Приложение МААМ

Цифровые устройства как инструмент образования дошкольников

Надежда Сорокина
Цифровые устройства как инструмент образования дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: использование цифровых устройств в дошкольном образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОО, освободив от ручной работы, сделать процесс обучения и развития детей простым и эффективным, открывая новые возможности дошкольного образования.

Ключевые слова: цифровые устройства, дошкольные образовательные организации (ДОО, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ, информационные технологии, цифровая образовательная среда, компьютер, видео, DVD.

Публикация «Цифровые устройства как инструмент образования дошкольников» размещена в разделах

Современное поколение детей с самого раннего возраста все больше углубляется в электронные ресурсы. Погружение детей в интерактивный мир тесно связано с познавательной потребностью дошкольника. Ведь новые впечатления, новые знания на протяжении всей человеческой жизни являются источником и стимулом психической деятельности. Именно в дошкольном возрасте дети испытывают особую потребность. Это период чрезвычайной восприимчивости, обучаемости и практически безграничной способности к усвоению информации. Поэтому, информационные ресурсы дают ребенку то, в чем он очень нуждается – возможность познания и созидания окружающего мира.

Мы живем в веке информационных технологий, когда компьютер является необходимым атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.

Вопрос об использовании цифровых устройств в образовательном процессе в рамках введения ФГОС ДО является очень актуальным. Цифровое устройство часто используют как средство обмена информацией и как средство создания чего-то. Сегодня нам трудно представить образовательную организацию (любого уровня, в которой не было бы цифровых устройств.

Все больше и больше детей знакомятся с компьютером еще до школы, зачастую даже раньше, чем приходят в дошкольные образовательные организации.

Цифровое устройство (англ. digitaldevice) техническое устройство или приспособление, предназначенное для полученияи обработки информации в цифровой форме, используя цифровые технологии[5].

Важность внедрения цифровых устройств в дошкольное образование отражена и в нормативных актах Российской Федерации. Разработана государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 -2025 годы, котораяв ключает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»[7]. Ключевой задачей программы является повышение качества и доступности образования посредством организации современного цифрового образовательного пространства. Притом, родители часто желают ограничить своих детей от возможности использования данных технологий, аргументируя тем, что это негативно влияет на здоровье, нервную деятельность и умственную активность ребенка, но в современном мире это сделать очень трудно и практически невозможно.

Важно предложить родителям и педагогам использование цифровых устройств для развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Дети станут использовать электронные устройства, не только для развлекательных игр и приложений, но и для самостоятельного изучения окружающего их мира, предметовыявлений.

В распоряжении педагогов ДОО представлен широкий спектр технологий, методов, приемов, направленных на координацию усилий всех участников образовательных отношений по комплексному сопровождению развития ребенка в детском саду. Однако обновление нормативно-правовой базы и, как следствие, изменения в профессиональной деятельности требуют, что бы педагоги находились в постоянном поиске и обращались к различным источникам информации. Только в таком случае специалист сможет идти в ногу со временем и даже его опережать[6].

В дошкольном образовании используют следующие категории цифровых устройств :

ресурсы федеральных образовательных порталов в системе образования РФ;

учебные электронные издания на CD;

ресурсы, разработанные педагогами (презентации);

компьютер, телевизор, видео, DVD;

использование мультимедийного проектора и проекционного экрана;

использование интерактивной доски;

использование интерактивного оборудования в совокупности с электронными образовательными ресурсами[1].

Сложно представить наш мир без цифровых устройств, которые значимы так же как материальные, энергетические и трудовые. ИКТ расширяют возможности педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, позволяя наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Способность цифровых устройств воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные, позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек[2]. Но это и предъявляет новые требования к дошкольному воспитанию, первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого, заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.

Использование компьютера является эффективным средством и имеет свои преимущества. Во-первых, компьютер обладает «беспредельным терпением» : он будет повторять объяснения необходимое количество раз, без признаков усталости, раздражения и не удовольствия. Во-вторых, электронные образовательные программы позволяют выбрать индивидуальный темп обучения, в зависимости от психологических качеств ребенка и на основе имеющихся у него знаний. В-третьих, обучение с помощью компьютера носит характер индивидуальной формы обучения, «внимание» компьютер, а предназначено только данному ребенку. В-четвертых, использование мультимедиа технологий повышает эффективность восприятия и запоминанияи нформации. В-пятых, педагог не транслирует знания, а становится консультантом, у него освобождается время для творчества, научного исследования, конструирования, экспериментирования, то есть педагог становится соавтором образовательного процесса для ребенка [3].

