Елена Александровна Папушина
Консультация «Что нужно знать взрослым о природе аддиктивного поведения подростков»
▼ Скачать + Заказать документы
Что нужно знать взрослым о природе аддиктивного поведения подростка.
Подростковый возраст - самый уязвимый для возникновения разнообразных нарушений и в то же время самый благоприятный для овладения нормами дружбы. Это самый эмоционально насыщенный период в жизни человека, когда явно выражены негативные особенности возрастного кризиса, формируется часто отклоняющееся поведение, инициированное влиянием различных идеологий. Подавляющее большинство подростков, помещенных в Центр помощи семье и детям имеют резко выраженные особенности подросткового возраста, то есть подростковый комплекс, в котором и возникают причины адиктивного поведения. Он характеризуется беспокойством, тревогой, склонностью подростка к резким колебаниям настроения, меланхолией, импульсивностью, негативизмом, конфликтностью и противоречивостью чувств, агрессивностью.
Публикация «Консультация „Что нужно знать взрослым о природе аддиктивного поведения подростков“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Психология подростка
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Как же общаться с подростками? Как помочь им не попасть в беду и не пропасть в реалиях жизни? Что нужно знать и родителям, и специалистам, работающим с подростками, чтобы стать для них авторитетным человеком, «спасательным кругом»?
Психологическими особенностями подросткового возраста являются перепады настроения, категоричность высказываний и суждений, желание быть признанным и оцененным, показная бравада и независимость, борьба с авторитетами и обожествление кумиров. Эгоистичность может проявляться наряду с преданностью и самопожертвованием. Проявление грубости и бесцеремонности к другим людям сочетается с неимоверной собственной ранимостью, колебаниями ожиданий от сияющего оптимизма к самому мрачному пессимизму. В этот непростой период их жизни обостряется чувствительность к оценке другими его внешности, способностей, силы, умений в сочетании с излишней самоуверенностью, чрезмерным критиканством, пренебрежением к суждениям взрослых. Для подростка характерно сочетание чувственности с поразительной чёрствостью, а болезненной застенчивости - с нагловатостью. Жажда признания проявляется наряду с бравированием независимостью, а отказ от общепринятых правил - с обожествлением случайных кумиров. Чувственное фантазирование подростка сочетается с сухим мудрствованием.
Девиантное поведение подростка - это анализ его взаимодействия с реальностью, так как главным принципом нормы является приспособление индивида к своему реальному окружению, а аддикция - уклонение от жизни «взрослого человека», уход от ответственности. Уход от реальности выбирают, как правило, те, кто относится к ней негативно и не может адаптироваться к ней (по разным причинам).
Как правило, все формы девиантного поведения подростка взаимосвязаны - пьянство, употребление ПАВ, агрессивное поведение, противоправные действия образуют единый блок, и приобщение подростка к одному виду девиантного поведения повышает вероятность вовлеченности и в другие. При этом нет никаких специфических причин девиантности подростков, но социально-экономическое неравенство, неравенство возможностей своеобразно проявляется применительно к подросткам и молодёжи.
Аддиктивное поведение подростков (и взрослых) имеют разную степень тяжести: от практически нормального (вредные привычки) - до тяжёлой зависимости, приводящей часто к психической патологии. Вредная привычка - многократно повторяющееся действие, закреплённый способ поведения, агрессивный по отношению к самой личности (ухудшение состояния здоровья человека, как физическое, так и психическое, обществу. При этом важно помнить, что формирование всякого рода привычек (как вредных, так и здоровых) находится в тесной связи с периодами созревания человека, точнее с развитием его потребностно-мотивационной сферы.
Элементы аддиктивного поведения присущи любому человеку (употребление алкоголя, азартные игры, но проблема патологической зависимости начинается тогда, когда стремление к уходу от реальности начинает доминировать в сознании, становится центральной идеей. Особенность аддиктивного поведения подростка состоит в том, что уходя от реальности, он искусственно меняет своё психическое состояние, что даёт иллюзию безопасности и восстановления равновесия, в результате процесс начинает управлять личностью и пристрастие уже руководит ею.
Аддиктивные личности изо всех сил скрывают свою уязвимость с помощью отказа от реальности, утверждения собственной самодостаточности, агрессии и бравады. Уход от проблем стремительного современного мира - это самый простой и доступный для аддиктивной личности способ выживания. При этом нарушаются естественные адаптационные возможности личности, появляется психологический дискомфорт, причины которого бывают как внутренние, так и внешние. Следствием воздействия сильных негативных эмоций на человека является дезадаптация «я», выражающаяся хаотичным и нецелесообразным поведением. Список вариантов зависимого поведения с каждым годом увеличивается. Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью алкоголя, ПАВ, а также азартных игр, игр на бирже, участия в аукционах, частый просмотра телевизионных программ или сериалов, компьютера, секса (в том числе, однополого, переедания/голодания, длительного прослушивания оглушительной ритмичной музыки низкочастотных тонов, шопинга, нездорового увлечения литературой в стиле «фэнтези», «дамскими романами» и т. д. .
При смене таких состояний, как напряжение, эмоциональная боль, чувство одиночества, на положительные ощущения человек запоминает «путь устранения» неприятностей. И чем сильнее переживаемые эмоции, тем быстрее и легче формируется зависимость.
Американский психолог и психиатр Э. Берн объяснял механизм возникновения аддиктивного поведения эмоциональной депривацией, которая включает шесть видов голода: голод по сенсорной стимуляции, голод по признанию, голод по контакту и физическому поглаживанию, сексуальный голод, структурный голод, или голод по структурированию времени, голод по инцидентам. Каждый из видов голода обостряется. Человек не находит удовлетворение чувству голода в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью
Развитие аддиктивного поведения начинается с фиксации, которая происходит при встрече с воздействием того, что произвело на будущего аддикта чрезвычайное, очень сильное впечатление, остающееся в памяти и легко извлекаемое из неглубокого подсознания. Стремление в последующем повторяется всё более часто, осуществление занимает всё больше времени, что мешает самовыражению в других направлениях и затрудняет критическое отношение. Подросток оказывается в ловушке, даже зная или предполагая о негативных последствиях своего поведения.
Мир аддикта - это тюрьма, откуда не вырваться, поэтому лучше уйти от решения этой проблемы любым доступным способом. Искусственное устранение, а не искоренение причин неприятного состояния усиливает вероятность его повторения через короткие промежутки времени. Этим объясняется, в отдельных случаях, тщетность попыток коррекции аддиктивного поведения.