Нину Увайсова
Цикл занятий «Установление контакта с ребенком РДА»
▼ Скачать + Заказать документы
Цикл занятий :
«Установление контакта с ребенком РДА»
Подготовил
социальный педагог:
Увайсова Н. Г
Пояснительная записка
Актуальность проблемы.
Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. В младшем возрасте очень важно развивать у малыша коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей.
Публикация «Цикл занятий „Установление контакта с ребенком РДА“» размещена в разделах
Основная цель использования игр для установления контакта – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Для социального развития ребенка, несомненно, необходимо использовать игру. Во-первых, игра – ведущая деятельность ребенка. Во-вторых, она является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость общаться со сверстниками или взрослыми.
С аутичными детьми имеет смысл заниматься такими видами деятельности, как плоскостное моделирование, коллекционирование, складывание мозаик и конструирование. Педагог должен учитывать эти особенности при построении индивидуальных планов обучения.
Аутичным детям трудно включаться в сюжетно-ролевые игры, особенно если это не совсем привычная для них игра. Поэтому задача взрослого - снабдить ребенка набором поведенческих штампов, которыми бы он мог пользоваться в различных игровых ситуациях.
Цель занятий
Способствовать устанавливать контакт, формировать коммуникативные способности ребенка.
В соответствии с этой целью формируются задачи занятий
- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Программа рассчитана на детей 3—6 лет для индивидуальных занятий. Продолжительность занятий 30 минут.
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей ребенка и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципов интегрирования системности и преемственности. Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы. Структура занятий гибкая, она включает в себя познавательный материал и элементы психотерапии, физ. минутки. В процессе занятий у детей развиваются коммуникативные качества, обогащается эмоциональный опыт, активизируется мышление, развивается память, осознаются и переживаются успехи-неуспехи, результаты деятельности, проектируются общественные взаимодействия и двигательные акты, формируется личностная ориентация. Настроение ребенка, и его психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий. Традиционные методы, используемые на занятиях, обогащаются игровыми ситуациями.
Занятие №1
Тема занятия : Цветные кольца»
Цель: Способствовать опосредованному контакту и взаимодействию.
Задачи:
- установление контакта,
- развитие совместной деятельности, конструирования
- развитие мелкой моторики рук,
- формирование правильного поведения.
Материал: Сундучок с ключиком, большая пирамида, конструктор, кубики, пальчиковые краски, лист А4.
Ход:
Игра – приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки (показываем голову)
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать, (показываем ушки)
Ротик четко говорить. (показываем ротик)
Ручки будут хлопать, (хлопаем ручками)
Ножки будут топать. (ножками топаем)
Спинки выпрямляются, (показываем спинку)
Друг другу улыбаемся.
Сюрпризный момент «Что в сундуке?»
Педагог:
- На сундуке висит замок. Чтобы снять замок и открыть сундук, нужно хлопнуть в ладоши перед собой, над головой, возле ушка, за спиной.
- А теперь можно открыть сундук и заглянуть, а что же в нем? Конструктор «лего», пирамидки, кубики. Сначала поиграем с конструктором.
Педагог: Сначала детали конструктора выкладываются друг за другом - «дорожка», затем надеваются друг на друга - «башня», затем из частей различной формы делаются «ступеньки».
Дидактическая игра «Разложи детали конструктора»
Ребенок прикладывает детали разной величины на соответствующие им проекции.
Упражнение «Наведи порядок»
Ребенок собирает рассыпанные по полу детали конструктора и складывают в коробку.
Пальчиковое рисование «Пирамидка»
Педагог вместе с ребенком (рука в руке) закрашивает детали пирамидки (ребёнку выдаётся раскраска-пирамидка).
Физ. Минутка:
Кораблик
По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)
Упражнение «Сложи пирамидку»
Ребенок разбирает и складывает большую пирамидку.
Молодец ты справился со всеми заданиями.
Занятие №2
Тема Занятия «Бусы из колец»
Цель:
Преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Задачи:
- Формировать устойчивые представления о форме, цвете.
- Развивать слуховое и зрительное восприятие.
- Воспитывать бережное отношение к предметам.
Материал: Шнурок, кольца от маленькой пирамидки, пластилин, раскраска зайчика.
Ход:
Упражнение «Бусы из колец пирамидки»
Ребенок надевает на шнурок по очереди кольца от маленького до самого большого.
