Анастасия Владимировна Армянова
Консультация «Чудесные тантамарески»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чудесные тантамарески»
(Методическая разработка)
Воспитатель
Высшая квалификационная категория
А. В. Армянова
План
1. Введение
2. «Роль театрализованной деятельности в развитии речи у детей дошкольного возраста»
2.1. Что такое театр тантамаресок?
2.2. Мастерим театр сами
2.3. Импровизация сказки
3. Заключение
4. Список литературы
5. Приложение
Театр - это волшебный мир, в котором
Публикация «Консультация „Чудесные тантамарески“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Тантамарески своими руками
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Темочки
ребенок радуется, а играя, познает
окружающее…
О. П. Радынова
1. Введение
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования речевое развитие выделено как одно из направлений развития и образования детей.
В ходе проведенного мониторинга освоения образовательной программы в ДОУ было выявлено, что на начало учебного года более 65% детей страдают нарушением речи (связанная, диалогическая, монологическая речь).
Проблема развития речи дошкольников была и остаётся в центре внимания педагогов. В последнее время значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями с пониженной культурой речи. Общая культура речи характеризуется степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка. Речь — основа психического развития дошкольников. Развитие речи — одна из главных педагогических задач. Это достаточно трудная задача, требующая целенаправленного, системного педагогического воздействия на развитие речевых умений и коммуникативных навыков детей различными педагогическими средствами. Эффективным средством развития речи у дошкольников является театральная деятельность. Этим объясняется актуальность моей методической разработки. Актуальность выбранной проблематики обусловила цель: развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (тантамарески).
Задачи:
Познакомить дошкольников с новым видом театра в ДОУ – театр тантамаресок.
Развивать диалогическую и монологическую формы речи, воспитывать культуру речевого общения посредством данного вида деятельности.
Развивать правильную артикуляцию, дикцию.
Активизировать и обогащать словарь детей.
Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, воображение, навыки импровизации.
Оснащение
Оборудование и материалы: 2 ширмы, набор иллюстрированных сказочных героев, прищепки, скатерть.
2. Основная часть
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Именно это совершенствует речь и развивает его воображение и фантазию, мышление, тренирует память.
Надо сказать, что театральная деятельность в детском саду присутствует почти во всех режимных моментах: зарядка, прогулка, занятия, праздники и развлечения, подвижные и сюжетно-ролевые игры.
Театральная игра считается разновидностью сюжетно-ролевой игры. Различие между ними лишь в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные ситуации, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений.
Театральная игра делится на 2 группы: режиссёрские или предметные игры и игры – драматизации. К режиссёрским играм относятся – настольный, теневой, кукольный и другие виды театров. А в играх-драматизациях дети сами исполняют роли героев сказок.
Очень важный момент состоит в том, что дети даже старшего дошкольного возраста в театрализованные игры не играют самостоятельно. Поэтому педагог должен направлять детей и создавать необходимые условия. Творческие приёмы и методы, используемые в театрализации:
• коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание);
• моделирование;
• ситуация «проживания»;
• ассоциаций;
• организация творческого поиска;
• словесное рисование;
• хоровое и индивидуальное пение;
• коллаж из сказок;
• релаксации;
• музыкотерапия
Работая по теме самообразования «Роль театрализованной деятельности в развитии речи у детей дошкольного возраста» я изучала методическую литературу, информацию в интернете и познакомилась с новинкой - театром тантамаресок.
2.1. Знает ли кто из вас, что такое тантамареска?
Тантамареска – стенд с ярким рисунком, который содержит забавный сюжет, а на месте голов персонажей вырезаны отверстия. Тамтамареска может быть как с одной прорезью для лица, так и с несколькими, всё зависит от задумки всей композиции в целом.
Что еще может так забавлять детей, как тантамарески! С ними можно побывать в далекой стране или моментально перевоплотиться в сказочного героя. Театр тантамаресок способствует развитию у дошкольников воображения, коммуникативных и творческих способностей. Дети учатся импровизировать, выстраивать диалог, монолог.
Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель - сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны. Тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. В этом, как нельзя лучше могут помочь тантамарески, что в переводе с французского означает «кукла» и «стенд».
Что - же прячется под таким непонятным словом, как «тантамареска»? Наверное, что-то яркое, карнавальное и, конечно, весёлое, думаете вы? А между прочим, тантамареску хоть раз в жизни видел каждый! В парках, на пляжах, кино, на ярмарках или в цирке! Потому что тантамарески для детей – это те самые красочные плакаты-стойки со смешными рисунками и прорезями для лица и рук.
Почему тантамарески интересны детям? Прежде всего, это яркая картинка, интересный образ. При помощи нее можно моментально перевоплотиться в того или иного сказочного героя.
Театр тантамаресок способствует развитию у дошкольников воображения, коммуникативных и творческих способностей. Дети учатся импровизировать, отрабатывают мимику, показывают разные эмоции, а так же, самое важное, развивают речь детей.
Ширмы – тантамарески появились в нашей группе сравнительно недавно, но пользуются большой популярностью у детей в самостоятельной игровой деятельности. Используя тантамарески в работе с детьми, отрабатываем мимику, эмоциональную выразительность речи и жестикуляцию.
Игры можно любые придумать. Например: один ребенок стоит за ширмой, а второй меняет рисунок и предлагает первому отгадать кто он сейчас, задавая наводящие вопросы.
Тантамарески можно использовать во всех возрастных группах, как на занятиях, так и свободной деятельности.
Сегодня у нас в группе тантамарески практически незаменимый предмет для проведения детских праздников, утренников и тематических развлечений.
