Елена Воронина
Конспект занятия «Чудеса волшебницы водицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовил: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №28 муниципального образования Усть-Лабинский район. Воспитатель: Воронина Елена Николаевна.
Актуальность: На земле огромное количество различных веществ. Но вода, благодаря своеобразию своих физических и химических свойств, занимает исключительное место в природе и играет особую роль в жизни человека. Это – единственное вещество, которое встречается в естественных условиях во всех трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном. Во многом человек зависит от такого свойства воды как способность растворять другие вещества. Поэтому изучить свойства воды как растворителя на опыте с другими веществами мне показалось очень интересным.
Публикация «Конспект занятия „Чудеса волшебницы водицы“» размещена в разделах
Цель: Исследовать одно из свойств воды- вода как растворитель.
Задачи:
• Вызвать интерес к исследовательской деятельности
• Опытным путем установить возможно ли растворить в воде твердые вещества
• Определить все ли жидкие вещества растворяются в воде
• Определить может ли вода менять цвет и запах
• Собрать и проанализировать полученную информацию о свойствах воды: вода как растворитель
Объект исследования: вода
Предмет исследования: свойства воды
Предполагаемый результат: у детей укрепится интерес к познавательно - исследовательской деятельности, умение устанавливать причинно- следственные связи; расширятся познания о свойствах воды.
Оборудование: Сахар, песок, шампунь, краски, вода, одноразовые ложки, стаканчики, тарелочки.
Ход занятия:
В: Ребята, сегодня наше занятие я хочу начать с загадки. Вы послушайте ее и постарайтесь отгадать.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без.
Д: воды
В: Правильно. Вода.
А как вы думаете для чего нужна вода?
Д: Для приготовления еды, стирки, уборки.
В: Ребята, скажите пожалуйста, разве только для человека нужна вода?
Д: Вода нужна еще для растений, для животных суши и водоемов…
В: Правильно. Ребята, вы большие молодцы! Вы все правильно отвечаете. А вы знаете, что вода- это не простая жидкость, а волшебная, что она может совершать чудеса? И сегодня мы с вами сможем в этом убедиться. А для этого мы проведем несколько занимательных опытов. Ну что, готовы к изучению волшебных свойств воды?
Д: Да
В: Тогда слушайте загадку. В ней будет спрятано вещество с которым мы будем проводить первое волшебство.
Что же это за песочек, славный с ним у нас чаечек
В каждой кухне проживает, всех ребят он угощает?
Д: Сахар
В: Правильно, сахар. Какие вы молодцы. А давайте попробуем сахар на ощупь. (ребята пробуют сахар руками) Скажите пожалуйста, что вы можете сказать про это вещество, какое оно?
Д: По цвету сахар белый, но на ощупь это твердое вещество.
В: Правильно, а как вы думаете, сможет ли вода растворить без следа такое твердое вещество как сахар?
Д: Не знаем. Может растворит, а может и нет…
В: Ну что ж, я предлагаю вам провести эксперимент. Для этого мы возьмем теплую водичку, добавим несколько ложечек сахара и размешаем.
Ребята, что же мы видим?
Д: Прозрачную воду.
В: Куда исчез сахар?
Д: Растворился.
В: Можем ли мы сказать, что вода совершила чудо, растворив твердое вещество?
Д: Да.
В: А как вы думаете, все ли твердые вещества может растворить вода?
Д: да, а может и не все. Надо проверять.
В: Давайте послушаем загадку в ней спрятано следующее вещество, которое мы попробуем растворить.
На пляже около воды,
Мы любим оставлять следы!
На чём так видно отпечатки
С подошв рисунки или с пятки?
Д: На песке.
В: Правильно. Следующее вещество- песок. Давайте и его попробуем на ощупь. Какой он?
Д: Твердый.
В: Правильно. Молодцы. Песок- это твердое вещество. Давайте возьмем стаканчики с водой, добавим несколько ложек песка, размешаем, и что же мы увидим?
Д: Песок не растворился.
