Кобякова Ольга
Консультация «Что такое Я — сообщение и как его правильно формулировать»
▼ Скачать + Заказать документы
Термин я-сообщение (или я-высказывание) придумал американский психолог Томас Гордон, который в 60-х занимался психотерапевтической работой с детьми. По итогам этой работы он написал книгу, которая называлась «Тренинг эффективного родителя». Гордон советовал взрослым при общении с ребенком описывать свои чувства и формулировать свои пожелания с опорой на собственные мысли и эмоции.
Публикация «Консультация „Что такое Я — сообщение и как его правильно формулировать“» размещена в разделах
Я-сообщения оказались настоящей находкой: они помогали сохранить доброжелательный тон разговора, способствовали конструктивному диалогу, снижали напряжение между участниками беседы и помогали научиться лучше понимать себя и свои чувства.
Но самое главное — я-высказывания воспринимались детьми как более дружелюбные по сравнению с ты-высказываниями ( сравните: «Сегодня ты разбил мою любимую кружку. Мне грустно, когда портят мои вещи» и «Вечно ты все разбиваешь и роняешь, неужели нельзя быть осторожнее!»). Дети не чувствовали, что им необходимо обороняться и лучше воспринимали информацию, заложенную в сообщение.
Правильно сформулировать я-сообщение не так просто
Чтобы общаться с помощью таких сообщений, нужен навык. Возможно, сначала вам потребуется больше времени, чтобы обдумать случившееся и аккуратно сформулировать то, что вы хотите сказать другому человеку.
Когда мы испытываем сильные эмоции, общаться я-сообщениями непросто. Если чувствуете, что такой разговор вам не дается, лучше дать себе время и вернуться к нему позже. Можно объяснить собеседнику, что вам нужно взять паузу, чтобы подумать, а потом вы сможете поговорить.
Как формулировать я-сообщение?
Поделитесь наблюдениями
Опишите ситуацию, которая обидела вас или стала причиной переживаний.
Постарайтесь кратко пересказать, что случилось, но не говорить, как вы к этому относитесь. Использование оценок, таких как «всегда», «постоянно», «никогда», «глупый», «плохой», могут звучать как обвинение, желание задеть или обидеть, и не помогут решить проблему.
Ответьте на вопросы:
- Что произошло?
- Что я услышал/а или увидел/а?
- Кто участвовал в этой ситуации?
Скажите о своих чувствах
Расскажите о том, какие чувства, переживания и эмоции вызвала у вас ситуация, о которой вы рассказали. Постарайтесь говорить именно о том, что чувствуете вы, не оценивая других и не додумывая за собеседника.
Ответьте на вопросы:
- Какие эмоции я испытываю?
- Какими переживаниями вызваны эти эмоции? Почему я так себя чувствую?
По-моему, тебе пофиг, как я пойду на тренировку
Я переживаю, когда не знаю, где искать свою сумку, с которой я хожу на тренировку
Такое впечатление, что тебя не волнуют мои интересы
Мне грустно, когда на меня не обращают внимания во время разговора
Что я тебе сделал?
Мне обидно, когда про меня говорят неприятные вещи за спиной
Если вам трудно сформулировать, какие эмоции вы испытываете, попробуйте обратиться к колесу эмоций психолога Роберта Плутчика — это поможет «примерить» на себя эти эмоции и разобраться, какие из них вы чувствуете.
Расскажите, что вам нужно в таких ситуациях
Объясните, как эта ситуация повлияла на вас. Подумайте, какие ваши желания или потребности были проигнорированы или нарушены. В этом помогут вопросы:
Чего я боюсь / что меня злит, пугает или обижает?
Почему то, что произошло, задело меня?
Например:
Мне важно знать, где лежат вещи, которыми я постоянно пользуюсь
Я хочу чувствовать, что я важен/а и могу поделиться своими мыслями
Я хочу, чтобы друзья говорили мне лично, если я чем-то их обидел
Выразите просьбу
После того, как вы поделились своими наблюдениями, переживаниями и рассказали о своих потребностях, нужно сказать о том, что ваш собеседник может сделать, чтобы каждому из вас было проще в этих отношениях.
Перечислите конкретные действия, которые человек может предпринять сейчас или в другой подобной ситуации. Если вам этот шаг дается сложно — предложите человеку вместе подумать о том, что вы можете сделать: «Давай подумаем, как мы можем исправить это вместе?», «Как ты думаешь, что мы можем сделать, чтобы эта ситуация не повторялась?»
Не поступай так больше
Пожалуйста, если хочешь взять мою вещь — сначала спроси моего разрешения. А потом верни ее на место
Ты можешь хоть иногда меня слушать
Пожалуйста, отложи телефон, когда мы общаемся. Если тебе неудобно — скажи мне, и мы поговорим позже
Я не хочу, чтобы ты меня так обижал
Давай будем обсуждать все ссоры вдвоем и не копить обиды?