Ольга Григорьева
Беседа «Ударные инструменты» из цикла музыкальных гостиных «Симфонический оркестр»
Беседа № 2 «Ударные инструменты»
Мир, в котором мы живем, насыщен всевозможными звуками. От шорохов и скрипов до ударов прибоя и раскатов грома. Но между этим звуковым разнообразием и музыкой огромная пропасть, потому что звуки сами по себе – ещё не музыка. Древнейшие обитатели земли слышали примерно то же, что и мы. Проще всего им, наверное, было заметить, что звук возникает от удара по дереву или камню. Конечно, это ещё не музыкальный звук, но именно так зарождалась самая древняя, самая шумная и многочисленная группа инструментов – УДАРНАЯ.
Публикация «Беседа „Ударные инструменты“ из цикла музыкальных гостиных „Симфонический оркестр“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Оркестр для детей
- Темочки
Прежде всего, ударные инструменты использовали для подачи всевозможных сигналов. Затем они стали музыкальными инструментами. Камень заменили колотушками, трещотками, погремушками (их делали из очищенных и высушенных плодов, помещая камушки вовнутрь). Потом появились барабаны, которые, по существу, не изменились и до наших дней. Кроме целого семейства барабанов человек придумал огромное количество вспомогательных ударных инструментов: бубен, колокола и колокольчики, гонг, там-там, треугольник, тарелки, ксилофон, металлофон и многие другие. Мы с ними со всеми познакомимся позже.
Но какая музыка может получиться от удара, спросите вы. Мелодии – то нет! Вопрос не простой. Конечно, мелодия от стука не возникает, однако музыка состоит не только из мелодии, но и из ритма. Более того, мелодия без ритма не обходится, а вот ритм без мелодии обойтись может вполне. Не верите? Давайте попробуем простучать по столу, как по барабану, какой-нибудь ритм (отстукиваем быстрый ритмический рисунок). Смотрите, ноги у нас сами пошли в пляс. Кстати, в некоторых странах, в Испании, например, часто танцуют просто под «музыку ладоней», то есть под ритмические хлопки рук.
Ритму подчинено всё живое в природе. Ритм есть во всем: в смене времен года, дня и ночи, в биении сердца, в нашей речи и в любом нашем движении. Именно поэтому музыке никак не обойтись без ударных инструментов.
«Ударными» инструменты называются потому, что звук из них извлекается при помощи удара или потряхивания. Существует очень много видов этих инструментов. По форме же и по материалу (из чего они сделаны) они столь разнообразны, что иногда трудно представить, что все эти инструменты родственники, и принадлежат к одному семейству.
Вообще эти инструменты обычно украшают звучность оркестра, придают ей колористический блеск и яркость или выполняют какие-либо звукоподражательные эффекты. Помните, в «Сказке о царе Салтане» А. Пушкина есть такие слова: «Пушки с пристани палят, кораблям пристать велят»? А у Римского-Корсакова в опере, которая нам хорошо знакома, эти пушечные выстрелы изображают три больших барабана. Послушайте их.
Звучит фонограмма «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова
Ударные инструменты легко можно сделать самим из различных коробочек, стаканчиков из-под йогурта, баночек и палочек (показ самодельных ударных инструментов). Попробуйте дома вместе с родителями пофантазировать. Придумайте и сделайте какой-нибудь ударный инструмент. А в следующий раз мы устроим выступление оркестра «Самодельных ударных инструментов».
Проводится коммуникативная игра «Играй и беги»
Игровой материал:
Ударные инструменты по количеству участников
Ход игры:
Дети сидят в середине зала.
Музыкальный руководитель предлагает детям с началом музыки выбрать себе в зале муз. инструмент (которые расположены по периметру зала) и поиграть на нем, пока звучит музыка. При наступлении тишины все должны вернуться в середину зала, оставив инструмент на месте.
При возобновлении мелодии дети выбирают себе другой инструмент. Игра продолжается.
Музыкальный материал:
Любая ритмичная музыка.