Овчарова Лариса
Цикл занятий «Вдоль по речке Иловле» ( №5; «Мел»)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 5
Цель:
-Закрепить знания об объектах неживой природы (мел,
-Познакомить со свойствами мела и его использованием,
-Формировать умение обследовать предмет с помощью разных органов чувств,
-Поддерживать интерес к опытнической работе.
Ребята, сегодня мы дошли до места, где р. Иловля впадает в более крупную р. Дон. Это место называется устье. Посмотрите на донские пейзажи (воспитатель демонстрирует фотографии).
-Какой Дон? (широкий, могучий, полноводный, великий).
-Как его называют? (Дон-батюшка, Дон Иванович).
Публикация «Цикл занятий „Вдоль по речке Иловле“ ( №5; „Мел“)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
-По какому признаку мы безошибочно определяем, что находимся на р. Дон? (меловые горы) Сегодня мы будем исследовать мел.
Мощные пласты мела располагаются по правому берегу реки, а мы с вами живем на левом. Как нам перебраться на другой берег? (дети предлагают варианты решения проблемы).
Воспитатель: На прошлом занятии мы собрали много пластиковых бутылок из-под воды. Можно ли связать из них плот и переплыть?
Экспериментальная деятельность:
«Необычное средство передвижения».
(Сначала пробуем пустить в плавание бутылку без пробки. Она наполняется водой и тонет. Потом закручиваем пробку, воздух в бутылке не дает ей утонуть. Вяжем плот.) Обсуждаем результаты эксперимента.
Давайте возьмем образцы мела для исследования в лаборатории. -
Какого он цвета? (белый, не блестящий, а матовый).
Белый маленький комочек,
Он лежит в моей руке.
Им рисуют на асфальте,
Пишут буквы на доске,
Белят потолки и печки,
Растворяется легко
Попадет комочек в речку –
Утечет, как молоко. (мел.)
В. Мирясова.
Воспитатель: Камень – самое молчаливое и древнее творение природы. Его молчание обманчиво. Рассказать он может о многом, может удивить нас, потому что ему много лет. Самое удивительное, что в рождении этого камня принимают участие живые существа. Его родина – морское дно. Там мелкие частички, остатки ракушек и водорослей, морской ил оседают в мутной воде слой за слоем.
Откуда они в степи? Вы не поверите, но.
Когда – то над горами Дона,
Прохладной свежестью полна,
С камнями запросто играла
Морская вольная волна.
- Потрогайте мел руками. Какой он? Твердый или мягкий? (твердый). Мел действительно твердый, но он не настолько тверд, как например, гранит. Когда мелом пишут на доске, он крошится, сыплется – значит, он хрупкий. Давайте проверим? Проведите полоску мелом на доске. Что сделал мел? (оставил след, следы мела остаются на руках.)
А теперь попробуйте провести полоску камнем (он царапает, не пишет).
-Давайте посмотрим, как поведет себя мел в воде. Осторожно опустите мел в воду.
- Какая была вода? (чистая, прозрачная.)
-Что с ней произошло? (она помутнела.)
-Почему? (в ней растворяется мел.)
-Давайте опустим в воду камень. Что происходит с водой, с камнем? (камень утонул, вода не помутнела.)
Мел растворяется, потому что это известняк, состоящий из морских микроорганизмов и водорослей. Это полузатвердевший морской ил, в котором встречаются раковины моллюсков, скелеты морских ежей, лилий, даже кораллов. Давайте рассмотрим мел под лупой. Что вы видите? (Маленькие дырочки, травинки.) Как вы думаете, где мел используется? (Чтобы рисовать на доске, на асфальте) Верно, но мел нужен не только для рисования. Его используют в сельском хозяйстве - для известкования почв и подкормки животных, в промышленности - для производства це-мента и извести, при изготовлении резины, пластмассы, лаков, красок, для получения соды, стекла. С помощью мела сахар очищают от примесей. Очищенный мел используют при изготовлении лекарств. Мел - составная часть зубных порошков и паст. Мел идет для изготовления художественных красок, школьных мелков. Покажите меловые горы на карте.
Сегодня мы узнали много интересного про обыкновенный мел. Я предлагаю вам нарисовать пейзаж цветными мелками, а лучшие работы поместить на выставку.