Анастасия Бузинова
Консультация «Что такое мелкая моторика и почему важно её развивать»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое мелкая моторика и почему важно её развивать
Мы часто слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Развитые двигательные реакции рук помогают нам шнуровать ботинки или закрывать дверь на ключ. К мелкой моторике относятся действия, в которых необходимо совмещать движения глаз и рук, как в рисовании, например. Всегда надо помнить, что развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков (Л. В. Антакова-Фомина, М. М. Кольцова, Е. И. Исенина). Согласно этим исследованиям, около трети коры головного мозга отвечает за развитие моторики рук. Кроме того, эта треть расположена максимально близко к речевому центру. Именно поэтому двигательная активность кистей и пальцев отвечает за речь человека. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться, обуваться и т. д.
Публикация «Консультация „Что такое мелкая моторика и почему важно её развивать“» размещена в разделах
Поэтому развитие мелкой моторики рук ребенка раннего возраста является одной из основополагающих задач при обучении речевым навыкам, и начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, можно начинать вкладывать ему в ручку погремушки, давать прикоснуться пальчиками к тканям разных фактур, сделать малышу массаж ручек, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Имея взаимосвязь с мышлением, вниманием, памятью, речью мелкая моторика просто не может не отразится на учебе ребенка. Детки с недостаточно развитой мелкой моторикой неловко держат ручку, карандаш. Буквы пишут вкривь и вкось. В выполнении ряда учебных и бытовых заданий дети с нарушением моторики затрудняются гораздо сильнее сверстников. Это влияет на эмоциональное благополучие и самооценку ребенка. Поэтому развитие мелкой моторики – это важная часть подготовки ребенка к школе.
Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:
• Игры с мелкими предметами — пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п. ;
• Пальчиковые игры;
• Массаж кистей и пальцев и т. д. ;
• Лепка.
Не зря существует выражение, что наш ум – на кончиках наших пальцев. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным и способным, то следует обратить внимание на развитие мелкой моторики. Старайтесь как можно больше заниматься с ребёнком дома. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении. И помните, что все занятия должны проходить в игровой форме!