Изобразительная деятельность «Пирамидка»
Педагог: предлагает ребенку раскрасить детали пирамидки, а затем из пластилина делает глаза и нос на верхней детали пирамидки – голове зайца.
Дидактическая игра «Чего не стало?»
Педагог: перед ребенком выставляются пирамидка, мяч, кубик. Затем накрывается платком и незаметно убирается одна игрушка.
Дидактическая игра «Разложи игрушки в коробки»
Педагог: дает инструкцию, разложи игрушки в коробки подходящей формы.
Пирамидку – в коробку треугольной формы, мяч – в коробку круглой формы, кубик – в квадратную коробку.
Физ. Минутка:
«Пляска с кубиками»
В руки кубики возьмём
И плясать сейчас начнем
Кубик, кубик покажись
И гостям всем поклонись
Кубик, Кубик яркий мой
Попляши-ка ты со мной
Вот так приседай
От меня не отставай
Кубик, кубик постучи
Всех ребят повесели
Покружись, покружись
И опять остановись
Кубик, кубик отдохни
На пол ляг и полежи
Хлоп в ладоши еще раз
Мы похлопаем сейчас
Кубик, кубик ты устал,
Долго ты со мной плясал.
Кубики мы уберем
И в сундук скорей вернем.
Молодец ты хорошо сегодня поработал (а) и поиграл (а).
Занятие №3
Тема занятия «В гостях у Зайки»
Цель: Формировать эмоциональный контакт.
Задачи:
Развивать коммуникативные навыки.
Побуждать к простым игровым действиям.
Закреплять геометрические фигуры, различать, называть цвета.
Материал: Игрушка – зайчик, мешочек, геометрические фигуры, цветные шарики.
Ход:
Мы отправимся в путешествие на поезде.
Загудел паровоз.
И вагончики повез.
Чох-чох, чу – чу,
Далеко я укачу….
Педагог «превращается» в паровоз и едет по кабинету. Ребенок – «вагончик».
- Мы приехали с тобой на полянку. Смотри, кто сидит на полянке.
Это зайка. У него есть маленький, пушистый хвостик. Зайка любит прыгать, бегать, грызть морковку.
Игра «Мы на луг ходили».
- Давай возьмем зайчика и наш поезд отправится дальше.
Останавливаемся около «Волшебного мешочка».
- Что же в этом мешочке? Смотри здесь геометрические фигурки.
- Что это? (произношу вместе с ребенком).
Правильно, это - круг, а это – треугольник. А какого цвета круг?
А какого цвета треугольник?
Этот круг какой по размеру? (большой).
А этот? (маленький).
Большие фигурки будут домиками. А маленькие – ключики. Вот и попробуем найти свой замочек.
Дидактическая игра «Найди свой домик».
- Поехали дальше.
Физ. Минутка:
Раз, два, три, четыре, пять
Пальчики хотят играть
В кулачек ты их сожми
Крепко, крепко их держи
А теперь раскрой ладошки
Помаши ими немножко
В клюв мы пальчики сожмем
Дружно зернышки клюем
Рыбкой пальчики сложили
И по ручейку поплыли
Рыбка хвостиком виляла
И плескалась и ныряла
Долго пальчики играли
И наверное устали
Ты тихонько их погладь
Баю, бай ложатся спать.
- Давай попрощаемся с зайчиком. Скажем до свидания. И наш поезд поедет домой.
Занятие №4
Тема занятия : «Круг – Солнышко»
Цель: Преодоление негативизма при общении и установлении контакта с ребенком.
Задачи:
- обучение простым навыкам контакта,
- развитие мелкой моторики рук,
- сенсорное развитие.
Материал: колокольчик, мешочек, вырезанное из картона солнце, прищепки разных цветов, коробочка с мокрым листом бумаги, камни «марблс».
Ход:
Педагог: Колокольчик звенит, приглашает в круг тебя.
(Ребенок берется за руки с педагогом)
Игра – Хоровод
Педагог вместе с ребенком водит хоровод.
Надуваем быстро шарик, (ребенок расходятся, образуя круг.)
Он становится большой,
Вот какой! (Показываем руками.)
Вдруг шар лопнул - тсссс (Сужаем круг к центру.)
Воздух вышел, (ручки вверх.)
Стал он тонкий и худой. (Показываем ручками, какой стал шарик.)
Мы не станем горевать, (Качаем головой.)
Будем надувать опять.
Надуваем быстро шарик, (расходятся, образуя круг.)
Он становится большой,
Вот какой!
Педагог: из мешочка достает солнышко.
Какое у нас солнышко. Давай его разбудим.
Ну – кА Солнце, просыпайся (руки вверх)
В чисто небо выбирайся (ходим по кругу)
Будешь по небу ходить
Песни петь и нам светить
Гори, солнце, ярче (хлопаем в ладоши)
Летом будет жарче,
А зима теплее, (подходим ближе к солнцу)
А весна милее, (отходим, расширяя круг)
Солнце, просыпайся, в небо выбирайся (руки вверх)
Садимся за стол
Игра «Лучики прищепки»
Педагог: (Достает коробочку с прищепками) Наше солнце грустное, у него нет лучиков. Давай сделаем лучики прищепки и поможем солнышку улыбнуться.
Педагог: Молодец, теперь наше солнышко нам улыбается.
Физ. Минутка:
Солнышко, солнышко, (тянутся вверх руки)
Золотое донышко, (Опускаются руки)
Побежал в лесу ручей. (Изображаем руками волны в ручье)
Прилетели сто грачей. (Изображаем руками крылья грачей)
А сугробы тают, тают. (Приседаем)
А цветочки подрастают. (Медленно поднимаем руки вверх)
Педагог: Давай посмотрим, как по коробочке бегают ручейки. В коробочке лежит мокрый лист бумаги и маленькие льдинки (камушки марблс). Перемещая коробку, льдинки двигаются по листу, оставляя следы – ручейки.
Педагог: показывает солнышко. Наше солнышко похоже на мячик. Давай поиграем в мячики.
Игра с тактильными мячиками.
Прощание
Покатился мячик по дорожке,
Покатился (имя ребенка) в ладошки.
До свидания (имя ребенка).
Занятие №5
Тема занятия : «Приготовление обеда»
Цель: Формирование вербального, невербального контакта.
Задачи:
Воспитывать внимание, доброту;
Учить различать значения слов «большой», «маленький»;
Закреплять понятия «один», «много».
Материал: Игрушка кота Матроскина; две кастрюли (большая и маленькая); овощи (лук, морковь, капуста, помидоры, фрукты (лимон, апельсин, яблоко, груша).
Ход:
Ребенок приходит в гости к Матроскину, садится за стол, на котором стоят подносы и тарелки с овощами и фруктами:
Педагог в роли кота: Здесь и овощи, и фрукты. Как же нам их разложить? Назовите нам продукты, чтоб компот и щи сварить.
Педагог: Давайте вспомним, как называются эти овощи и фрукты. Что это? Дети: Капуста.
Педагог: Что мы из нее будем варить - щи или компот?
Дети: Щи.
Педагог: А это что?
Дети: Яблоко.
Педагог: А его мы куда положим?
Дети: В компот.
Педагог: Поможем Матроскину приготовить обед? В большой кастрюле будет варить щи, а в маленькой сварит компот. (Ребенка просят, дай Матроскину фрукты для компота, а овощи для щей.
Педагог: Пока варится обед, Предлагаю секрет. Угадайте поскорей: Что в тарелочке вкусней?
Давай поиграем в игру
Игра: «Узнай на вкус».
Педагог: Я покажу на карточках овощ или фрукт, а ты скажете или (покажешь на карточках, какой он - горький? сладкий? кислый?
Физ. Минутка:
Овощи
У девчушки (мальчишки) (проговариваем имя ребенка)
овощи в корзиночке
(Ребенок делает ладошки «корзинкой».)
Вот пузатый кабачок
Положил (а) на бочок,
Перец и морковку
Уложил (а) ловко,
Помидор и огурец.
(Сгибаем пальчики, начиная с большого.)
Наша … – молодец!
(Показывают большой палец.)
Фрукты
Как у нашей (имя ребенка) фрукты в корзине:
(Ребенок делает ладошки «корзинкой»)
Яблоки и груши,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы -
До чего красивы!
Посмотрите на ранет!
(Сгибают пальчики, начиная с мизинца.)
Вкуснее наших фруктов нет!
(Гладят живот.)
Педагог: Молодец ты справился (ась) с заданием помог (ла) коту Мотроскину приготовить щи и компот.
Занятие №6
Тема занятия «Курочка ряба»
Цель:
установить контакт с ребенком с РДА.
Задачи:
развитие мелкой моторики руки
облегчение хода адаптации
воспитывать доброжелательное отношение к животным.
Материал: игрушка курочки, картинки животных на ферме, раскраска курочки Рябы.
Ход:
Педагог: «К нам в гости пришла курочка Ряба (Педагог показывает курочку)
«Курочка-красавица в гости к нам пришла
С нами познакомится решила она.
С нею мы подружимся, песенку споем,
Вместе потанцуем и гулять пойдем».
Педагог подходит к каждому ребенку. Предлагает погладить курочку и назвать свое имя. После вместе с ребенком рассматривает курочку: гребешок, бородку, глазки, крылышки, хвостик.
Курочка Ряба: «Какой (ая) ты хороший (ая, добрый (ая! А давайте с тобой поиграем?»
Дидактическая игра «Животные на ферме»
Физ. Минутка: «Курочка».
Зернышко за зернышком курочка клюет.
В клюве своим деткам зернышко несет.
(ладонь немного согнуть, указательный палец упирается в большой. Сначала «клюем» по одной ладошке, потом по другой.) Гимнастика проводится 3-4 раза.
Курочка Ряба: С тобой очень интересно. Ты молодец. Мне сейчас пора домой, кормить своих цыпляток. А можно я к тебе еще в гости приду?»
Педагог: «Мне тоже пора. До свидания!»
Занятие№7
Тема занятия «Репка»
Цель:
побуждать ребенка к эмоциональным откликам
Задачи:
продолжать учить слушать педагога.
воспитывать доброе отношение к рукотворному.
развитие внимания, усидчивости.
Материал: настольный театр «Репка», мешочек.
Ход:
Педагог: Сегодня мы с тобой отправимся в сказку!
Педагог садится за стол с ребенком.
Педагог: У меня есть мешочек. Хочешь узнать, что в нем?
Педагог: Из мешочка достает деда. Ребенок рассматривает игрушку. После достаем репку. Ставим ее напротив дедушки.
Потом поочередно достаем персонажей сказки, параллельно рассказывая ее. Ребенок рассматривает героев сказки, пытается подражать им.
Когда репку достают, радуемся, хлопаем в ладоши.
Педагог: Вот какой (ая) молодец! А теперь давай поиграем.
Физ. Минутка «Хлоп раз».
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
Хлоп раз, еще раз,
Мы похлопаем сейчас!
А теперь скорей, скорей
Хлопай, хлопай веселей!
(движения выполняем в соответствии с текстом).
Педагог: прощается с ребенком, хвалит его.
Занятие№8
Тема занятия «Колобок»
Цель: Установление контакта через игры драматизации.
Задачи: развитие координации движений (ловля и бросание мяча)
закрепление знаний о форме круга.
закреплять понятие о цвете.
Материал: кукла Колобка, мячик, раскраска колобка
Ход:
Педагог: Здравствуй! Сегодня к нам пришел в гости (достаем колобка). Кто это? Правильно, колобок. А какой формы колобок? А какого цвета? А давай сейчас поищем, что еще у нас в кабинете круглой формы.
Педагог вместе с ребенком ходит по кабинету, ищет круглые предметы.
Педагог делает акценты на эти вещи у ребенка. Если что – то ребенок нашел, хвалим его.
Колобок: Вот какой ты молодец! Сколько всего круглого нашел. А у меня тоже есть предмет круглой формы – это мячик! Давайте с тобой поиграем?
Физ. Минутка:
«Шарик».
Я надул упругий шарик.
(пальцам придать положение, какое бывает, когда держим шарик)
Укусил его комарик.
Лопнул шарик – не беда!
(пальцы обеих рук собраны «щепотью» и соприкасаются кончиками)
Новый шар надую я.
(снова надуваем шар).
Педагог: А сейчас мы с тобой раскрасим нашего колобка, и пойдем дальше играть.
Игра «Поймай мячик».
Ребенок встает перед педагогом, у которого в руке мячик на расстояние 1 м. Сначала у нас поработают ручки: педагог кидает мяч, а ребенок должен поймать. Если поймать не получилось, поднимаем мячик и кладем ему в руки. Потом у нас работают ножки: педагог ногой слегка отбивает мяч, ребенок ловит, а потом обратно отбивает мяч педагогу. Игра проводится 2 раза (сначала один этап, потом второй).
Колобок: Вот какой ты молодец! Как хорошо у тебя получается мячик ловить. Мне пора дальше катиться. Можно я к тебе еще в гости приду?
Педагог и колобок прощаются с ребенком.
