Анна Маньшина
Консультация «Что делать, когда…»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети в одной семье ссорятся…
Ссоры между братьями и сестрами в одной семье, ревность – довольно частое явление, которое возникает после появления младшего ребенка. Причиной ссор является нарушение отношений привязанности, которая сформировалась между матерью и старшим ребенком. Оставаясь голодным и нуждающимся, старший ребенок видит, как внимание принадлежит младшему. У старшего ребенка возникают легкие эмоциональные нарушения, связанные с изменением семейной обстановки, перераспределением родительского внимания. Соперничество, ревность проявляются конкуренцией за внимание, любовь родителей. Соперничество детей в семье может приобрести и тяжелые формы, в этом случае необходимо сопровождение специалистов.
Публикация «Консультация „Что делать, когда…“» размещена в разделах
В качестве профилактики необходимо старшего ребенка подготовить к рождению сестры/братика: рассказать об особенностях младенцев, потребностях, режиме дня, предстоящем перераспределении свободного времени мамы. После выписки из роддома можно включать ребенка в процесс ухода за младенцем, хвалить, подчеркивая важность его помощи.
Важно каждому ребенку ежедневно иметь время наедине с мамой. Хотя бы 20-30 минут. Только мама и ребенок. И больше НИКОГО. Только вдвоем разговаривать, рисовать, лепить, гулять…
Крайне нежелательно организовывать для детей общее пространство. Будет лучше, если у каждого будет свой стол, стул, шкаф, кровать, комната, игрушки…
В целом соперничество достаточно хорошо поддается коррекции. Полноценные детско-родительские отношения, пластичность нервной системы ребенка позволяют преодолеть ревность в течение нескольких месяцев.
Дети кусаются…
Нормально развивающиеся дети почти всегда кусаются на каком-либо этапе своего развития. Впервые это может проявиться в полгода, пик приходится на возраст 2-3 лет.
Тому, что дети «пробуют на зуб» не только игрушки, но и других людей, существует несколько причин:
- Желание приблизиться к окружающим и вступить с ними контакт. В раннем возрасте рот является одним из главных органов, помогающих ребенку в исследовании мира.
- Невозможность совладать с сильными эмоциями. Ребенок кусает, если он очень зол и раздражен, например, когда у него отобрали игрушку. Ребенок понимает, что его обидели, поскольку ответить не может, то выражает свои эмоции, кусая обидчика.
- Сложная психологическая ситуация дома: рождение младшего ребенка, уехавший в командировку отец, ссоры между родителями. Повышению агрессивности ребенка способствуют также чрезмерная гиперопека родителей и большое количество запретов, когда ребенку постоянно все запрещают, часто наказывают за мелкие провинности и шалости.
Для профилактики, прежде всего, стараться предупредить агрессивные действия со стороны ребенка по отношению к другим. Если ребенок начинает сердиться спросить: «Ты хочешь поиграть с куклой или машинками?». Помочь ребенку распознать его чувства, например: «Ты сердишься, потому что не хочешь отдавать свою игрушку?».
Если кусается ребенок, который не умеет еще говорить, необходимо озвучить его поведение: «Ты кусаешься. Это больно». Далее сказать: «Нельзя кусать людей.», «Кусать можно только яблоки». Внешняя твердость взрослых помогает ребенку различать, что можно и что нельзя, что хорошо и что плохо.
Можно предложить побыть одному, потому что долгое времяпрепровождения ребенка в коллективе детей или взрослых вызывает переутомление.
Если не удалось предупредить агрессивное поведение ребенка, необходимо в этом случае остановить дальнейшее проявление агрессивных действий со стороны ребенка. Для этого осторожно, без резких движений обнять его.
Если ребенок укусил или ударил вас – скажите ему безразличным тоном: «Мне больно. Я очень сержусь, когда меня кусают». Ни в коем случае нельзя кричать, бить его. В момент, когда дети кого-то кусают, их переполняет чувство злости. Они не способны осознавать то, что делают.
Необходимо утешить пострадавшего, проявить к нему сочувствие на глазах укусившего его ребенка. Таким образом, укусившему ребенку и другим детям подается пример того, как нужно выражать сочувствие. Дать возможность ребенку самому проявить сочувствие, предложить наложить пластырь на место укуса, извиниться, нарисовать рисунок и подарить пострадавшему.
Ребенок невнимательный…
Лучше всего для развития внимательности у детей подойдут игры:
«Секретное слово». Для детей от 4 лет. Игра помогает ребёнку развить умение контролировать себя, длительное время руководствоваться заданным правилом, а также тренирует память и внимание.
Ведущий договаривается с игроками, что они будут повторять за ним все слова, кроме, например, названий растений (имён мальчиков, слов со звуком «У» и др.) – их повторять нельзя. Вместо этого, услышав название растения, нужно хлопнуть в ладоши (топнуть ногой, подпрыгнуть и т. п.) Можно ввести штрафные очки за ошибки (конечно, когда ребёнок уже хорошо поймёт суть игры).Когда ошибок станет мало, можно перейти к игре с соблюдением уже двух правил. Например, названия птиц заменяем на один хлопок, а названия предметов красного цвета – на два хлопка.
Хорошо будет, если вы станете записывать количество очков, набранных в каждой игре: так ребёнку будет видно, как с каждым разом к лучшему меняется его результат. И не забывайте меняться ролями!
