Кнауб наталья
Занятие по приобщению детей дошкольного возраста к культуре семейских Забайкалья «Семейская луковая грядка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цикл занятий в Логопедической группе
Занятие 1
Тема: «Семейская луковая грядка»
Задачи:
- Расширять представления дошкольников о занятиях семейских в соответствии с гендерной
принадлежностью;
- Познакомить детей с пословицами (научить понимать их смысл);
- Развивать связную речь и обогащать словарь новыми словами (журавец,огородина, рассадник,
бульба);
- Подготовить детей к составлению связного рассказа по сюжетной картине, используя имеющиеся
знания и представления;
Публикация «Занятие по приобщению детей дошкольного возраста к культуре семейских Забайкалья „Семейская луковая грядка“» размещена в разделах
- Забайкальский край
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Конспекты занятий
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Темочки
- Систематизировать знания о том, из чего можно вырастить растение, о процессе посадки.
- Формировать практические навыки посадки растений, учить приемам посадки.
- Развивать мыслительную деятельность в результате выполнения заданий.
- Закрепить знания о необходимых условиях роста растений.
Оборудование:
- Иллюстрации «Колодец- журавль», «Полив гряд»;
- Схемы и картинки к игре «Труд мужской и женский»;
- Сюжетная картина «Посадка лука в семейском огороде»;
- Зеркала, сухие салфетки;
- Технологические карты «Посадка лука»;
- Ящики с землей, лук-севок, палочки, лейки с водой;
- Мольберт
Ход занятия:
Воспитатель (встречает детей в семейском костюме):
- Посмотрите, как необычно я сегодня нарядилась! Как называется мой наряд? (сарафан и запан).
Это одежда семейской женщины. Она совсем не похожа на ту, которую носят современные девочки
и женщины. И я не просто так нарядилась. Я хочу пригласить вас в деревню, в семейский огород.
- Ребята, в каких домах жили семейские? (в деревянных).Такие дома называли избами. И всё в избе
было из дерева: и пол, и потолок, и мебель, и посуда и многое другое. От слова «деревянный» и
появилось название «деревня».
(Воспитатель приглашает детей к экрану).
- Поначалу жизнь семейских была очень трудной — кругом дикая тайга. Люди вырубили дремучие леса,
вспахали земли и засеяли их хлебами. Стали понемногу обживаться, появились первые деревни.
-Давайте вспомним, как трудились семейские мужчины и женщины.
Мальчики, выберите карточки с мужскими занятиями, а девочки- с женскими. Когда все окошечки
заполните, попробуйте составить рассказ. На доске висят схемы, а на столе карточки.
Игра «Труд мужской и женский»
(Дети выбирают карточки, заполняют схему и составляют коллективный рассказ с помощью
воспитателя)
(Воспитатель выслушивает ответы детей и дополняет их).
- Женщины ухаживали за детками круглый год, причём семьи были большие, готовили пищу для
всей семьи, летом пололи, доили коров, ходили в лес по грибы, по ягоды.
Зимой женщины пряли пряжу, вязали носки, варежки, ткали полотно для одежды, шили,
вышивали. Девочки пряли и помогали мамам.
Мужчины зимой и летом охотились, ловили рыбу, ухаживали за скотиной (крупный рогатый скот,
лошади, козы, овцы). Летом пасли животных, запасали сено и корма на зиму для животных,
заготавливали дрова. Весной пахали, сеяли, осенью убирали урожай.
Зимой занимались резьбой по дереву, делали глиняную и деревянную посуду.
Мальчики ходили в лес за грибами, ягодами, за медом диких пчел и помогали родителям во всех
делах.
Воспитатель: Помимо работы по дому, женщины трудились на огороде.
- У кого, ребята, есть огород?
- Кто из вас любит трудиться на огороде?
- Какие работы вы выполняете на огородном участке, чтобы вырастить хороший урожай? (ответы
детей)
- Семьи у семейских были большие, а, значит, нужны были и большие огороды и работы на них
было много. Весной от холода овощи спасти, летом- поливать и сорняки выполоть.
Поливать огород нужно два раза в день. Женщины носили воду на плечах из колодцев. (показ
слайда- колодец «Журавль») Хорошо было в тех деревнях, где рядом с огородом текла река. От реки
прокапывали канаву и вели по ней воду через огороды для полива овощей (показ слайда)
- А теперь давайте поиграем в русскую народную игру «Обеги круг»
Игра «Обеги круг»
Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Идут по кругу и поют народную считалку:
Водица, водица,
Студеная быстрица,
Обеги вокруг,
Напои наш луг!
Воспитатель называет двух детей, стоящих рядом друг с другом.
Дети поворачиваются спиной и бегут в разные стороны. Каждый
старается прибежать на свое место первым.
(после игры дети возвращаются на свои места)
Воспитатель:
- Знаете, как семейские называли все, что растет в огороде (огородина)
- На семейском огороде росли: брюква- бруква, огурцы, морковь- моркоша, чеснок, репа, укроп,
свекла-бурак, капуста и картофель, который они называли бульба.
А еще семейские выращивали очень много лука.
(показ картины «Посадка лука в семейском огороде»)
- Посмотрите на картину и ответьте на мои вопросы полным красивым предложением.
- Что вы видите на картине? (Это огород.)
- Кто работает в огороде? (В огороде работает мама и дочь)
- В какое время года садят овощи в огороде (Овощи в огороде сажают весной)
- Что делает мама? (Мама ровняет грядки граблями)
- Что садит девочка в огороде? (Девочка садит лук)
Давайте сделаем это предложение более длинным и красивым.
- Какой лук садит девочка? (Девочка садит вкусный, полезный лук)
- На чем растет лук? (Лук растет на грядках.)
- Кто ухаживает за грядками? (За грядками ухаживают мама и дочка.)
- В какие блюда добавляют лук? (Ответы детей.)
- Чем полезен лук? (в нем много витаминов, защищает от болезней)
Семейские были очень крепкие и сильные люди, потому что заботились о своем здоровье. Вот и ели
лук круглый год с ранней весны и шутили: «Ой бравый вкус, как пирог с омулем!»
Ребята, а давайте и мы с вами заведем свою семейскую луковую грядку, чтобы тоже защитить свое
здоровье от болезней.
Я приготовила для вас картинки, которые помогут вам понять, в каком порядке нужно садить лук.
Только они все перепутались, сейчас я попробую их правильно разложить. (воспитатель намеренно
допускает ошибки, а дети их исправляют)
Игра «Что сначала, что потом»
Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают, что на них изображено.
-Я покажу вам лук-севок. Рассмотрите луковки. Скажите, какие они? (Ответы детей)
- Повторите, в каком порядке мы будем сажать лук? (приготовить грядку, сделать бороздки,
высадить лук в землю, присыпать землей, полить).
-Значит, что нужно растениям для хорошего роста? (Почва, вода, тепло, свет)
-А чтобы не испачкать одежду, наденем фартуки. (Дети надевают фартуки и приступают к работе).
-Ну вот, лучок мы посадили. Какую работу надо делать дальше, чтобы лук вырос сильным и
высоким? (Поливать, рыхлить землю, пропалывать от сорняков).Поставим нашу «луковую грядку»
поближе к солнышку.
А теперь, ребята, давайте будем передавать вот эту волшебную луковку друг другу и говорить,
какие старинные слова вы запомнили.