Валентина Зюзя
Что в детстве воспитаешь, на то в старости обопрешься.
▼ Скачать + Заказать документы
Никто, пожалуй, не возмущает нас так сильно, как человек вежливый, но бессердечный. Мы прекрасно знаем: одной внешней культуры (набора привычек, навыков поведения) мало, нужна еще культура внутренняя, в основе которой лежит некая психическая способность, такая же, как память, внимание или музыкальный слух. Ее, эту способность, можно по аналогии назвать сердечным слухом.
… Вы пришли в гости, принесли маленькому мальчику подарок. «Что надо сказать?» - строго напоминает мама. «Спасибо», - бурчит сын. Сказав одно волшебное слово, он как бы рассчитывается с гостем. Ему вроде бы и незачем теперь выражать благодарность улыбкой, радостью. Привычка к вежливости укрепилась, сердечный слух притупился. Сто или тысяча таких упражнений – и от драгоценного этого природного свойства не останется и следа.
Публикация «Что в детстве воспитаешь, на то в старости обопрешься,» размещена в разделах
Как же развить у ребенка сердечный слух? Задача куда более сложная, чем освоение слов «спасибо» и «пожалуйста». Мама учит сынишку важному понятию – «нельзя». Он дотронулся до горячего, плачет. Мама поучает: «Видишь! Больно! Слушайся, когда мама говорит «нельзя».
И так – на каждом шагу: «Нельзя, упадешь!», «Нельзя, простудишься!», «Нельзя, зубки будут болеть!» …А ведь истинное «нельзя» не тогда, когда тебе больно, а когда больно другому! Направленность на другого, чувство другого – вот первое условие развития сердечного слуха. Семья смотрит телевизор, мальчику надо пройти мимо экрана – пригнется он? Поторопится? Значит, с сыном все в порядке: он чувствует присутствие других людей, боится помешать им. Если же проходит спокойно, не спеша, значит, в доме зреет беда и пора собирать семейный консилиум.
Симон Соловейчик