Татьяна Трещева
Что такое мелкая моторика? Игры и упражнения для ее развития
▼ Скачать + Заказать документы
Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.
Публикация «Что такое мелкая моторика? Игры и упражнения для ее развития» размещена в разделах
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.
Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?
Пальчиковая гимнастика
«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.
Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца, необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.
Необходимо помнить, что пальчиковый тренинг применяется как средство, повышающее тонус коры головного мозга, и соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью. Пальчиковый тренинг включает упражнения : статические (удержание приданной пальцам определенной позы, динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую, расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст (до трех-четырех лет, рекомендуемое время – от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте – 10-15 минут в день).
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками
Песочная терапия
Вырезание ножницами
Аппликации
Работа с бумагой. Оригами. Плетение
Лепка из пластилина, глины и соленого теста
Рисование, раскрашивание, штриховка.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но в дальнейшем.
Пальчиковая гимнастика «Капуста
Мы капусту рубим, Ритмичные удары ребром ладоней по столу.
Мы морковку трем, Трут ладони друг об друга.
Мы капусту солим, Указательный и средний палец трутся о
большой.
Мы капусту жмем. Хватательные движения обеими руками.
Мы капусту нарубили, Ритмичные удары ребром ладоней по
столу.
Перетерли, Трут ладони друг об друга.
Посолили, Указательный и средний палец трутся о
большой.
И набили плотно в кадку Удары обеими руками по столу.
Все теперь у нас в порядке. Отряхивают руками.
Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
Мы делили апельсин, Идут по кругу, взявшись за руки.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа. Останавливаются лицом в круг.
Эта долька – для стрижа. Загибают по одному пальцу на обеих
Эта долька – для утят. руках, начиная с больших, на каждое
Эта долька – для котят. название животного.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура. Изображают пасть волка двумя
руками.
Он сердит на нас – Беда! Приседают. Закрывают голову руками.
Разбегайтесь, кто куда! Разбегаются.
Пальчиковая гимнастика «Компот»
Будем мы варить компот - Левую ладонь держат «ковшиком»,
Фруктов нужно много. Вот. указательным пальцем правой руки
«мешают».
Будем яблоки крошить, Загибают пальцы по одному, начиная
Грушу будем мы рубить, с большого.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот, Опять «варят» и «мешают».
Угостим честной народ.
Н. Нищева
Пальчиковая гимнастика «Строим дом»
Туки – туки молотком, Стучат кулаками одним по другому.
Строю, строю новый дом. Ладони располагаются под углом,
Будет он большой, как ель, кончики пальцев соприкасаются.
Будут окна, будет дверь. Делают из пальцев «окно» и «дверь».
Всех в него я поселю: Хлопают в ладоши.
Мышку, зайчика, лису.
Упражнение с пробками
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола.
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперёд шагнули.
И пошли по переулку
На весёлую прогулку.
Пальцы – словно балеринки,
Но одетые в ботинки.
Каждый пальчик – будто ножка,
Только шаркает немножко.
Пальчиковая гимнастика «Варежка»
Маша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела? Сжать пальцы в кулачок.
Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал». Все пальцы разжать, кроме одного.
Маша варежку сняла: «Поглядите-ка, нашла! Разогнуть оставшийся согнутым палец.
Ищешь, ищешь и найдешь, здравствуй, пальчик, Сжать пальцы в кулачок.
как живешь?
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики Соединять пальцы в «замок».
С вами мы подружим маленькие пальчики. Касание кончиков пальцев обеих рук.
Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять. Парное касание пальцев от мизинцев.
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать. Руки вниз, встряхнуть кистями.
Пальчиковая речевая игра «Здравствуй» (по стихотворению Т. Сикачёвой)
- Я здороваюсь везде- дома и на улице,
Даже «Здравствуй» говорю я соседской … (курице). Дети показывают «крылышки».
Здравствуй, солнце золотое! Показывают солнце.
Здравствуй, небо голубое! Показывают небо.
Здравствуй, вольный ветерок! Показывают «ветерок».
Здравствуй, маленький дубок! Показывают «дубок»
Здравствуй, Утро! Жест вправо.
Здравствуй, День! Жест влево.
Нам здороваться не лень! Разводят обе руки в стороны.
Пальчиковая гимнастика «Снегири»
Вот на ветках, посмотри, Четыре хлопка руками.
В красных майках снегири.
Распушили пёрышки. Изображают «крылышки»
Греются на солнышке.
Головой вертят, Повороты головой.
Улетать хотят.
Кыш! Кыш! Улетели! Вращательные движения кистями рук.
За метелью, за метелью!
Пальчиковая гимнастика «Петушок»
Наш красивый петушок Обе руки сжаты в кулачки.
Кверху поднял гребешок. Разжать ладони.
Крылышками машет. Кистями помахать в воздухе.
На лужайке пляшет.
Крошки хлебные клюёт. Указательными пальцами постучать по столу.
Пёстрых курочек зовёт. Кистями рук сделать манящие движения.
«Цветочек для мамочки»
Ой, в нашем цветнике
Большой цветок на стебельке. Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.
От ветерка качается, Движения руками вправо-влево.
И мне улыбается! Мимика, жесты.
Я мамочку поцелую
И цветочек подарю ей!
Подвижная игра «На лужайке по утру»
На лужайке по утру
Мы затеяли игру.
Я – подснежник, ты – вьюнок
Становитесь в наш венок
(Дети становятся в круг, берутся за руки)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире
(Делают 4 шага назад, расширяя круг)
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки
(Бегут по кругу)
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим
(Раздвигают круг)
Становитесь в круг опять
(Смыкают круг)
Буде в солнышко играть
(Бегут по кругу)
Мы веселые лучи
(Тянутся на носочках, руки вверх)
Мы – резвы и горячи.
(Прыгают на носочках, руки на поясе)
Тема: «Насекомые».
Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи
Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
Дружно пальчики считаем- Сжимать и разжимать кулачки.
Насекомых называем:
Бабочка, кузнечик, муха, Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Это жук с зелёным брюхом.
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит! Вращать мизинцем.
Прячьтесь! Спрятать руки за спину.
Пальчиковая гимнастика «Бабочка»
Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки».
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На берёзовой ветке.