Чтобы внедрение цифровых устройств действительно обогащало игровое пространство дошкольника, способствовало расширению и углублению его деятельности, должны быть установлены и соблюдены условия применения интерактивных средств. Одним из важных условий является обращение к «детским» видам деятельности. В отличие от школьного возраста, дошкольное образование формирует способности ребенка, создает предпосылки будущей успешной работы. Дошкольник играет, рисует, конструирует, слушает и рассказывает сказки, отвечает на вопросы, а значит, учится мыслить, воспринимать окружающий мир, ориентироваться в пространстве и времени, овладевает речью. Другим важным условием работы дошкольника с интерактивным оборудованием является его самостоятельность. В деятельности каждый дошкольник сам открывает свои способности, обучающие программы лишь направляют его к новым открытиям. Особенно важно оставлять место для творчества и воображения ребенка это позволяет оперировать образами при поиске решения разнообразных научных и художественных задач. Через поддержку детской инициативы, обучение без предоставленных шаблонов, самостоятельную деятельность ребенка воспитывается творческая личность, способная создавать новые предметы и новые идеи.

Важно не забывать, что использование оборудования во время обучения дошкольников не должно учить ребенка чему-то не обычному, а напротив, должно способствовать расширению и углублению естественных для дошкольного возраста сторон развития. Тогда ощущение интереса и привлекательная, доступная деятельность откроют дополнительные возможности для умственного развития детей.

В своей работе с дошкольниками я использовала цифровые устройства в различных областях знаний. Элементарные представления о целостной картине мира формировались в процессе просмотра познавательных фильмов и презентаций о жизни животных и птиц, о сущности явлений природы. Также в этой области использовались дидактические игры, созданные с помощью различных цифровых технологий–это позволило закрепить знания, дать возможность детям применить эти знания в практической деятельности[4].

Применение современных цифровых устройств возможно и в создании продуктов художественной направленности–в графических редакторах дошкольники научились создавать рисунки и плакаты.

С помощью цифровых устройств развивается познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию у детей старшего дошкольного возраста– у детей появится возможность получать более точную и подробную информацию об интересующей их теме. Дети смогут пользоваться не только бумажным и энциклопедиями, но и умеют находить нужную информацию в электронных кладовых знаниях. Развитие речи детей также сопровождается использованием электронных дидактических игр. Игры помогают провести артикуляционную гимнастику, развить речевое дыхание и фонематический слух, расширить лексический словарь, проработать связную речь[8].

Таким образом, цифровые устройства значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, позволяют существенно повысить мотивацию детей к обучению, активизируют познавательную деятельность обучающихся, усиливают воздействие изучаемого материала, способствуют более успешной подготовке детей к обучению в школе. Поэтому можно утверждать, что использование цифровых устройств в современном дошкольном образовании является неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников.

Публикации по теме:

Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.

«Радужка». Мастер-класс (авторский музыкальный инструмент)«Радужка». Мастер-класс (авторский музыкальный инструмент) «Радужка» мастер-класс (авторский музыкальный инструмент) Я продолжаю вас знакомить с ударными музыкальными инструментами, которые можно.

Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУАнализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.

Дидактическая игра по ФЭМП «Цифровые домики»Дидактическая игра по ФЭМП «Цифровые домики» Попова Валентина Цель: закрепить знание цифр, вспомнить стихи о цифрах, умение составлять число из двух меньших, подбирать все варианты.

Фотоотчет НОД «Инструмент для письма» в старшей группеФотоотчет НОД «Инструмент для письма» в старшей группе Цель: Ознакомить детей с историей инструмента письменности Задачи: 1. Ознакомить детей с историей инструмента письма с угля с костра до современной.

Конспект НОД с использованием презентации-игры «Определи музыкальный инструмент» Цель: воспитание культуры слушания симфонической музыки; знакомство детей с основными музыкальными инструментами и терминами, развитие творческих.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Мастер-класс «Музыкальный инструмент «Трещотка»Мастер-класс «Музыкальный инструмент «Трещотка» Хочу представить вашему вниманию мастер-класс по изготовлению музыкального инструмента трещотка своими руками. Изготавливаются трещотки.

Музыкальный инструмент из бросового материалаМузыкальный инструмент из бросового материала Мастер-класс по изготовления музыкального инструмента " Яйцо-шейкер". Это погремушки - шейкеры, изготовленные из киндер-яйца. Многие родители.

Консультация «Воспитание положительного отношения к труду в процессе экологического образования дошкольников» Мы живем в обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды-одна из самых актуальных. Почти все дети.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Цифровые устройства как инструмент образования дошкольников
Опубликовано: 5 января 2021 в 15:16
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Цифровые устройства как инструмент образования дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Сорокина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД