Марина Юрьевна Борзунова
Цикл познавательных музыкальных занятий для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие I
Тема" :Король музыкальных инструментов. Устройство органа. История органа. "
Цель: расширение культурного пространства через ознакомление детей с инструментом - орган;
Репертуар:И. С. Бах " Прелюдия" из ХТ. К. " Прелюдия и фуга до мажор".
Ресурсное обеспечение: ИКТ, проектор, музыкальный центр, иллюстрационный материал, аудиозапись,экран.
Публикация «Цикл познавательных музыкальных занятий для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Ход занятия:
Вход детей под спокойную музыку (по выбору музыкального руководителя).
Музыкальный руководитель (поёт) : здравствуйте, дети!
Дети: здравствуйте!
Музыкальный руководитель (обращается к детям с вопросом) : Какие вы знаете инструменты?
Дети (отвечают) :скрипка,балалайка,гитара,арфа.
Музыкальный руководитель :К какому виду они относятся?
Дети: к струнным.
Музыкальный руководитель :молодцы,правильно! А какие инструменты относятся к виду духовых?
Дети:труба,гобой,кларнет.
Музыкальный руководитель :правильно! А к клавишным?
Дети:рояль,пианино.
Музыкальный руководитель :вы все верно ответили,но инструмент о котором я вам расскажу сегодня - орган,он по праву может быть назван королём всех инструментов,так как владеет огромным количеством голосов. Его звучание можно сравнить только с оркестром.
Дети слушают в записи органную музыку И. С. Баха"Прелюдия до мажор"
Музыкальный руководитель :вы прослушали музыку немецкого композитора И. С. Баха" Прелюдия до мажор" со звучанием органа,который стоит в Домском соборе в городе - Рига, в исполнении органистки Евгении Лисициной. На экране - проекция слайда,на котором изображён орган в Домском соборе.
Музыкальный руководитель :какое удивительное,ни с чем не сравнимое впечатление оставляет звучание органа. Оно то подавляет своей мощью,то вдруг становится совсем тихим, доносящимся из далека. Предками современного органа были два незатейливых древних народных инструмента - флейта Пана (свирель) и волынка. От флейты орган унаследовал трубки (показ иллюстраций,а от волынки - меха. Был и другой предшественник - древнекитайский шзн. Родиной первого водяного органа - гидравлоса - является Александрия. Орган относится к клавишно - духовым инструментам. Это значит,у него есть трубы и клавиши. Трубы разные:большие и маленькие,металлические и деревянные,открытые и закрытые,со специальным" язычком" и без него. Чтобы играть на органе, нужен специальный пульт управления - "кафедра". на ней находятся ручные клавиатуры - "мануалы" - их может быть несколько рядов - от одного до семи. На органе играют и руками,и ногами,Справа и слева от исполнителя находится множество рукояток,кнопок,рычагов. С их помощью органист смешивает,как художник краски, разные тембры,голоса органа. Регистры воспроизводят звучание разных музыкальных инструментов :старинных (виолы, да гамба, горна,бомбарды,современных (гобоя,виолончели и др.).Есть и регистр - " человеческий голос". Давайте ещё раз послушаем удивительное звучание органа - включает запись с музыкой органа - И. С. Баха.
Музыкальный руководитель : Музыка то мощно рокочет,то серебрится, подобно ручейку,то светло и задумчиво поёт. Ответьте, пожалуйста мне на мой вопрос: Какое настроение вызывает у вас прослушанная музыка?
Дети: радостное, задумчивое, немножко грустное.
Музыкальный руководитель : правильно! молодцы! вы все правильно подметили и назвали. На этом наше с вами путешествие мы приостановим,а на следующем занятии продолжим.
Рефлексия: вы сегодня были все молоды! ответьте, пожалуйста мне, что вам сегодня, в нашем путешествии запомнилось и что нового вы узнали?
Дети: в органе много есть инструментов и регистр с " человеческим голосом", органная музыка очень красивая!
Музыкальный руководитель (поёт) : до свидания, ребята, видеть,вас, была я, рада!
Дети (поют) : до свидания!
Занятие II
Тема: " Композиторы - классики для органа. Инструментальная, духовная и вокальная музыка".
Цель: воспитание культуры слушания, через ознакомление музыкальных произведений, духовного направления и произведений,написанных для органа;продолжение ознакомления с органом.
Репертуар: П. И. Чайковский "В церкви", " Утренняя молитва"; А. Вивальди " Глория"; Шуберт " Аве Мария" :
Ресурсное обеспечение: ИКТ, проектор, музыкальный центр,аудиозаписи, иллюстративный материал,экран.
Ход занятия:
Вход детей под музыку П. И. Чайковского " Утренняя молитва".
Музыкальный руководитель : здравствуйте, дети!
Дети: здравствуйте!
Музыкальный руководитель : ребята, когда вы заходили в музыкальный зал, какая музыка вас встречала?
Дети: спокойная, задумчивая, светлая.
Музыкальный руководитель : правильно,молодцы! Вы дали точное описание произведению П. И. Чайковского " Утренняя молитва" - светлая, умиротварённая, спокойная, наводит на размышления. Я хочу, вам предложить прослушать ещё одно произведение этого композитора - " В церкви". Дети слушают пьесу " В церкви " П. И. Чайковского в исполнении музыкального руководителя на фортепиано.
Музыкальный руководитель :ребята,какие мысли и чувства вызывает у вас прослушанная вами пьеса " В церкви"?
Дети: грусти, радости, жалости, любви и нежности.
Музыкальный руководитель : а кто может мне ответить на мой вопрос: к какому виду музыки принадлежит эта пьеса?
Дети: к духовной.
