, пожалуй, самая уникальная вещь в своем роде: 25 разноцветных элементов (а если быть точнее, то кусочков разноцветного стекла) и несложная оптическая система, состоящая из линз и зеркал, образуют сотни тысяч неповторимых узоров. Интересный факт – узоры, каждый раз составляемые по-новому, не повторятся в течение 500 миллионов лет.
Особенность калейдоскопа заключается в том, что кроме развлекательных свойств он очень полезен для развития образного мышления. Калейдоскоп не просто игрушка. Рассматривание постоянно меняющихся узоров успокаивает нервы и расслабляет, а также является хорошей физкультурой для глаз, что благоприятно влияет на зрение. Кроме того, калейдоскоп— это ещё и цветотерапия. Созерцание цветных стёклышек оказывает целительное лечебное воздействие на организм. Терапевты доказали, что 15 минут рассматривания картинок в калейдоскопе сравнимо с пятью минутами искреннего здорового смеха.
Классический калейдоскоп рекомендуют детям в возрасте от 3 до 10 лет. Я использую в своей работе не только игрушку калейдоскоп, но и просмотр видеофайлов «Калейдоскоп цветов» по мультимедийной системе.
«РАСКРАСКИ И ЦВЕТОТЕРАПИЯ»
Все знают, что дети любят раскраски, как интересное и веселое занятие. Родители любят детские раскраски за то, что ребенок хотя бы на небольшое время успокаивается и может посидеть спокойно на одном месте, занимаясь тихим и безопасным делом. Но если задуматься о том, какова роль раскрасок в развитии ребенка, то получится, что раскраски очень полезны и нужны детям.
Во- первых, ребенок учится держать правильно карандаш. У детей при раскрашивании развивается моторика рук, что тоже очень важно.
Во- вторых, ребенок учится правильно определять цвета и их оттенки, развивает фантазию и воображение. Кроме этого, раскрашивание - это занятие, которое успокаивает и расслабляет ребенка, учит сосредоточенности, усидчивости. Раскрашивание не является заменой детскому рисованию, которое очень важно для развития ребенка, эти два занятия нужно чередовать.
«ЦВЕТНЫЕ КОВРИКИ»
Для создания этого пособия потребовались лишь цветные атласные ленты и пластмассовые решетки для мойки.
Дети с большим удовольствием плетут цветные коврики, развиваем не только мелкую моторику, но и изучаем, запоминаем цвет, считаем ленты и творим красоту.
«ЗАЖГИ РАДУГУ»
Предлагаю детям «зажечь радугу», выкладывая дуги по знаменитой считалке: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан» или по стихотворению
Г. Лагздынь «Радуга»
В радуге – семь дужек,
Семь цветных подружек!
КРАСНАЯ дужка – ОРАНЖЕВОЙ подружка
ЖЕЛТАЯ дужка – ЗЕЛЕНОЙ подружка!
ГОЛУБАЯ дужка – СИНЕЙ подружка!
ФИОЛЕТОВАЯ дужка – всем дужкам подружка!
Закрепляем знаний цветов спектра по порядку
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПЛАНЕТЫ»
Расселяем «жильцов» (картинки с изображением животных разных по характеру, явлений природы, растительного мира). Дети рассказывают почему расселили картинки именно так, придумывают про них истории. Можно включится в игру, создав проблемную ситуацию (на теплой желтой планете начались постоянные холодные дожди, дети придумывают выход из этой ситуации – поселяют на эту планету еще одно солнышко, дожди сразу прекращаются)
«РАЗНОЦВЕТНЫЙ ДОЖДИК»
Пробегая под «теплыми» и «холодными» струями разноцветного дождя, я предлагаю детям изобразить мимикой или рассказать о своих эмоциях, которые у них вызывает тот или иной цвет. Малышу, который грустит предлагаю побегать под «теплыми» струями; активному - под «холодными». Можно побегать вдоль от «теплых» до «холодных» струй и обратно, изображая соответствующие эмоции. Таким образом, учу детей управлять своими эмоциями, меняя свое настроение, правильно ощущать цвета
«ПОДБЕРИ ЦВЕТ»
Дети берут по одной цветной карточке, каждый ребенок должен из предложенных картинок выбрать изображение того предмета, который соответствует его цвету, прикладывая трафарет к цветной карточке. Игра развивает логическое мышление, внимание, учит подбирать предметы в определенной цветовой гамме.