Ирина Дворянинова
Что надо знать о логоритмике
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время имеется тенденция к возрастанию количества детей с речевыми патологиями. Нас, педагогов, должно волновать речевое развитие детей, потому что правильная речь –это одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем лучше развита речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, общение со сверстниками, совершеннее его умственное и психофизическое развитие.
Нарушение речи негативно влияет на психическое, физическое, умственное развитие детей, на их деятельность, поведение, формирование личности, вызывают психические расстройства, приводят к возникновению замкнутости, нерешительности.
Публикация «Что надо знать о логоритмике» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение, движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных эмоциях дети лучше усваивают материал, готовятся к правильному произношению.
Одним из эффективных методов преодоления речевых нарушений – является логоритмика.
Логоритмика – это система музыкально-ритмического воспитания в состав которого входит: речь, движение, музыка. Эти 3 составные части взаимосвязаны между собой. Логоритмические занятия включают в себя пальчиковые, речевые, коммуникативные игры, упражнения для развития мелкой моторики; песни с движениями, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями, упражнения на развитие мимики, эмоций, массажи пальцев, элементарное музицирование на шумовых инструментах, гимнастика для глаз, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Все упражнения проводятся по подражанию и заранее речевой материал не выучивается.
Хочется сделать акцент на музыкально-ритмические движения, которые играют немаловажную роль в логоритмике. Музыка и движение благоприятно влияют на здоровье детей, помогают снять напряжение, усталость, умственную нагрузку.
Логоритмика имеет свои направления, о которых необходимо знать педагогам, а также родителям
- ходьба и маршировка в различных направлениях
- упражнения на регуляцию мышечного тонуса
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции
- упражнения на активизацию внимания и памяти
- счетные упражнения, формирующие чувство музыкального темпа
- ритмические упражнения
- пение
- игра на музыкальных инструментах (музицирование)
- пальчиковые игры
- упражнения на развитие мимики, эмоций.
В нашем детском саду ведется планомерная и систематическая работа с детьми по логоритмике. В учебную работу включен разнообразный материал (речевой, песенный, двигательный, который построен в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлен на овладение чувством ритма, что способствует формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития детей.
Организатором занятий может выступать музыкальный руководитель, логопед или воспитатель. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движение; воспитатель продолжает эту работу на речевых занятиях и в игровой деятельности, а родители продолжают выполнять рекомендации специалистов дома.
Главный принцип достижения эффективности в работе -индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных, психофизических и речевых возможностей и совместная работа педагогов и родителей.
Вот несколько примеров логоритмических упражнений без музыкального сопровождения, которые можно использовать как в детском саду, так и в домашних условиях.
ПРИМЕР 1.
Ветерок листвой шумит - дети ритмично потирают ладонь о
Шу-шу-шу, шу-шу-шу. ладонь
В трубах громко он гудит: - ритмично хлопают над головой
У-у-у, у-у-у.
Поднимает пыль столбом - ритмично топают ногами
Бом-бом-бом, бом-бом-бом.
Дует он везде, кругом - ритмично переступая,
Гом-гом-гом, гом-гом-гом. поворачиваются вокруг себя
Может вызвать бурю он - поднимают руки в стороны и
Страх-страх, страх-страх! делают вращательные движения.
Ах-ах, ах-ах. – ритмично покачивают головой Е. Алябьева
ПРИМЕР 2. «ВЕСЕЛЫЕ МЕДВЕЖАТА» (авторская разработка)
Медвежата в чаще жили - переступают с ноги на ногу
Головой своей крутили - вертят головой в разные стороны
Вот так! - разводят руками в стороны
Медвежата мед искали - идут вперевалочку «ищут»
Дружно кустик раскачали - раскачивают руками вперед-назад
Вот так! - разводят руками в стороны
Вперевалочку ходили - идут вперевалочку
И из речки воду пили - делают вид, что пьют воду
Вот так! - разводят руками в стороны
А потом они плясали - пляшут высоко поднимая колени
Выше лапы поднимали
Вот так!
ПРИМЕР 3. «ЗАБОТЛИВОЕ СОЛНЫШКО» (авторская разработка)
Утром солнышко восходит высоко - потянуться вверх
Вечером заходит глубоко. – опустить руки вниз
Днем гуляет по небу оно - круговые движения обеими руками
Согревает всех, - обнять себя, потом раскрыть руки
лучи раскинув широко
Гладит ласково листочки и цветы -поглаживать правой и левой рукой
поочередно
Людям золотит и щеки, и носы - поглаживание по щекам и по носу.
Практика показала, что систематическое проведение логоритмических
занятий способствует улучшению развития речи и музыкальности; настраивает детей на положительные эмоции, учит общению со сверстниками.