Музыкальный руководитель : правильно, к духовной. Действительно, русские композиторы выражали в своей музыке чувство любви к Родине, к своему родному дому, к матери. Духовную музыку писали и для органа. Мы с вами продолжаем наше путешествие в мир органной музыки. Более двухсот лет отделяют нас от того времени, когда жил, творил гениальный немецкий композитор - И. С. Бах. Все его органные сочинения вошли в мировую коллекцию шедевров музыки. Виртуоз - музыкант, Бах знал все секреты органа и писал для него в течении всей своей жизни. Музыку, которую писали для органа называли духовной или же по- другому - философской, мыслящей, то есть, под эту музыку люди размышляли, думали о том:
" Для чего они живут? Какой добрый след оставят на земле после себя?" Звучит такая музыка не только в церквях, соборах, храмах, но и в концертных залах консерваторий, больших театрах, где есть орган. Духовная музыка является не только инструментальным произведением, но и песнопением. Духовная музыка призывает к миру на земле и в душе человека. Духовная музыка звучала и звучит не только в большие праздничные дни, но и в будни, и песнопения были слышны не только в церквях, но и в домашнем быту, где пели и поют: взрослые и дети. Звучание органа помогало настраивать свой голос певцам. Ребята, я хочу у вас спросить, а каких композиторов вы ещё знаете?
Дети: Антонио Вивальди, Шуберт.
Музыкальный руководитель : молодцы! Прослушайте,пожалуйста произведение Антонио Вивальди " Глория" - отрывок.
Дети слушают музыку А. Вивальди " Глория.
Музыкальный руководитель : а сейчас я хочу вам предложить послушать " Аве Мария " Шуберта. Дети слушают " Аве Мария" Шуберта.
Музыкальный руководитель : какие мысли и чувства вызвали у вас эти два произведения?
Дети: радости, печали, чувство полёта, нежности, тревоги.
Музыкальный руководитель : молодцы! Все вы правильно ответили на вопрос и это тоже духовная музыка. Наше сегодняшнее путешествие подходит к концу.
Рефлексия: Что нового для себя вы открыли в нашем сегодняшнем путешествии?
Дети: духовная музыка помогает мыслить, размышлять, призывает к миру, душевному умиротворению,любви к родным, к своей Родине, к дому.
Музыкальный руководитель : ребята, я желаю вам всем и вашим родным, и близким счастья, мира и любви. До свидания!
Дети: до свидания!
Занятие III
Тема: " Моё видение органной музыки в красках".
Цель: закрепление знаний об органе и его звучании;
Репертуар: И. С. Бах " Токката и фуга ре минор"
Ресурсное обеспечение:музыкальный центр,аудиозапись,ИКТ, проектор,экран, альбомы,краски. карандаши,кисти для рисования.
Вход детей.
Музыкальный руководитель (поёт) : здравствуйте,дети!
Дети: здравствуйте!
Музыкальный руководитель :ребята, недавно в нашей с вами жизни произошло очень знаменательное событие. Вспомните, пожалуйста, куда мы с вами путешествовали?
Дети: в мир органа и кто писал для него; слушали рассказ о духовной музыке.
Музыкальный руководитель : верно,мы слушали органную музыку и духовные песнопения. Слушали рассказ об устройстве инструмента. Вам понравилось?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель : А какое произведение вам понравилось и запомнилось больше всего?
Дети: "хоральная прелюдия", органная музыка,его звучание.
Музыкальный руководитель : да, орган звучал красиво: ярко и мощно,вы услышали это?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель : давайте ещё раз прослушаем фрагмент " Хоральной прелюдии" - дети слушают фрагмент " Хоральной прелюдии" И. С. Баха.
Музыкальный руководитель : вспомним ещё раз, ребята, как устроен орган.
Дети: у органа есть трубы и и очень много, есть педали, чтобы играть ногами и клавиши, чтобы играть руками; ещё у органа есть меха, как у гармошки и когда его растягивают,то получается звук.
Музыкальный руководитель : а какие у него трубы, кто - нибудь запомнил?
Дети: деревянные и металлические и с язычком, и без него.
Музыкальный руководитель : а помните, как называется отверстие у органа? У него смешное название - ротик. Как вы думаете, почему это отверстие так называется?
Дети: Потому, что из него идёт звук органа.
Музыкальный руководитель : ребята, кто ещё хочет поделиться своими впечатлениями?
Дети: есть у органа ручки, которые смешивают его голоса, как художник краски.
Музыкальный руководитель : да, у органа много разной тембровой окраски;
скажите,ребята, вы бы хотели перенести эти краски в свои рисунки?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель : давайте ещё раз прослушаем уже знакомое вам произведение И. С. Баха " Токкату и фугу ре минор ", вслушайтесь,как звучит орган и постарайтесь представить себе,как эту музыку можно перенести и передать в рисунке.
Дети слушают произведение " Токкату и фугу ре минор" И. С. Баха в записи.
Музыкальный руководитель : скажите, пожалуйста, как звучал орган?
Дети: по - разному: громко, тихо, как ручеёк, как гроза.
Музыкальный руководитель : верно, тембровая палитра очень богата; помните, мы говорили с вами, что он звучит, как большой оркестр; именно поэтому и является королём всех инструментов. Каждый из вас услышал в этой музыке свои особые краски; давайте попробуем перенести на рисунок красоту звучания органа.
Детям раздают альбом, кисти, краски, карандаши - дети рисуют.
Рефлексия: красивые и интересные получились у вас рисунки, очень яркие и светлые;молодцы, ребята, постарались; а теперь я хочу вам задать один вопрос: кто из композиторов писал музыку для органа?
Дети: Иоганн Себастьян Бах.
музыкальный руководитель : ребята,я хочу пожелать вам светлых и радостных дней;до свидания!
Дети: до свидания!