Светлана Гиматова
Что такое уголок уединения и зачем он ребенку
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое уголок уединения
и зачем он ребенку
Ребенку, как и любому человеку, нужно место и время, чтобы побыть одному. Есть
две причины, по которым возможность уединиться для ребенка так важна :
1 Почти все решения за ребенка принимают взрослые. Его не оставляют без
присмотра. Ребенок испытывает из-за этого негативные чувства, которые
не может выразить.
2 Дети постоянно получают множество зрительной, слуховой, тактильной инфор-
мации. Ребенок пока не умеет отсеивать лишнее, поэтому обилие информации
Публикация «Что такое уголок уединения и зачем он ребенку» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Уголки настроения, эмоций, уединения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
утомляет, вызывает раздражение, плаксивость, вспышки агрессии.
Почему уголок уединения поможет ребенку
1 Потому что это не место, чтобы отбывать наказание, а привилегия. Уголок дает
ребенку возможность провести время по-своему, восстановить силы.
2 Потому что информация и впечатления могут стать избыточными для любого
ребенка. Дети с аутизмом, синдромом дефицита внимания, гиперактивностью,
ОВЗ и физически ослабленные более уязвимы. Но даже очень общительный
ребенок время от времени нуждается в одиночестве.
3 Потому что адаптация ребенка к саду проходит тем легче, чем большим коли-
чеством условий ребенок может управлять сам.
4 Потому что место уединения помогает ребенку преодолеть негативные эмоции.
Как мы пользуемся уголком уединения
1 Место уединения – это специальное, укромное место в группе. Оно находится в по-
ле зрения воспитателя, но в отдалении от проходов, мест для игр и занятий.
2 Воспитатель объясняет детям, что в уголок уединения можно пойти в любой
момент, если захочется и если уголок не занят.
3 Ребенок не спрашивает разрешения побыть в месте уединения, если это не время
еды или прогулки.
4 Никто из детей не обязан пользоваться местом уединения, если он этого не хо-
чет.
5 Желание или нежелание ребенка побыть в месте уединения педагоги никак
не оценивают.
6 Место уединения не используют, чтобы наказать или изолировать воспитанника
от остальных.
Можно ли сделать уголок уединения дома
Ребенку нужна своя территория. Она может быть крошечной, главное, чтобы
никто не вторгался туда без приглашения. Это особенно важно, если:
у вас не один ребенок;
ребенка нет своей отдельной комнаты;
семьи обычно шумная и насыщенная событиями жизнь.
Вы можете сделать место уединения, например в виде вигвама, палатки,
большой коробки, стоящей на боку, столика, занавешенного пледом, и др.
Хорошо, если ребенок поможет вам оборудовать такое место.
Расскажите ребенку, что этим местом он может пользоваться свободно,
по своему усмотрению. Не ругайте и не критикуйте ребенка, когда он в месте
уединения. Не принуждайте покинуть место уединения и не вторгайтесь
в него. Заходите в место уединения, только если ребенок сам вас туда по-
зовет. Если вы сделали такое место, не разрушайте и не удаляйте его, это
травмирует ребенка.
Как работать с уголком уединения
1 Уголок уединения – это место в группе, в котором ребенок может укрыться
от других и какое-то время побыть один, поиграть в неактивные игры.
2 В уголоке уединения может находиться один ребенок или ребенок с партнером
для игры, которого он выбрал и пригласил самостоятельно.
3 Уголок уединения должен быть удален от центра игрового пространства группы,
проходов.
4 Обсудите с детьми правила пользования уголком уединения.
5 Дайте каждому ребенку по очереди осмотреть и попробовать уголок уединения.
Не торопите.
6 Отнеситесь спокойно к тому, что первую неделю интерес воспитанников к уголку
уединения и конкуренция за право занять его будут высокими.
7 Не отправляйте детей в место уединения. Никогда не используйте место уеди-
нения, чтобы принудительно изолировать одного ребенка от остальных.
8 Не прерывайте и не сокращайте пребывание ребенка в месте уединения без
крайней необходимости.
9 Не комментируйте, не оценивайте и не используйте уголок уединения, чтобы
регулировать дисциплину в группе.
10 Если большое число детей одновременно захотят побыть в уединении, предло-
жите всем релаксационную игру, например «Снежинки». Дети медленно
кружатся. По вашему сигналу они медленно и тихо опускаются на пол.
11 Если уголок уединения занят, а кто-то из детей настойчиво пытается туда
попасть, предложите ему необорудованное место и попросите других вос-
питанников не беспокоить его. Если ребенок протестует, то скорее всего
он пытается привлечь к себе внимание.