Вишнякова
«Чудесные ладошки». Проект по развитию творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционного рисования
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Публикация «„Чудесные ладошки“, Проект по развитию творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционного рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Пальчиковая живопись. Рисование пальцами и ладошками
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Известно, что у детей с нарушениями речи нарушены внимание и память, пальцы рук неловки, движения неточны. Им трудно нарисовать элементарные предметы, дети боятся рисовать. Для того чтобы ребята почувствовали уверенность в себе, с ними необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения, формировать навыки рисования с помощью нетрадиционных техник.
Любое нарушение развития речи ребёнка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Пальцы рук неловки, малоподвижны, движения их неточные или несогласованные, многие держат ложку в кулаке, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо их дифференцируют. Четырехлетние малыши часто не знают названий основных цветов.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.
Всё это говорит о том, что с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
С детьми среднего дошкольного возраста можно использовать:
-рисование пальчиками;
-оттиск печатками из картофеля, яблока;
-тычок жёсткой полусухой кистью;
-оттиск поролоном;
-оттиск печатками из ластика;
-восковые мелки + акварель;
-свеча + акварель;
-отпечатки листьев;
-рисунки из ладошки;
Цель проекта : развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи проекта : знакомить детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приёмами работы с различными изобразительными материалами.
Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (печатанье листьями, рисование пальчиками, печатками из картофеля, тычкование и т. д.)
Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.
Развитие мелкой моторики, тактильного восприятия, глазомер, наблюдательность
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТ А
СЕНТЯБРЬ
Изучение и анализ методической литературы по данной проблеме, подбор наглядно-демонстрационного и раздаточного материала. Разработка содержания проекта «Чудесные ладошки», с использованием нетрадиционной техники рисования, планирование предстоящей деятельности. Анкетирование родителей на тему «Определение интереса ребёнка к изобразительной деятельности».
ОКТЯБРЬ
Тема: «Фрукты». «Наливные яблочки».
Нетрадиционные техники : оттиски печатками из яблок.
Программное содержание: закреплять умение работать в коллективе, познакомить с методом оттиска.
Оборудование: лист ватмана, с нарисованной заранее на нём яблоней, половинки яблока, гуашь разных цветов.
НОЯБРЬ
Тема: «Одежда». «Мой любимый свитер».
Нетрадиционные техники : оттиск пробками с вырезанными на них геометрическими фигурами.
Программное содержание: закрепить умение украшать свитер простым узором, используя печатки с разным геометрическим узором.
Оборудование: свитер, вырезанный из бумаги, пробки с разным геометрическим узором, разноцветная гуашь.
ДЕКАБРЬ
Тема: «Новый год». «Ёлочка нарядная».
Нетрадиционные техники : рисунки из ладошки, оттиски поролоном.
Программное содержание: закрепить умение работать коллективно, изображать ёлочные игрушки, не бояться ладошками нарисовать ёлку.
Оборудование: наряженная ёлка в группе, лист ватмана, для рисования ёлки ладошками, гуашь, печатки.
ЯНВАРЬ
Тема: «Дикие животные». «Лисичка – сестричка».
Нетрадиционные техники : тычок жёсткой полусухой кистью.
Программное содержание: научить пользоваться новой техникой, выполнять рисунок тела тычками без предварительной прорисовки, дополнять деталями.
Оборудование: иллюстрации с изображением лисы, жёсткая кисть, набор гуаши, кисть для прорисовки мелких деталей.
ФЕВРАЛЬ
Тема: «Транспорт». «Мой любимый автомобиль».
Нетрадиционные техники : восковой мелок + акварель.
Программное содержание: совершенствовать умение в техниках, учить изображать автомобиль наиболее выразительно.
Оборудование: раскраска с изображением машины, восковые мелки, кисти, картинки.
МАРТ
Тема: «8 Марта». «Открытка для мамы».
Нетрадиционные техники : тычок жёсткой полусухой кистью.
Программное содержание: учить украшать цветами открытку для мамы. Закреплять умение пользоваться знакомыми техниками.
Оборудование: бумага, жёсткая кисточка, обычная кисточка, разноцветная гуашь.
АПРЕЛЬ
Тема: «Первоцветы». «Маленькое солнышко»
Нетрадиционные техники : рисование верёвочкой.
Программное содержание: знакомим с техникой рисования верёвочкой.
Оборудование: бумага, гуашь или акварель, клей ПВА, кисточки, верёвочка.
МАЙ
Тема: «Рыбы». «Аквариум».
Нетрадиционные техники : рисунки из ладошки.
Программное содержание: учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали.
Оборудование: бумага, простой карандаш, гуашь, кисти.
Итоговая выставка рисунков. Рассматривание с детьми рисунков. Поощрить их за работу в течение года.
Ожидаемые результаты.
В результате проекта будет достигнуто знание о нетрадиционных способах рисования. Владение дошкольниками простейшими техническими приёмами с различными изобразительными материалами. Умение самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования. Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности воспитателей ДОУ по формированию художественно творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных технологий рисования. Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Материально техническое обеспечение проекта : альбомы, гуашь, акварельные краски, печатки, штампы, анкета, фотоаппарат.
Приложение: АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЛЮБИТ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК РИСОВАТЬ?"
Уважаемый родители! Просим Вас принять участие в опросе на тему "Любит ли Ваш ребенок рисовать?". Подчеркните ответ, который Вы считаете правильным!
• 1. Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребенка способности к изобразительному творчеству?
1. да
2. очень умеренные способности
3. у ребенка есть интерес к рисованию, но творчеством это назвать нельзя
• 2. Какие материалы есть у ребенка для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью?
1. бумага (белая, цветная)
2. краски
3. глина
4. пластилин
5. сангина
6. уголь
7. цветные мелки
8. наборы цветных карандашей
9. фломастеры
10. кисти
Дополните свой ответ:.
• 3. Используете ли вы для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью ИКТ технологии?
1. компьютерные программы
2. электронные пособия по изобразительной деятельности
3. слайды или картины с изображениями животных, природных объектов, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства
Дополните свой ответ: ___
3. Доступны ли для ребенка имеющиеся материалы?
1. берет, когда сам пожелает
2. по разрешению взрослых
Дополните свой ответ:.
• 4. Часто ли ребенок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним?
1. часто
2. иногда
3. никогда
Кого в основном просит ребенок?.
• 5. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним?
1. предлагаете самому порисовать
2. обещаете порисовать в другой раз
3. включаетесь в творческий процесс по его просьбе
Дополните свой ответ:.
• 6. Используете ли Вы мультимедийные презентации, найденные в интернете, для знакомства с произведениями изобразительного искусства?
1. картины (пейзаж, натюрморт и др.)
2. декоративно-прикладное искусство (городец, хохлома, гжель и др.)
3. не использую
Дополните свой ответ:.
• 7. Какие музеи изобразительного искусства Вы посещали вместе с ребенком?.
• 8. Имеются ли в Вашем доме альбомы с репродукциями музейных коллекций:
1. да
2. нет
Благодарим за сотрудничество!
Литература: А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
Издательство «КАРО» 2010г. Санкт-Петербург