Папки-передвижки

Консультация «Что нужно знать взрослым о природе аддиктивного поведения подростков»

Елена Александровна Папушина
Консультация «Что нужно знать взрослым о природе аддиктивного поведения подростков»

Что нужно знать взрослым о природе аддиктивного поведения подростка.

Подростковый возраст - самый уязвимый для возникновения разнообразных нарушений и в то же время самый благоприятный для овладения нормами дружбы. Это самый эмоционально насыщенный период в жизни человека, когда явно выражены негативные особенности возрастного кризиса, формируется часто отклоняющееся поведение, инициированное влиянием различных идеологий. Подавляющее большинство подростков, помещенных в Центр помощи семье и детям имеют резко выраженные особенности подросткового возраста, то есть подростковый комплекс, в котором и возникают причины адиктивного поведения. Он характеризуется беспокойством, тревогой, склонностью подростка к резким колебаниям настроения, меланхолией, импульсивностью, негативизмом, конфликтностью и противоречивостью чувств, агрессивностью.

Публикация «Консультация „Что нужно знать взрослым о природе аддиктивного поведения подростков“» размещена в разделах

Как же общаться с подростками? Как помочь им не попасть в беду и не пропасть в реалиях жизни? Что нужно знать и родителям, и специалистам, работающим с подростками, чтобы стать для них авторитетным человеком, «спасательным кругом»?

Психологическими особенностями подросткового возраста являются перепады настроения, категоричность высказываний и суждений, желание быть признанным и оцененным, показная бравада и независимость, борьба с авторитетами и обожествление кумиров. Эгоистичность может проявляться наряду с преданностью и самопожертвованием. Проявление грубости и бесцеремонности к другим людям сочетается с неимоверной собственной ранимостью, колебаниями ожиданий от сияющего оптимизма к самому мрачному пессимизму. В этот непростой период их жизни обостряется чувствительность к оценке другими его внешности, способностей, силы, умений в сочетании с излишней самоуверенностью, чрезмерным критиканством, пренебрежением к суждениям взрослых. Для подростка характерно сочетание чувственности с поразительной чёрствостью, а болезненной застенчивости - с нагловатостью. Жажда признания проявляется наряду с бравированием независимостью, а отказ от общепринятых правил - с обожествлением случайных кумиров. Чувственное фантазирование подростка сочетается с сухим мудрствованием.

Девиантное поведение подростка - это анализ его взаимодействия с реальностью, так как главным принципом нормы является приспособление индивида к своему реальному окружению, а аддикция - уклонение от жизни «взрослого человека», уход от ответственности. Уход от реальности выбирают, как правило, те, кто относится к ней негативно и не может адаптироваться к ней (по разным причинам).

Как правило, все формы девиантного поведения подростка взаимосвязаны - пьянство, употребление ПАВ, агрессивное поведение, противоправные действия образуют единый блок, и приобщение подростка к одному виду девиантного поведения повышает вероятность вовлеченности и в другие. При этом нет никаких специфических причин девиантности подростков, но социально-экономическое неравенство, неравенство возможностей своеобразно проявляется применительно к подросткам и молодёжи.

Аддиктивное поведение подростков взрослых) имеют разную степень тяжести: от практически нормального (вредные привычки) - до тяжёлой зависимости, приводящей часто к психической патологии. Вредная привычка - многократно повторяющееся действие, закреплённый способ поведения, агрессивный по отношению к самой личности (ухудшение состояния здоровья человека, как физическое, так и психическое, обществу. При этом важно помнить, что формирование всякого рода привычек (как вредных, так и здоровых) находится в тесной связи с периодами созревания человека, точнее с развитием его потребностно-мотивационной сферы.

Элементы аддиктивного поведения присущи любому человеку (употребление алкоголя, азартные игры, но проблема патологической зависимости начинается тогда, когда стремление к уходу от реальности начинает доминировать в сознании, становится центральной идеей. Особенность аддиктивного поведения подростка состоит в том, что уходя от реальности, он искусственно меняет своё психическое состояние, что даёт иллюзию безопасности и восстановления равновесия, в результате процесс начинает управлять личностью и пристрастие уже руководит ею.