«Репка». Подходит для разных возрастов (начиная лет с 4 и до бесконечности). Игра помогает ребёнку развить умение контролировать себя, а также тренирует память, внимание и быстроту реакции. Суть этой игры схожа с предыдущей. Интереснее, когда играют несколько человек (от 2 и больше). Игроки рассказывают сказку «Репка» по одному предложению, друг за другом. При этом заменяют названия и имена главных персонажей таким образом:
Репка – на два хлопка в ладоши
Дедка – на слова «кхе-кхе»
Бабка – на слова «ой-ой»
Внучка – на слова «ля-ля»
Жучка – «гав-гав»
Кошка – «мяу-мяу» или «мур-мур»
Мышка – «пи-пи»
Получается примерно следующее: Посадил кхе-кхе хлоп-хлоп (два хлопка). Выросла хлоп-хлоп большая-пребольшая. Пошёл кхе-кхе тянуть хлоп-хлоп. Тянет-потянет – вытянуть не может. Позвал кхе-кхе ой-ой. Ой-ой за кхе-кхе, кхе-кхе за хлоп-хлоп, тянут-потянут…Ну, и т. д.
Главное – не ошибиться и не пропустить нужное слово. На начальном этапе можно заменять не всех персонажей сразу, а одного-двух. По мере освоения игры добавлять и другие замены. Можно вместо сказки «Репка» взять любую другую, недлинную и хорошо знакомую всем игрокам, или небольшое стихотворение с часто повторяющимися словами.
«Да и нет не говорите». Подходит для разных возрастов (начиная лет с 5-6 и до бесконечности). В игре ребёнок учится контролировать свою речь. Кроме того, игра способствует обогащению словарного запаса за счёт синонимов, развивает быстроту реакции. Перед игрой нужно договориться, какие слова будут запрещёнными (как правило, это «да» и «нет», «чёрный» и «белый», но можно и другие). Затем водящий задаёт каждому игроку по очереди любой вопрос так, чтобы спровоцировать его на ответ запрещённым словом. Игроки в свою очередь, отвечая на вопрос, стараются избежать запрещённого слова, заменяя его на другие, подходящие по смыслу. Например:
- Ты любишь мороженое?
- Обожаю! (Вместо: «Да!»)
Тот игрок, который всё же ответил запрещённым словом, считается проигравшим и либо становится сам водящим, либо выходит из игры.
«Сокровища пирата». Подходит для разных возрастов (начиная лет с 4 и старше). Игра развивает умение контролировать свои двигательные и эмоциональные реакции, выдержку. Водящий – это пират. Он сидит в определённом месте комнаты, а рядом с ним, на расстоянии примерно в полметра лежит какой-либо небольшой предмет (сокровища). Пока пират «спит», остальные игроки медленно, на цыпочках, подкрадываются к нему, стараясь забрать «сокровища». Если пират услышит какие-либо звуки, он открывает глаза, и крадущиеся игроки должны тут же замереть, чтобы их «не заметили». Тот, кто не успел замереть, отходит назад на несколько шагов. Кто успел, тот продолжает движение, когда пират снова «уснёт». Выигрывает тот, кто сможет тихо подкрасться и забрать пиратские сокровища.
«Разведчики». Для детей от 5 лет. Игра развивает наблюдательность, умение контролировать свои двигательные и эмоциональные реакции. Ведущий прячет (ставит или кладёт где-либо на видном месте) в комнате какой-то небольшой предмет, который игроки будут искать. Они могут повсюду ходить и заглядывать во все углы, но открывать шкафы не нужно, так как он лежит на видном месте. Тот, кто найдет игрушку, должен сохранить свою находку в тайне, не выдавая себя ни смехом, ни намеками. Он просто должен сесть и молча наблюдать, как остальные продолжают поиск. Тот, кто первым найдет спрятанную игрушку, в следующий раз прячет её.
«Черепашьи бега». Для детей от 5 лет. Эта игра может помочь ребёнку-непоседе научиться в некоторых ситуациях сдерживать свою чрезмерную активность и подвижность (то есть развивает всё те же самоконтроль и терпение). Лучше, если игроков будет несколько. Все выстраиваются в одну линию и по сигналу начинают очень медленно двигаться вперёд (заранее оговорить, до какого ориентира – например, до стола и т. п.) Самое интересное, что победителем считается тот, кто придёт к финишу последним!
Кроме этих игр, для развития воли у ребёнка подойдут любые, в которых нужно соблюдать правила (домино, лото, шашки и шахматы, «ходилки» с кубиком и фишками и другие) и даже подвижные типа старых добрых «классиков», «резиночек», догонялок, вышибал, футбола и т. д.
Можно использовать и упражнения на развитие внимания детей:
• Что изменилось? (раскладываете несколько предметов, ребёнок смотрит, отворачивается, вы что-то меняете, он поворачивается и угадывает)
• Найди отличия
• Запутанные линии
• Найди пару
• Съедобное – несъедобное
• Нарисуй (напиши) по образцу
• Найди и зачеркни (все буквы Р или другие в печатном тексте)
• Повторяй за мной (показываете любые движения) и др.
Важно помнить, что дети, которым сложно сосредоточиться, быть внимательными, склонны к быстрому утомлению. Этот фактор важно учитывать и не допускать эмоционального перевозбуждения и перегрузок.