Занятие№9
Тема занятия : «Дикие Животные»
Цель:
установление контакта.
Задачи:
развивать умение различать и называть диких животных;
закреплять умение конструировать,
подбирать по цвету;
развивать внимание, ловкость;
воспитывать дружелюбие.
Материал: Игрушка Мишки, картинки диких животных, картинки леса, строительный материал разной формы и величины, корзина, шишки
Ход:
Педагог:
- Сегодня мы отправимся на прогулку в лес.
Зашагали ножки топ, топ, топ.
Прямо по дорожке топ, топ, топ.
Ну-ка веселее топ, топ, топ.
Вот как мы умеем топ, топ, топ.
Педагог: - Я кое-кого увидела. А кого, отгадайте:
Он всю зиму в шубе спал
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь лесной… (медведь).
Педагог: Мишка всю зиму проспал в берлоге под снегом. А сейчас весна, снег тает, солнышко светит ярче. Вот и мишка проснулся.
Появляется медведь (игрушка, здоровается.
Ребенок рассматривают его.
Педагог: - Мишка, а что это у тебя в корзине?
Мишка: это фотографии моих друзей.
Ребенок : Рассматривает и называет изображения диких животных.
Педагог: - Сколько у тебя много друзей, медвежонок. Можно мы тоже станем твоими друзьями?
Дидактическая игра «Дикие животные»
Физ. Минутка:
Мишка по лесу гулял, наших деток он искал.
Долго, долго он искал, сел на травку, задремал.
«Мишка» садится на стул и «засыпает».
Ребенок бегает вокруг, топает ножками:
Стали все плясать, стали ножками стучать.
Мишка, мишенька, вставай, нас быстрее догоняй!
Игра «Построим дом»
Звучит фонограмма журчания воды.
Педагог: посмотри, как река разлилась. Как же мы пройдем? Что можно построить? Из чего будем строить? (Строительство моста).
Потихоньку пойдем по мостику. Молодец, перешли речку.
Педагог: посмотри сколько шишек. Возьми шишку, потрогай какие они колючие, покатай их в ладошках. Поможем мишке, соберем все шишки в корзинку.
Педагог: Ой, мишка упал и порвал штанишки. Как помочь мишке? Не будет же он в рваных штанах ходить?.
Дидактическая игра «Подбери заплатку».
Педагог: - Спасибо тебе, мишка за интересную прогулку, но нам пора возвращаться в кабинет.
Мы ногами топ, топ, топ,
А в ладошки хлоп, хлоп, хлоп!
Ай да молодец! Ай да молодец!
По дорожке мы шагаем
И в ладошки ударяем.
Топ – топ, ножки, топ!
Хлоп – хлоп, ручки, хлоп!
Ай да молодец! Ай да молодец!
Занятие №10
Тема занятия : «Фрукты»
Цель: Устанавливать контакт со взрослым.
Задачи:
Дать первоначальные знания о фруктах.
Формировать устойчивые представления о величине (высокий-низкий, количестве (один, два, много, цвете.
Уточнить знания о понятии «половина»
Материал:
Чудесный мешочек с муляжами фруктов.
Парные картинки «Фрукты».
Картинка-фон с высоким и низким деревом и поломанной лестницей, цветные силуэтные картинки шести яблок и четырех груш, счетные палочки.
Ход: Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки.
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Сюрпризный момент «Чудесный мешочек»
Педагог: - Сегодня «Чудесный мешочек» нам подскажет, о чем же будет наше занятие. Опускай руку в мешочек, доставай один предмет и называй, что тебе попалось.
Дидактическое упражнение «Парные картинки»
Педагог: предлагается выбрать себе картинку с изображением какого-либо фрукта, а затем найти точно такую же картинку. Педагог обращает внимание ребенка, что сначала у него была одна картинка, а затем стало две картинки.
Дидактическая игра «Фруктовый сад»
Педагог: - На высоком дереве растут яблоки - разложи яблоки на высоком дереве. А на низком дереве растут груши - разложи груши на низком дереве. Груши сорвать легко, а вот яблоки очень высоко, чтобы их сорвать нужна лестница. Да вот беда, лестница разломалась. Давай починим лестницу - сделаем ей ступеньки из палочек.
Теперь можно собирать урожай. В одну корзину сложит яблоки, а в другую корзину - груши.
В какой корзине больше фруктов? Яблок больше, чем груш.
