Вера Жарикова
Консультация «Что такое голос»
▼ Скачать
Каждый человек при рождении получает уникальный дар — голос (от лат, vox). И уникальность его заключается в том, что у него не одна функция, а несколько.
Во-первых, голос является частью той энергии, жизненной силы, которая дарована каждому; ребенок голосом при рождении сигнализирует о своей жизнеспособности. Чем сильное и громче его первый крик, тем спокойнее могут быть мать и врачи за жизнь и здоровье новорожденного, Слабый голосок или вообще отсутствие его говорит о возможных проблемах здоровья или даже об угрозе жизни новорожденного.
Публикация «Консультация „Что такое голос“» размещена в разделах
В первые годы ребенок только голосом сообщает о своих потребностях в еде, тепле, в хорошем самочувствии и т. д. Впоследствии развитие речи помогает ему сообщить о себе словами, а сила голоса помогает сбросить излишек энергии и снять эмоциональное напряжение.
Ио в это время мы, взрослые, родители и педагоги, постепенно начинаем ограничивать ребенка в проявлении эмоций через голос, не в меру часто призывая к тишине: «Не кричи!», «Замолчи!», «Ты мешаешь другим!». Нам кажется, запрещая детям громко говорить, кричать, бегать прыгать тогда, когда им хочется, мы тем самым формируем у них навыки хорошего поведения. На самом деле мы не даем возможности детям выплеснуть накопившуюся энергию хотя бы через голос или движение. Мы забыли, что энергия ребенка, необходимая для его здоровья и нор- мального развития, восстанавливается и накапливается только после того, как он ее истратит. Не сознавая того, родители и педагоги содействуют появлению речедвигательного дефицита в развитии ребенка, что задерживает не только развитие голоса и речи, но и способствует постепенному ослаблению физического и психического здоровья детей.
Надо все время помнить, что именно голос является одним из проявлений жизненной силы, энергии и здоровья детей. На протяжении всей жизни голос человека сигнализирует окружающим о его самочувствии и жизнеспособности: здоров, болен, полон сил и энергии или устал и т. д.
Следующая функция: голос — это инструмент общения человека с окружающим миром. В нем проявляется вся гамма человеческих чувств и эмоций: любовь, нежность, ярость, ненависть, безразличие и т. д., отражается личность человека, его психика, Можно сказать, что голос — это «озвученная душа». А звучать он может в зависимости от настроения абсолютно по-разному: задорно, робко, раздраженно, грозно, восторженно, величаво и т. д.
Часто голос выдает то, о чем думает человек. Беседа может быть вежливой, но голос и выражает антипатию или даже ненависть.
Тембр (качество звучания) придает голосу каждого человека, абсолютно индивидуальное звучание. Знакомого человека мы сразу узнаем по голосу. Тембр голоса может быть сиплым, визгливым, хриплым, бархатным, ярким, мелодичным и т. д.
Голос не только сообщает нам о характере, настроении и намерениях человека, но и физически включает окружающих людей в процесс проживания звука и отраженного в нем душевного состояния. Многие испытали на себе, как заражают окружающих смех и радость одного человека, как воздействуют рыдания, крик, плач.
Если человек не лишен слуха, то он напрямую зависит от того, что звучит вокруг него, т. к. воспринимает любые вибрации. Это могут быть различные звуки окружающего мира: природы, техники или «сигналы» самого человека— его голоса (речи, крика, смеха, пения). При этом ни на один звук человек не реагирует так быстро, как на звуки человеческого голоса.
Когда звучит голос человека (его речь, пение, смех или плач, мы не просто слышим его, но и воспринимаем телесно и независимо от нашего сознания резонируем с ним. Человек непроизвольно включает окружающих его людей в процесс проживания своего голоса. При этом всего одна пятая часть производимого человеком звука направлена во внешнее пространство, т. е. на других людей. Остальная же часть вибраций охватывает внутреннее пространство натуго тела, вызывая резонанс всех органов и систем собственного организма. Все вступает во взаимодействие, когда человек кричит, говорит и поет; кости рук, ног, мышцы, кровь. Потому так важно для нашего психического и физического здоровья, что и как мы сами говорим. Взаимо- связь голос -психическое состояние является одним из сильнейших средств воздействия на любого человека, но особенно на детей. Голос взрослого может влиять на их душевное состояние — врачуя или, наоборот, ухудшая их состояние,
Все это доказывает, что голос как средство общения обладает определенной силой воздействия.
И, наконец, голос человека при его желании и благоприятных условиях может стать музыкальным инструментом, единственным и неповторимым, как отпечатки пальцев. Воспользоваться своим музыкальным инструментом можно всегда и в любое время на протяжении всей жизни. При помощи этого инструмента человек может выразить свое настроение, передать в пении свое эмоциональное и душевное состояние.
Надо отметить, что голос может не только красиво звучать, приносить удовольствие себе и другим, но он еще способен оздоровить поющего человека. Доказано, что пение гармонизирует деятельность всех жизненно важных органов и систем организма. Кроме того, пение освобождает человека от негативных эмоций, мыслей, снимает нервное напряжение, приводит человека к состоянию покоя и радости. Однако надо отметить, что пение, музыкальное интонирование — явление очень непростое, и зависит оно от нескольких факторов.
Во-первых, это наличие наследственных музыкальных способностей, доставшихся ребенку от родителей (у большинства детей наследственные способности очень скромны или их нет).
Во-вторых, это окружающая музыкально-певческая среда, в которой живут традиции семейного пения, сопровождающие ребенка с рождения. Музыкальное окружение, когда в семье кто-нибудь играет или поет, является особенно благоприятным условием развития музыкального слуха и укрепления музыкальной памяти.
Наличие музыкально-певческой среды является фундаментом, на основе которого формируются музыкальные способности ребенка. В это время формирование голоса и речи ребенка полностью зависит от окружающих его взрослых.
Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Так же как и о внешнем виде, люди судят о голосе незнакомого человека, учителя, ведущего на радио или политического деятеля в течение первых нескольких секунд. Неважно, известный вы человек или нет. Несмотря на запоминающуюся внешность некоторых известных людей, вспоминая их, мы в первую очередь вспоминаем голос.
Голос, для человека, важен так же, как его внешность, манеры, имидж, умение держаться на людях. Это тот инструмент, с помощью которого люди доносят свое сообщение до аудитории. Взаимопонимание между выступающим и слушающими в аудитории, зависит от голосовых и речевых данных. Голос может привлечь слушателей, убедить их в чем-то, завоевать их поддержку и доверие. Можно расшевелить людей или усыпить их, очаровать или оттолкнуть. Человеческий голос - могущественный инструмент.
Музыкальные клавиши
На первый взгляд, все части человеческого голосового аппарата имеют как структурные, так и функциональные ограничения. Для того чтобы производить музыкальные звуки, инструмент должен иметь три основных части:
1. Источник звука, который вибрирует в воздухе и генерирует частоту, воспринимаемую нами как высоту звука, а вместе с ней и более высокие частоты, определяющие тембр (окраску);
2. Один или несколько резонаторов, которые усиливают основную частоту, увеличивая силу колебаний;
3. излучающую поверхность или отверстие, которые передают звуки в воздух и, в конечном счете, в ухо слушателя.
В отличие от скрипичных струн, источник звука человеческого голоса (голосовые складки в гортани) имеет сложную структуру из трех слоев тканей, позволяющую нам производить звуковые частоты в пределах нескольких октав. В глубине каждой складки тянется голосовая связка. Глубже располагается сократимая мышечная ткань. Вся конструкция покрыта мягкой слизистой оболочкой. Каждый компонент важен для функционирования всей структуры. Растягивающее напряжение в связке быстро возрастает с ее удлинением (при помощи мышц, перемещающих хрящи, к которым прикреплены связки, что позволяет производить звуки высоких частот. В мышцах голосовых складок растягивающее напряжение увеличивается при их сокращении, что позволяет генерировать еще более широкий диапазон частот. Мягкая гибкая поверхность наружной оболочки колышется в потоке воздуха, выходящего из легких и обменивается энергией колебаний с воздушным потоком, создавая звуковые волны.
Певческие голоса и их классификации
Певческий голос характеризуется более широким диапазоном по сравнению с разговорной речью. Если диапазон разговорного голоса не более одной октавы (от 4 до 6 тонов, то диапазон певческого -- две октавы, а иногда и более.
В пении различают грудной звук (грудной регистр) и фальцет (головной или фальцетный регистр). Как уже говорилось, в образовании звука главную роль играют поперечные колебания голосовых складок -- внутрь и наружу. Именно они в полном объеме имеют место при грудном регистре. При фальцетном регистре голосовые складки расслабляются, колеблются лишь их края; голосовая щель закрыта не полностью, имеет эллипсоидную форму. Фальцет (от итальянского слова falso -- ложный) -- способ формирования высоких звуков, превышающих по частоте естественный грудной регистр.
Высота голоса человека зависит в основном от частоты колебаний голосовых складок, а это в свою очередь зависит от их длины, ширины, упругости и натяжения. Последнее осуществляется перстнещитовидной мышцей, которая особенно развита у певцов-профессионалов и которую Н. П. Симановский метко назвал музыкальной мышцей, поскольку она действует как колок у скрипки: при своем сокращении наклоняет вперед щитовидный хрящ, приближает его к перстневидному и тем самым обеспечивает натяжение голосовых складок. Эта мышца играет важную роль в образовании фальцетного звука.
Сила голоса находится в прямой зависимости от величины воздушного давления в подголосовой полости, степени напряжения голосовых складок и определяется амплитудой их колебаний.
Тембр, или окраска, -- важнейшее качество и выразительное средство голоса, особенно певческого. Формируется тембр благодаря сопутствующим основному тону призвукам -- обертонам (гармоникам). Они возникают как в голосовой щели при колебаниях голосовых складок, так и при прохождении звука через резонаторные полости (обертоны "надставной трубы"). При этом различают постоянный и подвижной (меняющийся) типы резонаторов. К резонаторам постоянного типа относится, например, твердое небо, крутизна которого, как и форма других резонаторов этого типа, имеет индивидуальные особенности, что во многом определяет различный характер тембра голоса. Подвижной тип резонаторов обеспечивает возможность изменения тембра в процессе пения или речи и наряду с изменением высоты и силы голоса используется для выражения эмоций певцом, драматическим актером, лектором. Хотя тембр в значительной мере природное качество, однако, он может быть улучшен посредством специальных упражнений для голоса.