В: Правильно. То есть какой вывод мы можем сделать из наших опытов?
Д: Вода может растворять твердые вещества, но не все. Есть вещества которые не растворяются.
В: Ребята, а давайте мы с вами немного отвлечемся и проведем небольшую разминку:
Наши пальчики проснулись, улыбнулись, потянулись.
По ладошке поскакали, поскакали, побежали, побежали, и устали. Сели отдохнуть.
Хорошо. Молодцы. Отдохнули. А теперь продолжим наши опыты, и посмотрим какие чудеса с водой нас ожидают. Ребята, мы с вами видели, что водичка не все твердые вещества растворила. А как вы думаете, все ли жидкие вещества водичка сможет растворить?
Д: Да. Все.
В: Слушаем тогда следующую загадку, с каким веществом будем проводить очередной опыт :
Чтобы волосы блестели и
Красивый вид имели,
Чтоб сверкали чистотой,
Мною их скорей помой.
Что это?
Д: Шампунь.
В: Правильно. Это шампунь. Следующий опыт будет у нас с шампунью. Скажите пожалуйста, шампунь то твердое или жидкое вещество?
Д: Жидкое
В: Правильно- это жидкое вещество. А Как вы думаете сможет ли вода ее растворить?
Д: Да, но надо проверить.
В: Тогда набираем из стаканчика ложечками шампунь и размешиваем ее в воде. Что мы видим?
Д: Шампунь растворилась, а вода стала пахнуть шампунью.
В: Правильно. Вы большие молодцы. Конечно, наша водичка совершила настоящее чудо. Она не только растворила вещество, но и приобрела запах. Но на этом наши опыты не закончились. Слушаем следующую загадку:
Без меня нельзя поджарить,
И салат нельзя заправить,
Да и вкусная стряпня
В ряд ли выйдет без меня.
Что это такое?
Д: Растительное масло
В: Правильно. Сейчас мы с вами попробуем, сможет ли водичка растворить масло. Набираем ложечками масло, наливаем в стаканчик с водичкой и перемешиваем. Что же мы с вами видим? Растворилось масло?
Д: Нет. Масло не растворилось и поднялось вверх.
В: Правильно. Какой мы сможем сделать вывод? Все ли жидкие вещества может растворять водичка?
Д: Нет. Не все.
В: И у нас осталась последняя загадка. Слушаем внимательно с каким веществом мы будем проводить следующий опыт.
Акварель, гуашь, пастель,
Это что скажи скорей?
Д: Краски
В: Правильно. А как вы думаете, сможет ли водичка растворить краски?
Д: Да. Краски растворяться.
В: Давайте на опыте посмотрим, что у нас с вами получится. Набираем кисточкой краски и размешиваем в водичке. Что мы видем?
Д: Краски полностью растворились, но водичка изменила свой цвет. Она стала одним цветом с красками.
В: Правильно. Вода изменила свой цвет, то есть она их растворила.
Рефлексия: Ребята, а давайте вспомним все наши опыты и ответим, какие же чудеса нам продемонстрировала сегодня наша чудесница- водица.
Д: Водичка может растворять твердые вещества, но не все некоторые не растворяются. Песок у нас не растворился. Так же водичка может растворять жидкие вещества и приобретать запах этого вещества, как в опыте с шампунью. А еще есть такие жидкости, которые вода растворить не может, например - масло. А и может изменить свой цвет. Например, как в опыте с красками.
В: Вы большие молодцы. Ребята, можем ли мы сказать, что водичка у нас настоящая волшебница, что она может творить чудеса?
Д: Да. Водичка у нас настоящая волшебница.
В заключение нашего занятия хочется сказать, что вокруг нас очень много различных веществ с которыми можно еще попробовать провести опыты и узнать на какие еще чудеса способна наша волшебница водица. Я надеюсь, что вы не ограничитесь опытами, проведенными на занятии, а продолжите свою опытническую деятельность и в дальнейшем.
Используемая литература:
Интернет ресурс/Загадки о воде, красках, песке, сахаре и шампуни.