Рима Сафина
Цикл занятий по изодеятельности с включением НРК «Я живу на Ямале»
Занятие 3.
Тема: "Узоры Ямала" (2 занятия).
Цель:
- познакомить детей с элементами ненецкого орнамента, историей возникновения народных ремёсел Севера;
- дать детям общее представление об истории возникновения народных промыслов Ямало-ненецкого автономного округа;
- воспитывать бережное отношение к труду взрослых;
- закреплять навыки рисования орнамента.
Словарная работа: ханты, манси, ненцы, селькупы, сах, ягушка, чум, малица, кисы, орнамент, шило, оселок.
Материал:
1. П. Г. Турутина "По тропам моих предков и моего детства".
2. Журнал "Ямальский меридиан".
Публикация «Цикл занятий по изодеятельности с включением НРК „Я живу на Ямале“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
3. Приложение к журналу "Северные просторы" № 3-4 1996.
4. Схемы орнаментов ("берёзовая ветвь", "шея утки").
5. Предварительная работа: экскурсии в музей, в этнографический зал; беседа об увиденном; чтение хантейских сказок и рассказов.
Ход занятия
- Как называется земля, на которой мы с вами проживаем? (Ямальская)
- Какие коренные народности проживают на этой земле? (ханты, ненцы, манси, селькупы)
- Какими промыслами занимаются ханты? (оленеводством, рыболовством)
Седая, унылая и бескрайняя равнина. Небо над ней серое и скучное. Всюду мхи, кочки, лужи. Это тундра. Сначала кажется, что никто в тундре не живёт, так она уныла и скучна. Да только это неправда, потому что на далёком Севере живут, трудятся, растят детей разные народы - чукчи, эвенки, ненцы и другие. Их жизнь отличается от нашей жизни. И одежда, и жильё, и работа, и язык - всё другое.
- Знаете ли вы, какая зимняя хантейская одежда?
Много лет назад изобрели эту одежду деды и прадеды хантов: штаны мехом внутрь, штаны мехом наружу, рубашка мехом внутрь, чулки мехом внутрь, обувь - кисы тоже на меху, шапка меховая, а ещё малица шуба с капюшоном. Она надевается через го-лову. Мужской пояс - тяжёлый с левой (правой) стороны висят ножны, черенок ножа направлен назад (вперед) - так удобно вытаскивать нож. Слева - оселок и шило. В мороз и дождь шилом можно развязать узел. Здесь имеются разные металлические пуговицы, украшения, цепочки. Пояс делается из кожи. На поясе есть застёжки. Женский пояс плетут из разноцветных нитей и бисера. Никакой мороз и ветер не страшны в такой одежде.
А чтобы одежда была не только тёплая, но и красивая, её украшают орнаментом. Орнамент переводиться с латинского языка как узор, украшение. Украсить, значит усилить эмоционально-художественное воздействие предмета на человека.
Создание, составление орнамента всегда зависит от материала, из которого сделан предмет, от способа его обработки, формы и назначения. Являясь специфической формой отражения действительности (созданием рук человека, орнамент развивался вместе с историей человеческого общества.
Представьте себе, что узоров нет. Какими станут все вещи, предметы, которыми мы с вами пользуемся?
Рассмотрите наиболее типичные, часто встречающиеся орнаменты (иллюстрации в книге Турутиной П. Г. "По тропам моих предков и моего детства", журналы "Ямальский меридиан" №2 2003; образцы орнаментов).
Самостоятельная работа: дети пробуют нарисовать элементы хантейского орнамента. Помочь тем, кто будет затрудняться выполнять задание.
Занятие 4.
Материал: Заготовки сумок вырезанных из бумаги; гуашь, кисти; Книга П. Г. Турутиной; иллюстрации.
Словарная работа: сукно, бисер, шкуры, орнамент.
- Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом занятии.
- Чем украшают хантейские женщины одежду?
(орнаментом из бисера, меха).
Мы с вами сегодня познакомимся с одним из главных элементов северных узоров - "оленьи рога"
- Где вы видели такой орнамент? (правильно на флаге и гербе нашего города)
Рассмотрите ненецкую сумку (фото в книге Турутиной с. 52, с. 56.)
- Какие элементы используют в украшении сумок?
Композиции из сочетаний простых фигур используют ненцы в аппликациях, украшающих сумки и кошельки, прикрепляемые к сумке кожаными ремешками. Сочетания вырезанных треугольников, полос, квадратов, расположенных то по горизонтали, то по косой линии или полукругу, определяют особенности убранства этих изделий. Их декоративное решение усиливается использованием контрастных тонов с небольшими вкраплениями ярких цветных полосок на границах орнаментальных лент. В народных образцах такие вставки делаются из комбинаций красного, зелёного и жёлтого сукна.
Самостоятельная работа: украсьте ненецкую сумку для хранения меховой одежды.
Занятие 7
Тема " Природа Севера" (рисование + лепка "Северное сияние", "Олень").
Цель:
- познакомить с природным явлением "Северное сияние";
- закрепить навыки смешивания красок;
- учить передавать в лепке образ северного оленя;
- закреплять умение лепить, соблюдая пропорции;
- воспитывать любовь к родному краю.
Занятие 1. Рисование - монотипия
Материал: для фона нужно использовать тонированную бумагу (размер альбомного лис-та, лучше глянцевый цветной картон; гуашь семи цветов, кисти толстые, кафельная плитка или оргстекло.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением северного сияния, рассказ воспитателя об этом природном явлении.
Ход занятия
Ямал - край суровый. Зима здесь продолжается почти 8 месяцев. "Июнь - ещё не лето, - говорят на Севере, - а август - уже не лето". И поэтому, наверное, так чувствуется радость от голубого неба, зелёной травы, от солнца, которое щедро расточает теплый свет. Зимой всё иное, северное сияние часто объемлет небо. Ненецкие мифы связывают его всполохи с пламенем, исходящим от дыхания гигантского быка, что живет далеко во льдах и насылает на землю стужу. Северное сияние исполнено торжественности, наполнено цветовыми переливами - это праздник ночи.
За полярной кромкой заискрилось
Вспыхнуло, и танцевать пошло
Может, это только нам приснилось?
Это чудо, может быть восьмое,
Остаётся в сердце на всегда,
Дарит нам полярная звезда!
Северный цветок слегка склонился
С неба лепестками нас маня
И узором в темноте пролился,
Заколдуя, радуя тебя.
Улыбайся, тундра, улыбайся
Заливай огнями, чудный край.
Счастье к людям чаще возвращайся
Как волшебный, хоть и зимний май.
-О чём говорится в стихотворении?
- С чем сравнивается северное сияние?
- А вы видели северное сияние?
Давайте рассмотрим иллюстрации с изображением этого явления.
- Какие краски присутствуют в северном сиянии? (Они нежные, не яркие, бледные, имеют лишь оттенки.)
Самостоятельная работа предполагает выполнение задания.
На столе разложены гуашь, кисти, вода, кафельная плитка или оргстекло. Нужно:
1. Нанести кляксы различных цветов на поверхность плитки.
2. Накрыть листом бумаги изображение на плитке и произнести волшебные слова: "Абра - катабра, шишел - мышел. Что тут вышло?"
3. Движение руки "на себя" открыть листок, на котором будет монотипия.
По желанию дети дополняют работу сюжетом.
Занятие 8.
Тема: "Природа Севера".
Занятие 2. Лепка - "Олень".
Цель:
- закреплять умение лепить из целого куска, правильно передавать пропорции тела, при-давать линиям плавность, изящность в соответствии с характером керамической фигуры;
- дополнять изображение характерными деталями;
- воспитывать умение правильно оценивать свои работы и работы товарищей.
