Ирина Щетинина
Консультация «Чтение с малышами»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль чтения для Малышей.
Чтение художественной литературы в младшей группе является отличным способом для интеллектуального и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Оно позитивно влияет на коммуникативные качества, а также на развитие речевых навыков. Позволяет воспитателю открывать через поэтические и художественные образы мира взаимоотношений и человеческих чувств, красоту природы, особенности жизни в обществе.
Публикация «Консультация „Чтение с малышами“» размещена в разделах
Именно чтение обогащает эмоциональный мир детей, способствует развитию их воображения, знакомит с удивительными образами литературного русского языка. Такие образы отличаются по механизму воздействия на психику ребёнка. Например, чтение художественной литературы в форме рассказов знакомит детей с точностью и лаконичностью слова. Стихи дают представление о музыкальности и ритмичности.
Как лучше всего осуществлять в ДОУ чтение художественной литературы? Младшая группа (картотека книг может быть составлена для удобства) отличается использованием большого количества стихов, сказок, которые помогут педагогу сформировать у ребят стабильный интерес к чтению.
В списке произведений, рекомендованных новым образовательным стандартом, есть русский фольклор: Сказки: «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Лиса и Заяц», «Снегурочка», «Кот, петух и лиса». Стихи: «Травка-муравка», «Пальчик-мальчик», «Сидит белка на тележке», «Радуга-дуга», «Сорока, сорока», «Чики-чики-чикалочки», «Как у нашего кота», «На улице три курицы», «Заря-заряница». «Жили у бабуси», «Тень-тень-потетень», «Еду-еду к бабе, к деду», «Тили-бом! Тили-бом!».
Помимо чтения сказок, стихотворений также в дошкольных учреждениях воспитатель использует для развития творчества и коммуникационных качеств у своих воспитанников запоминающиеся детские песенки. Например, во время разучивания песенки «Кораблик» у ребят формируется представление о море, осуществляется первое знакомство малышей с миром профессий.
Среди поэтических произведений, рекомендованных для данного возраста по ФГОС, выделяют: «Стишок с отгадками» Я. Балтвилкса; «Дождь» А. Босева; «Ёжик и барабан», Г. Виеру; «Хитрый ёжик», П. Воронько; «Карандаш», Н. Забила; «Кто скорее допьет?», «Маша не плачет» С. Капутикяна; «Быстроножка и Серая Одежка» Л. Милевой. Среди произведений можно выделить: «Капустный лист», автор Е. Бехлерова. «Лягушка в зеркале», автор Д. Биссет. «Маленький утёнок», автор А. Каралийчев. «Ухти-Тухти», автор Б. Поттер. «В магазине игрушек», «Друзья», «Игры», «Самокат», автор Ч. Янчарский. Чтение художественной литературы в младшей группе, например, народных сказок, способствует знакомству дошкольников с выразительным русским языком, образной речью, юмором, образными сравнениями.
С помощью народных сказок формируется интерес в подрастающем поколении к традициям предков, закладывается чувство гордости за свою страну. Ребёнок, который в дошкольном возрасте научится сопереживать литературным героям, не будет испытывать проблем при общении со сверстниками, взрослыми людьми. Именно в процессе чтения в подрастающем поколении формируют такие гуманные качества, как доброта, сочувствие, справедливость, забота. Какое ещё значение имеет художественное чтение?
Младшая группа - это оптимальный возраст для развития коммуникативных навыков, формирования основ гражданственности.
Эстетическое воспитание- с помощью художественного слова дети понимают красоту звучания русской речи. Оно даёт ребятам представление о нравственных качествах, которыми должен обладать человек.
В. А. Сухомлинский говорил о том, что чтение является тропинкой, по которой думающий и умный воспитатель найдет подход к сердцу ребёнка. Способствует формированию у дошкольников языковых форм, словесных характеристик.
Младшая группа - это время, когда важно формировать у подрастающего поколения поэтическую лексику, эмоциональный настрой, метафоры, сравнения, эпитеты.