Педагог: Молодец справился (ась) со всеми заданиями. А теперь нам пора заканчивать наше интересное занятие. До свидания.
Занятие №11
Тема занятия : «Овощи»
Цель:
Установление контакта со взрослым.
Задачи:
Ознакомить ребенка с разнообразием овощей.
Продолжать учить различать и называть цвета (красный, зеленый, понятия «один - много», «большой - маленький».
Развивать память, мелкую моторику кистей рук, координацию движений.
Учить понимать и выполнять словесную инструкцию.
Воспитывать доброжелательные отношения.
Материал: Муляжи овощей. Игрушка «козел», «зайцы». Картонные силуэты моркови, огурцов, помидоров, банок, пуговицы разных размеров.
Ход:
Педагог: как хорошо, что ты сегодня пришел! Сегодня мы с тобой поиграем.
Игра «Покорми зайчат»
- Возьмите свои овощи, положите на тарелочку и покормите зайчат.
Физ. Минутка: «Зайка»
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит (вот так)
Зайке холодно стоять
Зайке надо поскакать (вот так)
Дидактическая игра «Что съел зайка?»
Педагог: - Вот у зайки капуста, огурец и морковка. (Прячется морковка). Что съел зайка? Зайка съел морковку. Что осталось? Осталась капуста и огурец. Какого цвета капуста? Зеленого. А огурец какого цвета? Зеленый.
Игра с пуговицами «Овощи в банке»
Педагог: - Разложите пуговицы на круги подходящего цвета и размера.
Рисование «Салат»
Педагог: - Посмотри, на этой картинке нарисовано все, что нужно для овощного салата — салата из овощей: помидор, огурец, перец, лук, соль, масло. А в нижней части листа нарисована тарелка для салата — салатница. Возьми в руки карандаш и проведите линии от каждого продукта к тарелке-салат.
Педагог: Молодец. Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним о чем мы сегодня с тобой говорили (правильно об овощах). До свидания!
Занятие№12
Тема занятия : «Я и другой»
Цель: учить умению общаться, смотреть в лицо и глаза друг другу.
Задачи:
Формировать понятие, что все люди похожи друг на друга.
Развивать внимание, наблюдательность.
Воспитывать уважительное отношение к взрослому, к сверстнику.
Материал: Дидактический материал — картинки, на которых изображены люди, птицы, рыбы, звери; принадлежности для рисования.
Ход: Ребенок вместе с педагогом встают. Педагог, выступающий в роли ведущего, задает вопросы:
— Кто из нас самый высокий?
— Кто из нас самый маленький?
— У кого самые темные (светлые) волосы?
— У кого на голове есть бант (два банта?
— У кого на одежде есть пуговицы?
— У кого в одежде присутствует красный (синий, зеленый и пр.) цвет?
— У кого одинаковая обувь? И т. п.
Физ. минутка:
Если мы чуть – чуть устанем
Все тихонько вместе встанем
И похлопаем в ладоши
Раз, два, три, четыре, пять
С каждым разом будем выше
Наши ручки поднимать
И потопаем ногами
Раз, два, три, четыре, пять
С каждым разом будем с вами
Ниже, ниже приседать
Закружились наши ножки
Раз, два, три, четыре, пять
Мы теперь готовы снова
Все задания выполнять.
Дидактическая игра «Части тела»
Педагог, подводя итоги, говорит детям о том, что они смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других, и объясняет им понятие «разные». Он говорит, что все люди и животные отличаются друг от друга разными признаками, один из которых — цвет глаз. Педагог показывает картинки птиц, рыб и зверей, предлагает сказать, какие у него глаз, рисуют и раскрашивают нужным цветом глаза на изображении.
Затем педагог в доступной форме рассказывает детям о глазах человека: какого цвета они бывают, какое настроение выражают, для чего нужно смотреть в глаза друг другу, что в них можно увидеть, какие глаза бывают у мамы, когда она устала, радуется, смеется, как и почему мы плачем.
Педагог спрашивает у детей, какие по форме бывают носы ( показывает картинки носов у разных животных: короткий и длинный, веселый и унылый, с горбинкой и т. п., предлагает на схеме «лицо» нарисовать детям свой нос.
Далее дети выясняют, для чего нужен нос (не только для определения запахов и вдыхания воздуха, но и в общении). Какой нос у зазнайки? Почему плохо «задирать свой нос?» Педагог уточняет также гигиенические требования к уходу за носом и необходимость всегда иметь с собой чистый носовой платок.