Материал: глина, стеки, вода или смоченная в воде губка для сглаживания поверхности изделия. Керамическая фигурка "Северного оленя". Иллюстрации с изображением северного оленя.
Предварительная работа: знакомить с животными севера на занятии по валеологии, читать сказки, рассматривать иллюстрации и картины с изображением оленя.
Словарная работа: ягель, упряжка, олений лишайник, копытные животные, пастбище.
Ход занятия
Кто по тундре лихо мчится
И морозов не боится?
Угадайте, что за зверь я!
У меня на лбу - деревья! (олень)
В тундре без оленя нельзя. Нет оленя - нет транспорта, нет меховой одежды, нет еды. Оленьи шкуры согревают чум - дом хантов. Сверху и внутри чум покрыт оленьими шкурами. В самые морозные дни топится железная печка, и тогда в чуме очень тепло.
Оленей запрягают в упряжку. И там, где машина не пройдёт по глубокому снегу, оленья упряжка быстро домчит куда нужно.
- А знаете ли вы, чем питаются олени? Расскажите об этом, выбрав правильные ответы:
* олени едят мясо, суп, картошку;
*олени едят всё, что попадётся;
* олени едят ягель - олений лишайник, который растёт в тундре, а также летом траву и грибы.
Рассмотрите репродукции рогатых животных (олень, лось, козёл.). Обратите внимание на необычную конструкцию их рогов. Используя наглядное пособие "Движение копытных животных", сфокусировать внимание детей на изображении передних и зад-них ног, на сгиб суставов ног во время движения.
Обследовать фигурку керамического животного - северного оленя. Спрашивая детей, уточнить приёмы лепки. Направлять внимание на передачу характера оленя (гордый, не-зависимый.).
В конце занятия выставить все работы на приготовленное "пастбище".
Оленье стадо - это сама тундра, пришедшая в движение. С оленем связана вся жизнь ханта. Олень - надёжный и верный друг, помогающий кочевьях. Олень - это и источник жизни, дающий мясо и шкуры, которыми утепляется чум, из шкур шьют одежды, а мужчины делают арканы, даже нитки для шитья выделываются из оленьих сухожилий. Олень олицетворяет силу и выносливость - качества, которые ненцы особенно ценят в людях. Оленёнком называет ребёнка мать, Олень - любимый персонаж северных сказок. Так, тундра, чум, олень сливаются в единый образ Родины.
Занятие 9 - 10.
Тема: «Я вижу Ямал". (Итоговое занятие. Рисование сюжетной картины о быте оленеводов.)
На выполнение этой темы отводится два занятия.
Цель:
- обобщить знания, полученные ранее на занятиях "Моя Родина - Север";
- закрепить знания о быте коренных жителей;
- расширить знания об окружающем мире;
- прививать любовь к природе Севера.
Программное содержание: закреплять умение рисовать по собственному замыслу. Самостоятельно продумывать содержание, композиции рисунка, материал для рисования. До-водить задуманное до конца, Совершенствовать умение работать разными материалами. Воспитывать любовь к краю, где живут.
Материал: бумага разного формата и цвета, акварель, гуашь разного цвета, белила, цветные карандаши, цветные восковые мелки (на выбор).
Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы: формирование общественных представлений; знакомство с окружающим, беседы и разговоры с детьми о нашей Ямальской земле, чтение книг, просмотр диафильмов, иллюстраций, репродукций.
Ямал в переводе с ненецкого означает "край земли". Ямал - это полуостров, омываемый холодными водами Красного моря. Ямал - это и название Ямало - Ненецкого автономного округа, территория которого простирается на сотни тысяч километров, охватывая полуостров Ямал, большую часть Гыдынского полуострова, приполярную тундру и лесотундру Зауралья. Столица Ямала - Салехард, единственный в мире город, через который проходит Северный полярный круг.