Методика знакомства дошкольников с литературными произведениями Почему такое большое значение имеет в детском саду чтение детям? Младшая группа - это время, когда психологи рекомендуют развивать образное мышление.
Для того чтобы книга, которую читает воспитатель, была интересной для детей, можно использовать ролевые игры, кукольный театр. Во время чтения книги воспитатель меняет интонацию, делая акцент на положительных и отрицательных чертах героя, выделяя определенные сюжетные линии. Обязательным элементом после прочтения произведения является его обсуждение. Воспитатель задаёт ребятам вопросы, отвечая на которые, дети формируют свои речевые навыки. Они не только учатся излагать свои мысли, но и развивают коммуникативные навыки.
Как превратить в настоящий спектакль чтение сказки «Пряничный домик»?
Младшая группа может принять активное участие в «оживлении» этого произведения. С помощью мимики, движений, вооружившись мягкими игрушками, ребята могут вместе с воспитателем «прочитать» данное произведение.
Развитие речи- программа дошкольных учреждений предполагает формирование у детей определённой категории слов, которые обозначают названия предметов, элементарных действий, фраз. Все они присутствуют в литературных произведениях, входящих в программу ДОУ. Особое внимание уделяется расширению ориентирования дошкольников в существующей реальности. Короткие рассказы, потешки, стихи, рассматриваемые в этот период на занятиях, способствуют развитию активной речи, развитию умения задавать вопросы, передавать впечатления от услышанного художественного произведения. Игры по ролям во время чтения.
Специальные занятия по развитию речи, которые являются обязательным элементом программы в дошкольных учреждениях, предполагают применение двигательной активности, самостоятельной ролевой игры. Использование наглядных средств: живых и неживых объектов, изображений, игрушек, картинок сопровождается словами, репликами, позволяет малышам обогащать речь.
Произведения народного устного творчества, художественное слово, потешки, прибаутки, сказки - всё это предполагает в младшем дошкольном возрасте использование наглядности. Воспитатель показывает действия, движения, используя для этого игрушки. Ребёнок, слушая образную речь, воспринимает движения в полном соответствии с озвучиваемым текстом, воспроизводит небольшие отрывки из услышанной сказки или стихотворения. Особое значение имеет использование педагогических методов, способствующих развитию и совершенствованию самостоятельности дошкольников. Постепенно усложняются те задания, которые должны выполнять дошкольники. Например, они не просто слушают сказку, но и должны описать внешний вид героя, перечислить те качества, которыми он обладает. Подобные задания развивают в подрастающем поколении логическое мышление, формируют воображение, учат наблюдать и анализировать увиденные явления и события.
Для того чтобы у дошкольников был сформирован стабильный интерес к чтению, важно включать в программу дошкольного образования чтение книг отечественных и зарубежных авторов. Например, можно вместе с ребятами прочитать стихотворение А. Блока «Зайчик», затем обыграть его, воспользовавшись мягкими игрушками. При знакомстве малышей со стихотворением К. Бальмонта «Комарики-макарики» воспитатель одновременно осуществляет экологическое воспитание своих подопечных. Д. Мамин-Сибиряк в своих рассказах «Сказка про храброго Зайца- Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке» уделяет особое внимание красоте природы, важности бережного отношения к окружающему миру. Именно поэтому его произведения включены в список книг, рекомендованных для чтения в младшей группе детского сада. Какие ещё произведения вошли в этот перечень?
Это, например, рассказы К. Ушинского: «Васька», «Петушок с семьей», «Лиса Патрикеевна», «Уточки», «Ветер и Солнце». Без внимания не должны остаться в детском саду и произведения А. С. Пушкина. Например, в данном возрасте ребятам будет интересна его «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
В списке детских книг, рекомендованных для второй младшей группы ДОУ, есть и стихи С. Маршака: «Жираф», «Зоосад», «Страусенок», «Зебры», «Белые медведи», «Пингвин», «Лебеденок», «Верблюд», «Эскимосская собака», «Обезьяна», «Где обедал воробей?», «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка». Все детские книги учат малышей бережному отношению к окружающей природе, другим людям, способствуют формированию гармонически развитой личности дошкольников