Екатерина Калмыкова
Консультация «Что такое дизартрия?»
▼ Скачать + Заказать документы
Дизартрия - это нарушение речи, вызванное поражением центральной нервной системы. Дизартрия почти всегда возникает при детском церебральном параличе у детей и при инсультах у взрослых. Заболевание проявляется в виде различных дефектов и отклонений: нарушение речевого дыхания (тихий и слабый голос или напротив очень резкий, звукопроизношения (нечеткость, смазанность, моторики, отсутствие плавности речи, а также нарушений глотания.
Дизартрия требует качественной диагностики и лечения. Основное лечение - это занятия с логопедом, а также применение медикаментозных препаратов и физиотерапии.
Публикация «Консультация „Что такое дизартрия?“» размещена в разделах
Овладение грамотой при дизартрии
Уровень владения звуковым анализом у подавляющего большинства детей-дизартриков является недостаточным для усвоения грамоты. Дети, поступившие в массовые школы, бывают совершенно не в состоянии усвоить программу 1-го класса.
Письмо
Особенно ярко отклонения в звуковом анализе проявляются во время слухового диктанта.
Приведу образец письма мальчика, проучившегося три года в массовой школе: дом - "дамы", муха - "муахо", нос - "оуш", стул - "уо", глаза - "нака" и т. п.
Другой мальчик после года пребывания в массовой школе пишет вместо "Дима идет гулять" - "Дима дапет гул ц"; "В лесу осы" - "Лусу осы"; "Мальчик кормит кошку молоком" - "Малкин лали кашко малоко".
Наибольшее количество ошибок в письме детей, страдающих дизартрией, приходится на замены букв. Нередко встречаются замены гласных: дети - "дету", зубы - "зуби", боты - "буты", мост - "мута" и др. Неточное, носовое произношение гласных звуков приводит к тому, что они почти не различаются по звучанию.
Многочисленны и разнообразны замены согласных:
л-р: белка - "берка"; х-ч: мех - "меч"; б-т: утка - "убка"; г-д: гудок - "дудок"; с-ч: гуси - "гучи"; б-п: арбуз - "арпус".
Характерными являются случаи нарушения слоговой структуры слова за счет перестановки букв (книга - "кинга", пропуск букв (шапка - "шапа", сокращение слоговой структуры из-за недописывания слогов (собака - "соба", ножницы - "ножи" и др.).
Нередки случаи полного искажения слов: кровать - "дамла", пирамидка - "макте", железная - "неаки" и др. Такие ошибки наиболее характерны для детей с глубокими нарушениями артикуляции, у которых нерасчлененность звукового состава речи связана с искаженным звукопроизношением.
Кроме того, в письме детей-дизартриков распространены такие ошибки, как неправильное употребление предлогов, неверные синтаксические связи слов в предложении (согласование, управление) и др. Эти нефонетические ошибки тесным образом связаны с особенностями овладения детьми-дизартриками устной речью, грамматическим строем, словарным запасом.
Самостоятельное письмо детей отличается бедным составом предложений, их неправильным построением, пропусками членов предложения и служебных слов. Некоторым детям совершенно недоступны даже небольшие по объему изложения.
Чтение
Чтение детей-дизартриков обычно крайне затруднено за счет малоподвижности артикуляционного аппарата, трудностей в переключении от одного звука к другому. Большей частью оно послоговое, интонационно не окрашенное. Понимание читаемого текста недостаточное. Например, мальчик, прочитав слово стул, показывает на стол, прочитав слово котел, показывает картинку, изображающую козла (котел-козел).