Пальчиковые игрушки - тантамарески – это фигурки из бумаги или картона, с вырезанными в них прорезями для пальчиков, чтобы оживить фигурку.
2.2. Театр тантамаресок можно смастерить и самим.
1. Выбираем сюжет.
2. Берем бумагу формата А6 для топотушек; А3 для создания масок; кусок обоев или несколько ватманов для ростовых фигур и сюжета.
3. Рисуем необходимых персонажей. Можно распечатать картинку из
Интернета.
4. Раскрашиваем картинку акриловыми или гуашевыми красками. Чтобы рисунок не стирался, можно тантамареску обклеить скотчем. Также для создания персонажа можно использовать ткань.
5. Для прочности советую приклеить работу на картон (но делайте так, чтобы тантамареска не была слишком тяжёлой).
6. Вырезаем отверстия под лица и руки, стандартный размер овала под лицо – 16 х 25 см.
7. Вырезайте отверстия под лица и руки таким образом, чтобы голову или кисти потом не пришлось выворачивать под неудобным углом.
2.3. Импровизация сказки мастер-класса «Лиса и журавль»
Много жанров есть на свете: басня, повесть и рассказ.
Но с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас.
Что наш маленький народ в мир волшебный унесёт?
Полный смеха, света, краски, а зовётся чудо - …сказки!
Цель:
- познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль»,
- привлечь детей к активному участию в театрализованной деятельности, вызвать положительное эмоциональное восприятие.
Задачи:
1. Продолжать учить детей пересказывать близко к тексту.
2. Учить инсценировать сказку по ролям.
3. Учить детей понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе.
4. Развивать диалогическую и монологическую речь детей.
5. Развивать память, внимание, мыслительные операции.
6. Воспитывать умение внимательно слушать других.
7. Воспитывать дружеское отношение друг к другу.
Предварительная работа:
- рассказывание сказки
- рассматривание иллюстраций
- просмотр мультфильма по мотивам сказки «Лиса и журавль»
Материал: 2 ширмы, картинка лисы и журавля, скатерть, кувшин, тарелка, стол и муляжи выпечки.
1. Как-то раз так получилось
С журавлём лиса сдружилась
Вот надумала лисица
«Пусть журавль удивится!
Если будет угощенье
От меня на воскресенье.
2. И лиса после обеда
Пошла в гости звать соседа
Приходи-ка, куманёчек,
Заходи на огонёк.
За столом, за угощеньем
Посидим с тобой часок.
3. Согласился длинногий
И на утро по дороге
По тропинкам, по росе
В гости он идёт к лисе
4. Вот лиса его встречает
Кашей манной угощает
По тарелочки размазала
Маслом сверху густо смазала.
5. Стук, да стук, журавль носом
По тарелке, по столу.
Каша в клюв не попадает,
Хоть и хочется ему.
6. А лиса тарелку лижет
Поворачивает ближе,
Так голубушку сумела,
Что сама всю кашу съела.
7. Кашу съела и сказала
Извини, что каши мало!
А журавль отвечает.
Куму словом привечает.
Не показывает виду.
Говорит ей не в обиду:
8. «Благодарствую, кума
Приходи ко мне сама
А давай-ка прямо в среду
Буду ждать к обеду».
9. В среду, утром лишь рассвет
Как плутовки – дома нет
В гости собралась лисица
Чтоб у кума поживиться. (пересесть).
10. А журавушка встречает
Куму важно привечает:
«Ну устала ли с дорожки?
Похлебай, давай окрошки».
И подвинул, в пол – аршин.
С узким горлышком кувшин
11. Так и сяк лиса мостится
Как к кувшину подступиться?
Как окрошку ей достать?
Клюва нет - не поклевать
12. Так зайдёт, и эдак встанет
Всё напрасно – недостанет
Нюхала кувшин, лизала
Начинала все сначала.
13. А журавль из кувшина
Клювом длинным достаёт
Угощенье для лисицы
Потихонечку клюёт.
14. Съел журавль всю окрошку
А лисица не достала
Так хотелось дармовщинки
Да не солоно хлебала.
15. Вот стоит кувшин пустой
И лиса пошла домой
Тут взяла её досада
Поделом! Так ей и надо!
А в народе говорится:
Что посеешь – то пожнёшь.
И журавль с лисой – не дружит.
С той поры всё время – врозь.
Вопрос залу: Чему нас учит эта сказка?
Эта сказка учит нас гостеприимству, вежливости, не быть жадным, быть дружным.
Дружбой надо дорожить!
3. Заключение
Таким образом, работа по театральной деятельности способствует не только пополнению знаний, умений а и является средством формирования речи, личностных качеств ребёнка, его адекватного поведения в различных ситуациях.
Речь ребёнка становится более выразительной, грамотной. Обогащается новыми словами.
Моё стремление направлено к тому, чтобы дети понимали, что речь должна быть чёткой, звучной, выразительной, неторопливой. Должна быть красочной и выражать мысли ребёнка.
Работа по театрализованной деятельности будет проводиться и дальше. Театрализованная деятельность способствует развитию фантазии, воображения, всех видов памяти и детского творчества. Она вводит детей не только в мир прекрасного, активизирует мышление и познавательный интерес, но и помогает раскрывать творческие возможности, развивает речь и, что самое главное, помогает адаптироваться ребёнку в обществе.
Результат проделанной работы:
1 -У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности.
-Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.
- Расширились представления детей об окружающей действительности.
-Повысился уровень речевого развития и речевого этикета детей.
-Обогатился и активизировался словарь детей.
-Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
- Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей.
-Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки
-Появилось умение контролировать эмоциональное состояние детей.
-Появилось осознанное поведение и общение в обществе.
-Повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.
4. Список литературы
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2004
2. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2009.