Аддиктивные личности изо всех сил скрывают свою уязвимость с помощью отказа от реальности, утверждения собственной самодостаточности, агрессии и бравады. Уход от проблем стремительного современного мира - это самый простой и доступный для аддиктивной личности способ выживания. При этом нарушаются естественные адаптационные возможности личности, появляется психологический дискомфорт, причины которого бывают как внутренние, так и внешние. Следствием воздействия сильных негативных эмоций на человека является дезадаптация «я», выражающаяся хаотичным и нецелесообразным поведением. Список вариантов зависимого поведения с каждым годом увеличивается. Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью алкоголя, ПАВ, а также азартных игр, игр на бирже, участия в аукционах, частый просмотра телевизионных программ или сериалов, компьютера, секса (в том числе, однополого, переедания/голодания, длительного прослушивания оглушительной ритмичной музыки низкочастотных тонов, шопинга, нездорового увлечения литературой в стиле «фэнтези», «дамскими романами» и т. д. .

При смене таких состояний, как напряжение, эмоциональная боль, чувство одиночества, на положительные ощущения человек запоминает «путь устранения» неприятностей. И чем сильнее переживаемые эмоции, тем быстрее и легче формируется зависимость.

Американский психолог и психиатр Э. Берн объяснял механизм возникновения аддиктивного поведения эмоциональной депривацией, которая включает шесть видов голода: голод по сенсорной стимуляции, голод по признанию, голод по контакту и физическому поглаживанию, сексуальный голод, структурный голод, или голод по структурированию времени, голод по инцидентам. Каждый из видов голода обостряется. Человек не находит удовлетворение чувству голода в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью

Развитие аддиктивного поведения начинается с фиксации, которая происходит при встрече с воздействием того, что произвело на будущего аддикта чрезвычайное, очень сильное впечатление, остающееся в памяти и легко извлекаемое из неглубокого подсознания. Стремление в последующем повторяется всё более часто, осуществление занимает всё больше времени, что мешает самовыражению в других направлениях и затрудняет критическое отношение. Подросток оказывается в ловушке, даже зная или предполагая о негативных последствиях своего поведения.

Мир аддикта - это тюрьма, откуда не вырваться, поэтому лучше уйти от решения этой проблемы любым доступным способом. Искусственное устранение, а не искоренение причин неприятного состояния усиливает вероятность его повторения через короткие промежутки времени. Этим объясняется, в отдельных случаях, тщетность попыток коррекции аддиктивного поведения.

Публикации по теме:

Консультация «Что нужно знать родителям о профилактике сколиоза у детей»Консультация «Что нужно знать родителям о профилактике сколиоза у детей» Позвоночник человека представляет собой некую ось, на которой держится всё тело. Он внутри себя содержит спинной мозг – своеобразный центр.

Конспект занятия-путешествия «Правила дорожного движения нужно знать всем без исключения»Конспект занятия-путешествия «Правила дорожного движения нужно знать всем без исключения» Задачи: 1. Закрепить и уточнить знания о наземном транспорте, об улице (проезжая часть, тротуар, переход). Знать дорожные знаки, значение.

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о девочке»Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о девочке» Независимо от возраста, девочкам требуется больше заботы. Задача родителей - дать девочке больше заботы, понимания и уважения, чтобы.

Консультация для воспитателей «Что нужно знать родителям о коронавирусе»Консультация для воспитателей «Что нужно знать родителям о коронавирусе» Уважаемые коллеги! Обычно простудные сезоны достаточно тяжелы для родителей — дети приносят из детских садов и школ весь ассортимент инфекций.

Консультация для воспитателей «Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты»Консультация для воспитателей «Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты» по методическому пособию «Играем, читаем, пишем» Астафьева Е. О.» Письменная речь является продолжением устной речи, а значит, развитию.

Правила дорожного движения нужно знать! (фотоотчёт)Правила дорожного движения нужно знать! (фотоотчёт) Здравствуйте уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет конкурса " Светофорчик", который проходит в нашем районе, с помощью.

Правила поведения в природеПравила поведения в природе «Нет в природе ни полезных, ни вредных – одни только необходимые». Н. Сладков. 1. Будь вежливым гостем у добрых хозяев (лесных, луговых,.

Памятка о правилах поведения в природе Когда идешь в поход, соблюдай следущие правила: Правило №1 Убирай за собой мусор!Используй специальные мешки,чтобы забрать мусор с собой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Что нужно знать взрослым о природе аддиктивного поведения подростков»
Опубликовано: 18 ноября 2023 в 00:45
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД